Разработка информационно-методического обеспечения приобретения основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание

Основной целью аудита приобретения основных средств является выражение мнения аудитора о достоверности статей финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета о приобретении объектов основных средств в собственность организации и без перехода права собственности.

Содержание

1. Цели и задачи аудита приобретения основных средств

2. Нормативные акты, регулирующие объект аудита

3. Информация аудируемого лица

4. Оценка существенности искажений информации

5. Изучение и оценка системы внутреннего контроля аудируемого лица

6. Оценка аудиторского риска и определение объема выборки

7. Разработка плана и программы аудита приобретения основных средств

8. Организация выполнения аудиторских процедур и типичные искажения учетной и отчетной информации.

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Разработка информационно-методического обеспечения приобретения основных средств.doc

— 572.00 Кб (Скачать документ)
 
    Руководитель  аудиторской организации  
       (дата)                                                (подпись)
    Руководитель  аудиторской проверки  
       (дата)                                                (подпись)
    Аудитор  
       (дата)                                                (подпись)
 
 

      Систематизация  нормативных актов, регулирующих правила совершения, налогообложения и бухгалтерского учета хозяйственных операций,  критериев достоверности бухгалтерской отчетности, методов аудиторской деятельности, информации аудируемого лица позволяет установить основные направления и процедуры аудиторской проверки разновидностей поступления и наличия основных операций с собственными объектами основных средств для выявления правильности:

      1) отнесения объектов к основным  средствам;

      2) классификации основных средств;

      3) оснований приобретения права  собственности на объекты основных средств и оформления гражданско-правовых договоров;

      4) определения момента перехода  права собственности;

      5)правил  выполнения хозяйственных операций  с основными средствами;

 

      6) оценки основных средств;

      7) записей операций с основными  средствами в первичных документах, на счетах и в регистрах бухгалтерского учета;

         8) отражения информации по основным  средствам в бухгалтерской   отчетности.

      Процедуры аудита поступления основных средств  целесообразно подразделить на общие, применимые независимо от вида хозяйственных операций (см. табл. 7.2), и специфические по видам операций приобретения основных средств. К общим процедурам, в частности, относятся: нормативная проверка правильности отнесения имущества к ОС и нормативная проверка правильности классификации ОС, нормативная проверка правильности отражения поступления основных средств в первичных учетных документах, на счетах и в регистрах бухгалтерского учета, синтаксический контроль первичных учетных документов.

Таблица 7.2

Общие процедуры аудита поступления собственных  объектов основных средств (ОС)

Аудиторские работы Приемы  и процедуры аудита Источники аудиторских доказательств 
 
Наименование
Иден-тифи-катор   норматив-ные  документы документы хозяйствующего субъекта
1 2 3 4 5
Проверка  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности по операциям поступления собственных объектов ОС 100 1100  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Нормативная  проверка правильности отнесения  имущества к ОС

2.Нормативная  проверка правильности классификации  ОС

3.Нормативная  проверка правильности отражения поступления ОС в первичных учетных документах

4.Синтаксическая  (формальная) проверка первичных  учетных  документов

5.Нормативная  проверка правильности отражения  поступления ОС на счетах  бухгалтерского  учета

6.Нормативная  проверка правильности отражения поступления  ОС в регистрах  бухгалтерского учета

7.Прослеживание  (встречная проверка) и арифметическая  проверка правильности отражения  поступления ОС в первичных  учетных документах и регистрах  бухгалтерского учета

[1], ст.128,

[4],

ПБУ 6/01, п.4-6,

[15],

[36],

[38], счет 01, 08 и др.

[40],

[48]

(см. табл. 3.5)

Акты о приеме-передаче объектов основных средств (ОС-1, 1а, 1б, 2, 3, 14, 15),

инвентарная карточка учета основных средств

(ОС-6), (инвентарная книга, инвентарный  список), 

журнал  хозяйственных операций

 
 

      Процедура 100 1100 1: Нормативная  проверка правильности отнесения имущества  к основным средствам. При выполнении  процедуры следует руководствоваться приведенными в табл. 6 определениями основных средств, срока их полезного использования, условий принятия к бухгалтерскому учету, а также отраженным в табл. 7 перечнем объектов основных средств. В налогообложении (НК РФ, ст.256) выделена группа амортизируемого имущества, в состав которой входят и основные средства. К амортизируемым имуществом признаются объекты, которые находятся в собственности налогоплательщика, используются для извлечения дохода, стоимость которых погашается путем начисления амортизации, срок полезного использования более 12 месяцев и первоначальная стоимость более 10 000 руб.

      Для осуществления процедуры аудитор  привлекает инвентарные карточки по объектам ОС, а при их отсутствии – инвентарные книги либо инвентарные  списки.

 

      Процедура 100 1100 2: Нормативная  проверка правильности классификации основных средств. Классификация основных средств должна соответствовать Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному постановлением Госстандарта РФ [48] и классификации ОС, включаемых в амортизационные группы [15]. Кодовые обозначения объектов основных средств принимаются согласно названному выше классификатору либо разрабатываются аудируемыми лицами самостоятельно.

 

    Процедура 100 1100 3: Нормативная  проверка правильности отражения поступления  ОС в первичных  учетных документах связана с установлением:

  • соответствия применяемых в организации форм первичной учетной документации типовым межведомственным формам;
  • соответствия применяемых первичных документов их назначению;
  • наличия обязательных реквизитов в документах, изготовленных на бумажных и машинных носителях;
  • наличия в документах подписей должностных лиц и исполнителей, печатей в целях обеспечения юридической силы документов;
  • соблюдения документооборота, условий хранения информационных носителей.
 

    Процедура 100 1100 4: Синтаксическая (формальная) проверка первичных учетных документов осуществляется путем установления полноты заполнения документов, правильности написания и исправления реквизитов.

 

    Положения нормативных актов, позволяющих  конкретизировать порядок выполнения процедур нормативного и синтаксического контроля отражения хозяйственных операций в первичных учетных документах и заполнения последних представлены в табл. 7.3.

Таблица 7.3

Положения нормативных актов  по документированию информации и хозяйственных  операций

Понятие Источник  Содержание
1 2  3
Документирование  информации [16], ст.2, абз.3, ст.4  Документированная информация (документ) - зафиксированная  на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

 Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством РФ.

 Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.

 Юридическая сила электронной цифровой подписи  признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно - технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования

Документирование  хозяйственных операций; документы оправдательные и первичные учетные [4], ст.9, п.1,

[30], п.12,

[40], п.7

 Все хозяйственные  операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет.

 Операции  по движению (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) основных средств оформляются первичными учетными документами. В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 21 января 2003 г. N 7

Исправление документов [4], ст.9, п.5,

[30], п.16

 Внесение  исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные  первичные учетные документы  исправления могут вноситься  лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений
Носители  информации первичных и сводных учетных документов [4], ст.9, п.7,

[30], п.18,

[40], п.7-9

 Первичные и  сводные учетные документы могут  составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем  случае организация обязана изготовлять  за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.

 При создании первичных документов на машиночитаемых носителях информации должны соблюдаться требования о придании документам юридической силы.

 Программы кодирования, идентификации и машинной обработки данных документов на машинных носителях должны обладать системой защиты и храниться в организации в течение срока, установленного для хранения соответствующих первичных учетных документов

Обязательные  и дополнительные реквизиты первичных учетных документов [4], ст.9, п.2,

[30], п.13, абз.1,

[40], абз.2

 Первичные учетные  документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

 а) наименование документа;

 б) дату составления документа;

 в) наименование организации, от имени которой составлен  документ;

 г) содержание хозяйственной операции;

 д) измерители хозяйственной операции в натуральном  и денежном выражении;

 е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

 ж) личные подписи указанных лиц.

 Первичные документы для придания им юридической силы должны иметь обязательные реквизиты.

 В первичные  учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты  в зависимости от характера хозяйственной  операции, требований нормативных правовых актов и документов по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации.

Подпись первичных учетных документов [4], ст.9, п.3,

[30], п.14, абз.1

 Перечень  лиц, имеющих право подписи первичных  учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

 Подписи лиц, ответственных за составление  машиночитаемых первичных документов, могут быть заменены паролем или  другим способом авторизации, позволяющим однозначно идентифицировать подпись соответствующего лица

Создание первичных учетных документов [4], ст.9, п.4, абз.2,

[30], п.15, абз.3

 Создание  первичных учетных документов, порядок  и сроки передачи их для отражения  в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в  организации графиком документооборота.

 Своевременное и качественное оформление первичных  учетных документов, передачу их в  установленные сроки для отражения  в бухгалтерском учете, а также  достоверность содержащихся в них  данных обеспечивают лица, составившие  и подписавшие эти документы.

     Работники предприятия, учреждения создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота

Формы первичных учетных документов [4], ст.9, п.2,

[30], п.13, абз.2

 Первичные учетные  документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты
Хранение документов [4], ст.17, п.1  Организация обязана хранить первичные учетные  документы, регистры бухгалтерского учета  и бухгалтерскую отчетность в  течение сроков, устанавливаемых  в соответствии с правилами организации  государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

 Ответственность за организацию хранения первичных  учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации

 

      Процедура 100 1100 5: Нормативная  проверка правильности отражения поступления  ОС на счетах бухгалтерского учета состоит в определении соответствия используемых в аудируемой организации корреспонденций по дебету счета 01 «Основные средства» плану счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению. Для выполнения этой процедуры аудитору рекомендуется воспользоваться такими документами аудируемого лица, как журнал хозяйственных операций, первичные учетные документы.

 

      Процедура 100 1100 6: Нормативная  проверка правильности отражения поступления  ОС в регистрах  бухгалтерского учета.

      Данной  процедурой предусматривается определение  соответствия предъявляемым требованиям  состава, содержания и порядка формирования регистров аналитического и синтетического учета.

 

    Процедура 100 1100 7: Встречная  и арифметическая проверка правильности отражения поступления ОС в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета выполняется  посредством подтверждения и прослеживания, пересчета итогов по строкам и столбцам в первичных учетных документах, регистрах аналитического и синтетического учета. 

    Подтверждение, как разновидность встречной  проверки, основано на получении преимущественно  письменных ответов от третьих лиц, к примеру, банков, поставщиков, арендодателей, других субъектов об операциях с  основными средствами.

    Под прослеживанием понимается процедура, в ходе которой проверяются взаимосвязи информации журналов регистрации хозяйственных операций, первичных документов, регистров аналитического, синтетического, сводного учета и отчетности.

    Встречной проверкой показателей поступления основных средств следует предусмотреть сопоставление записей и итогов первичных документов, журнала регистрации операций с основными средствами, инвентарных карточек (инвентарной книги, инвентарного списка).

 

      Процедуры аудита приобретения  основных средств по договорам купли-продажи приведены в табл. 7.4. Для проверки правильности совершения операций и бухгалтерского учета поступления основных средств по договорам купли-продажи наряду с названными выше процедурами необходимо:

  • подтвердить  основания приобретения права собственности на объекты основных средств;
  • установить правильность определения момента перехода права собственности в соответствии с условиями договора;
  • проверить условия договора;
  • выполнить синтаксический контроль правильности оформления договора;
  • проверить соответствие порядка совершения операций по договору установленным правилам;
  • выполнить проверку правильности оценки основных средств.

Информация о работе Разработка информационно-методического обеспечения приобретения основных средств