Разработка информационно-методического обеспечения приобретения основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание

Основной целью аудита приобретения основных средств является выражение мнения аудитора о достоверности статей финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета о приобретении объектов основных средств в собственность организации и без перехода права собственности.

Содержание

1. Цели и задачи аудита приобретения основных средств

2. Нормативные акты, регулирующие объект аудита

3. Информация аудируемого лица

4. Оценка существенности искажений информации

5. Изучение и оценка системы внутреннего контроля аудируемого лица

6. Оценка аудиторского риска и определение объема выборки

7. Разработка плана и программы аудита приобретения основных средств

8. Организация выполнения аудиторских процедур и типичные искажения учетной и отчетной информации.

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Разработка информационно-методического обеспечения приобретения основных средств.doc

— 572.00 Кб (Скачать документ)
 

      В табл. 2.5 обобщены положения Гражданского кодекса, определяющие вещные права лиц, не являющихся собственниками, к которым, в частности,  относятся  право хозяйственного ведения и оперативного управления.

      Таблица 2.5

    Права оперативного управления и хозяйственного ведения: основания приобретения и прекращения

Понятие Источ-ник  Определение
1 2  3
Вещные  права лиц, не являющихся собственниками [1], ст.216      Вещными  правами наряду с правом собственности,  в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным  участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользования  земельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

    Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

    Переход права собственности  на имущество к другому лицу  не является основанием для  прекращения иных вещных прав  на это имущество.

Право оперативного управления [1], ст.296      Казенное  предприятие, а также учреждение  в отношении закрепленного за  ними имущества осуществляют  в пределах, установленных законом,  в соответствии с целями своей  деятельности, заданиями собственника  и назначением имущества права  владения, пользования и распоряжения им.

 Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество  и распорядиться им по своему усмотрению

Право хозяйственного ведения [1], ст.294  Государственное или муниципальное унитарное  предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом
Право

хозяйственного ведения и оперативного управления: приобретение и прекращение

[1], ст.299  Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования  имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права  собственности.

 Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника

Права собственника при передаче имущества в хозяйственное ведение [1], ст.295  Собственник имущества, находящегося в хозяйственном  ведении, в соответствии с законом  решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

 Собственник имеет право на получение части  прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

 Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника

 

      Содержание  нормативных актов по таким разделам, как «Право собственности на имущество  по договорам гражданско-правового  характера, характеристика договоров  и правила их выполнения», «Порядок оценки и переоценки основных средств», «Правила совершения, налогообложения, документирования и бухгалтерского учета операций с основными средствами» рассмотрим при описании процедур аудита соответствующих операций с основными средствами.  
 

    1. Информация  хозяйствующих субъектов
 

   В аудите требуются не только нормативные акты, но и информация хозяйствующих субъектов, которая подразделяется  на планово-договорную, конструкторско-технологическую, расценочную, распорядительную, справочную, учетную, отчетную.

      К планово-договорной  информации по основным средствам следует отнести:

      договоры  на приобретение, продажу, строительство  основных средств и по другим  операциям с рассматриваемым  имуществом;

      планы ремонтов основных средств;

      проектно-сметную  документацию на возведение и ремонты  объектов и др.

      Договоры, предметом которых являются операции с основными средствами, заключаются преимущественно в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору [1, ст.434].

      Письменная  форма обязательна для договоров:
      аренды  любого имущества на срок более года; если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо -  независимо от срока [1, ст. 609];
  •  аренды  предприятия  [1, ст. 658], транспортного средства c экипажем и без экипажа [1, ст. 633, 643], здания или сооружения  [1, ст. 561], лизинга [6, ст.15, п.1,2], коммерческой концессии [1, ст.1028];
  • продажи недвижимости [1, ст.550]  и предприятия [1, ст.560];
  • дарения движимого имущества в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда, либо договор содержит обещание дарения в будущем [1, ст. 574];
  • доверительного управления имуществом [1, ст.1017].

      К  конструкторско-технологической информации относятся сведения о составе используемых объектов ОС в деятельности организации, нормы затрат времени работы основных средств при изготовлении деталей, изделий и других компонентов, техническая документация, которую поставщик должен передать покупателю (инструкция по использованию, технический паспорт, сертификат качества и т.п.). Подобные документы должны быть предоставлены при передаче имущества: ссудодателем в безвозмездное пользование [1, ст. 691], арендодателем – в аренду [1, ст. 611], продавцом – по договору купли-продажи [1, ст. 464], подрядчиком – по договору подряда [1, ст.726] и др.

      К расценочной информации относятся цены и  тарифы.

      Информация  распорядительного и справочного характера,  фиксируется, как правило,  в приказах, распоряжениях, договорах с должностными лицами, контрактах с работниками, протоколах заседаний органов управления, удостоверениях, доверенностях, иных документах. К документам данной группы относится приказ об учетной политике организации.

      Операции  приема-передачи имущества, иные действия, как правило, совершаются лицами, имеющими доверенности, подтверждающими  их права и полномочия. Например, на основании доверенности действует товарищ, ведущий общие дела по договору простого товарищества, поверенный – по договору поручения и т.п.

      Учетная информация подразделяется на первичную учетную, информацию аналитического, синтетического, сводного учета.

      Для учета наличия основных средств  и операций с ними аудируемые лица должны применять унифицированные  формы первичной учетной документации [35-37]. В табл.  3.1 названы основные формы первичных документов учета приобретения основных средств.

    Таблица 3.1

    Первичные документы учета  основных средств 

Хозяйственная Документ
 операция  наименование  код
 1  2  3
 1.Поступление  основных средств  1.1. Акт о  приеме-передаче объекта основных  средств (кроме зданий, сооружений)  ОС-1
    1.2. Акт о  приеме-передаче здания (сооружения)  ОС-1a
    1.3. Акт о  приеме-передаче групп объектов  основных средств (кроме зданий, сооружений)  ОС-1б
    1.4. Накладная  на внутреннее перемещение объектов  основных средств  ОС-2
    1.5.Акт о  приеме-сдаче отремонтированных,  реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. №)  ОС-3
    Акт о приеме (поступлении) оборудования  ОС-14
    Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж  ОС-15
 

    К учетным документам по операциям  с основными средствами, которые  выполняют функции аналитического учета, относятся:

  • Инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф. №  ОС-6);
  • Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (ф. №  ОС-6а);
  • Инвентарная книга учета объектов основных средств (ф. №  ОС-6б);
  • Инвентарный список;

    Рассмотрим подробнее назначение и порядок использования инвентарной карточки, инвентарного списка и инвентарной книги.

    Документы, подтверждающие изготовление объектов ОС хозяйственным  способом - акт о приемке выполненных работ (Ф. № КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (Ф.№ КС-3), журнал учета выполненных работ (КС-6а), ведомость учета расходов по вложениям во внеоборотные активы (В 18) и др.

      К первичным документам, которые используются в оформлении расчетных отношений  по поводу приобретения, выбытия основных средств, иных хозяйственных фактов,  следует отнести счета-фактуры, расчетно-платежные,  кассовые, банковские и др. документы.

      Для подтверждения доходов, расходов и  затрат, обусловленных наличием и  движением основных средств, заполняются соответствующие первичные учетные документы (требования на отпуск материалов, наряды на выполненные работы и др.). К отчетам агента, комиссионера, поверенного должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных посредником за счет принципала, комитента, доверителя [1, ст.1008 и др.].

    Аналитический и синтетический  учет основных средств организуется на основе регистров бухгалтерского учета, рекомендуемых Министерством финансов РФ или разработанных министерствами, ведомствами и организациями при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета.

    Регистры  аналитического и синтетического учета  включают карточки, накопительные ведомости, журналы-ордера и другие документы. Сведения о движении основных средств  всеми хозяйствующими субъектами должны фиксироваться в Книге (журнале) учета хозяйственных операций. Согласно указаниям по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства  малые предприятия непроизводственного типа, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), могут вести учет всех фактов путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1. Эта книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, их источников на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Упрощенной формой с использованием учетных регистров для бухгалтерского учета основных средств рекомендуется использовать форму № В-1 «Ведомость учета   ОС,  начисленных  амортизационных  отчислений  (износа)».

      Рекомендациями  по применению единой журнально-ордерной формы учета установлены типовые формы регистров бухгалтерского учета.

      Аналитический учет основных средств осуществляется в инвентарных карточках или  инвентарных книгах. К регистрам  аналитического учета следует отнести  книги покупок и продаж.

      Синтетический учет расчетов с поставщиками основных средств при их приобретении в организациях, применяющих журнально-ордерную форму учета, осуществляется в  журнале-ордере № 6.Сведения о вложениях во внеоборотные активы обобщаются в журнале-ордере № 16.

      Перечень  и периодичность получения ведомостей  при таблично - автоматизированной форме учета определяются организациями в зависимости  от требований контроля и анализа. В частности,  по бухгалтерскому учету наличия и поступления основных средств формируются: ведомость движения  основных средств по бухгалтерским счетам; оборотная ведомость  основных  средств  в разрезе производств,  отделов, цехов и других мест их эксплуатации  и хранения; ведомость наличия  основных  средств по инвентарным  номерам (инвентаризационная  опись);  ведомость  наличия оборудования и его распределения по  возрастному составу и другие.

      Отчетная  информация включает данные бухгалтерской, статистической, налоговой, а также специальной отчетности.

    В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:
  • о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;
  • о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);
  • о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;
  • об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);
  • о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);
  • об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
  • об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;
  • о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;
  • об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации [ПБУ 6/01, п.32]

 

Информация о работе Разработка информационно-методического обеспечения приобретения основных средств