Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:14, дипломная работа
Цель дипломной работы – рассмотреть теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также применить полученные знания на практике путем проведения аудиторской проверки операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ООО "Вектор" и разработки рекомендаций по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Для достижения поставленной цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие порядок учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- рассмотреть порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- рассмотреть порядок аудита расчетов;
- выявить типичные ошибки и нарушения при отражении в учете расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- провести аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере конкретного предприятии;
- дать общую характеристику ООО "Вектор";
- описать организацию подготовки аудиторской проверки операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии;
- разработать программу аудита операций по данному участку учета;
- провести аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО "Вектор";
- на основе проведенного аудита данного участка учета дать рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Введение 3
1.Теоретические основы организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 6
1.1 Нормативно-правовое регулирование учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками 6
1.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Инвентаризация расчетов 11
1.3 Раскрытие информации и ошибки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерской отчетности 19
2. Оценка организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками ООО "Вектор" 24
2.1.Особенности финансово-хозяйственной деятельности ООО "Вектор" 24
2.2 Оценка системы внутреннего контроля и расчет уровня существенности 30
2.3 План и программа проведения проверки организации 40
учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Методика проведения проверки 40
3. Разработка рекомендаций по оптимизации расчетов с поставщиками и подрядчиками ООО "Вектор" на основании проведенной аудиторской проверки 55
3.1 Выводы по состоянию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 55
3.2.Разработка рекомендаций по оптимизации расчетов с поставщиками и подрядчиками 58
Заключение 67
Список используемой литературы 72
Положительно на формирование прибыли повлияли прочие внереализационные доходы от реализации прочего имущества (обогащенного шлака, получаемого в процессе производства в виде отходов), они увеличились в 28,37 раза, а их доля выросла на 0,45 п.п.
Таблица 3
Формирование финансовых результатов ООО "Вектор"
за 2007 - 2008 гг.
тыс. руб.
Финансовый результат ООО "Вектор" за 2008 год характеризовался убытком в сумме 458 тыс. руб., по сравнению с 120 тыс. руб. прибыли за 20087 год. Следует отметить, что в 2008 году исследуемое предприятие впервые за 9 лет работы получило финансовый убыток.
ООО "Вектор" для пополнения оборотных средств ежегодно пользуется банковскими кредитами, по состоянию на 01.01.2009 задолженность по кредитам составляла 20 709 тыс.руб. Следует отметить, что кредитная история анализируемого предприятия является очень хорошей, предприятие не разу не просрочило оплату процентов по кредиту, а также вовремя погашало все взятые кредитные линии.
Отрицательным фактором деятельности ООО "Вектор" является значительный рост остатков на конец отчетного периода товаров, если на начало года они составляли 511 тыс.руб. на конец года их сумма увеличилась в 24,65 раза и составила 12 597 тыс.руб. Данный факт отрицательно сказывается на оборачиваемости оборотных средств.
Анализ платежеспособности и кредитоспособности произведем с помощью анализа финансовых коэффициентов. (табл. 4)
Таблица 4
Оценка показателей
за 2008 год.
По данным табл. 4 можно сделать следующие выводы. Финансовая устойчивость исследуемого предприятия на конец 2008 года находится на достаточно низком уровне, даже можно сказать в кризисной ситуации и зависит от заемных источников, т.к. значения полученных коэффициентов не попадают под нормативные значения.
Коэффициент автономии показывает долю собственного капитала, авансированного для осуществления уставной деятельности, в общей сумме всех средств предприятия. Поэтому снижение доли собственного капитала, снижает шансы предприятия справиться с непредвиденными обстоятельствами в условиях рыночной экономики. Снижение коэффициента автономии свидетельствует об уменьшении финансовой независимости, понижает гарантии погашения предприятием своих обязательств и снижает возможности для привлечения средств со стороны.
Коэффициент автономии дополняется
коэффициентом соотношения
Важной характеристикой устойчивости финансового состояния является коэффициент маневренности, который показывает, какая доля собственного капитала предприятия находится в мобильной форме, позволяющей свободно им маневрировать. В нашем случае на конец 2008 года. данный коэффициент значительно снизился и показывает, что значительная часть собственного капитала предприятия сосредоточена в ценностях иммобильного характера, которые являются менее ликвидными, а следовательно, не могут быть в течение краткого времени преобразованы в денежную наличность
В России рассчитываются три
основных коэффициента ликвидности: коэффициент
абсолютной ликвидности, коэффициент
критической ликвидности, коэффициент
текущей ликвидности[61,c.188]. Каждый из
трех коэффициентов представляет собой
отношения той или иной группы
статей оборотных активов к одной
и той же величине – сумме статей
пассива, выражающих краткосрочную
задолженность на определенный момент
времени. Произведем расчеты данных
относительных коэффициентов
По данным расчетам можно сделать вывод, коэффициент абсолютной ликвидности, который отражает мгновенную платежеспособность предприятия далеко не достигает рекомендованного значения. Что говорит о невозможности погашать свои обязательства не на одну из дат анализируемого периода.
Таблица 5
Оценка показателей ликвидности ООО "Вектор"
за 2008 г.
Коэффициенты текущей и перспективной ликвидности отражают ожидаемую платежеспособность, как мы видим из расчетов в ближайшее время исследуемое предприятие не сможет погасить обязательства перед кредиторами имеющимися активами, т.к. во первых данные коэффициенты не попадают под нормативные значения и во вторых данные коэффициенты имеют тенденцию к значительному снижению.
Проблемной областью на предприятии
является формирование затрат, поскольку
необходимо выявлять резервы их снижения.
Руководству предприятия
2.2 Оценка системы внутреннего контроля и расчет уровня существенности
Рассмотрим организацию бухгалтерского учета и внутреннего контроля на исследуемом предприятии – ООО "Вектор".
Бухгалтерия является самостоятельным
структурным подразделением данного
предприятия. Ответственность за организацию
бухгалтерского учета несет руководитель
предприятия. В его обязанности
входит создание необходимых условий
для правильного ведения
Главный бухгалтер ООО "Вектор",
исполняющее его функции, несет
ответственность за соблюдение общих
методологических принципов бухгалтерского
учета. Основные его функции состоят
в обеспечении контроля и отражении
на счетах бухгалтерского учета всех
осуществляемых предприятием хозяйственной
операции, предоставление оперативной
информации, составлении в установленные
сроки бухгалтерской отчетности
и осуществлении (с другими подразделениями
и службами) экономического анализа
финансово-хозяйственной
На предприятии централизация учета, т.е. все работы по текущему обобщению и систематизации информации, составлению бухгалтерских отчетов, экономическому анализу и контролю сосредоточиваются в едином подразделении предприятия. Это обеспечивает возможность рационального разделения труда и организации действенного контроля со стороны учетного аппарата за работой производственных подразделений.
Бухгалтерия ООО "Вектор" состоит из главного бухгалтера, находящегося в подчинении зам.главного бухгалтера, бухгалтера по материалам и кассира. Обязанности и права определены в должностных инструкциях, а также при приеме на работу, в приказе. Кассир осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг, ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу и сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком. Бухгалтер материального стола осуществляет количественный учет движения ТМЦ на карточках складского учета, проверяет правильность оформления первичных документов в соответствии с унифицированными формами, проводит инструктаж с зав.складами и кладовщиками по составлению мат.отчетов, осуществляет контроль за своевременным оприходованием грузов и ТМЦ, ведет количественный и суммарный учет по счетам 10,41,43. Зам. главного бухгалтера занимается расчетом заработной платы, прочими расчетами с персоналом, а также расчеты с покупателями и поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Остальные обязанности по ведению бухгалтерского учета и контроля вохзложены на главного бухгалтера.
В компании ООО "Вектор" применяет автоматизированную систему бухгалтерского учета с использованием программ “1С: Бухгалтерия v.7.7” и “Заработная плата + Кадры”.
Рабочий план счетов разработан на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом МФ РФ № 94н от 31.10.2000г.
Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учёта.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учёта являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчёты бухгалтерии. Отчётным годом считается период с 1 января по 31 декабря.
Бухгалтерский учёт осуществляется бухгалтерской службой согласно п.2 ст.6 Закона № 129-ФЗ.
В целях обеспечения
1) материальных остатков
на складе перед сдачей
2) кассы не реже одного раза в месяц, а также в случае передачи
денежных средств другому материально-ответственному лицу
3) внезапные инвентаризации кассы и МПЗ производятся по решению руководителя
4) инвентаризация основных средств производится один раз в три года
5)обязательная инвентаризация
производится в случаях,
Выдача средств подотчет производится на срок не более 10 месяцев в течение календарного года.
Правила документооборота на
предприятии регламентируются Положением
о документах и документообороте
в бухгалтерском учете. Эти правила
увязаны с формами
Учетная политика ООО "Вектор" разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем, один ее экземпляр представляется в налоговую инспекцию.
Учетная политика на предприятии составлена в соответствии с действующим законодательством (приложение 1), с учетом особенности деятельности предприятия ООО "Вектор".
Система бухгалтерского учета является надежной, что подтверждают тесты оценки надежности системы бухгалтерского учета организации.
Таблица 6
Тест для оценки надежности системы бухгалтерского учета организации
Бухгалтерский учёт в ООО
"Вектор" ведётся в организации
согласно нормативным актам и
разработанной учётной
Таблица 7
Тесты внутреннего контроля существенности ООО "Вектор"
Примечание: У1 – низкий уровень, У2 – ниже среднего уровня, У3 – средний уровень, У4 – высокий уровень.
Для нахождения уровня существенности ООО "Вектор" аудиторская организация использует состав и значения основных финансовых показателей, для его расчета составим таблицу.
Таблица 8
Расчет уровня существенности
Тыс. руб.
Среднее значение = 890,41
Отклонение от среднего показателя составляет:
Чистая прибыль (убыток) ((-22,9)- 890,41) /890,41 * 100% = - 102,57
Объем продаж (без НДС) (1939,14- 890,41) /890,41 * 100% = 117,78
Итог баланса (609,34- 890,41) /890,41 * 100% =-31,57
Собственный капитал (34,2 - 890,41) /890,41 * 100% =- 96,16
Себестоимость продаж (1892,26- 890,41) /890,41 * 100% = 112,52
Из приведенных расчетов видно, что в сторону увеличения отклонился объем продаж (117,78%), а в сторону уменьшения – чистая прибыль (102,57%). Данные показатели являются не существенным, следовательно пренебрегаем их значением.
Единый уровень существенности составит 845,27 тыс. руб.
Далее полученное значение необходимо распределить между остатками по счетам бухгалтерского учета. Данное распределение представлено в таблице 9.
Таблица 9
Уровень существенности для каждой статьи отчетности
Далее необходимо определить аудиторский риск, под которым понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения.
Таблица 10
Критерии оценки внутрихозяйственного риска.
При определении
1. Все учитываемые операции действительно имели место.
2. Хозяйственные операции были соответственным образом разрешены.
3. Совершенные операции учитываются и отражаются в учете должным образом.
4. Операции правильно разнесены по счетам.
5. Операции регистрируются своевременно.
6. Операции должным образом
отражены в учетных регистрах
и правильно перенесены в
7. Бухгалтерская отчетность
и декларация по налогу на
имущество заполнена
Исходя из этого и анализируя
особенности функционирования и
текущего экономического положения
отрасли, в которой действует
предприятие, опыт и квалификацию главного
бухгалтера, а также сложность
учитываемых хозяйственных
При общем знакомстве с
системой внутреннего контроля ООО
"Вектор" была выявлена достаточно
хорошо налаженная система внутреннего
контроля, имеется схема
Риск аудита принимается равным 2%, так как именно эта величина является наиболее часто употребляемой при аудите большинства предприятий с одним видом деятельности и типовыми операциями.
Теперь, используя формулу факторной модели аудиторского риска, можно приблизительно определить, чему он равен.
Факторная модель аудиторского риска:
АР=ВР*КР*ДР, где
ВР равен 40%;
КР равен 50%;
РН равен 2%.
Отсюда:
0,04=0,4*0,5*0,2
следовательно, риск равен 0,04
Аудиторская фирма ООО "Бизнес аудит" проверяющая анализируемое предприятие ООО "Вектор" определила аудиторский на уровне 4%.
2.3 План и программа
проведения проверки
учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Методика проведения проверки
Составляя программу проверки расчетов с покупателями и заказчиками, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией[62,c.163-164].
Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.
Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, операций по приобретению представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.