Развитие и место аудита в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание

Аудит во всём мире давно уже превратился в инфраструктурную отрасль экономики. В международной практике накоплен огромный опыт в данной области в виде стандартов и норм аудита, который необходимо использовать при разработке национальных стандартов и в ходе работы аудиторов и аудиторских организаций. Однако, в развитии белорусского аудита немало проблем: это и нарушение ценового законодательства, ведения документации, неисполнение Правил аудиторской деятельности, что приводит к снижению качества аудиторских услуг, а, следовательно, к увеличению рисков проверяемых организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................4
1 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ АУДИТА....................................6
1.1 Содержание и значение аудита……………………….. …….................6
1.2 Классификация видов аудита……………………………………………8
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 История развития и место аудита в рыночной экономике.....................13
2.2 Организация аудита в Республике Беларусь…………………………….15
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………19
3.1 Направления развития и совершенствования аудита в Республике Беларусь.……………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………25

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет и аудит.docx

— 82.97 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................

4

1 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ АУДИТА.....................................      

6

    1.1 Содержание и значение аудита……………………….. ……....................

6

    1.2 Классификация видов аудита……………………………………………..

8

2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА И  ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 

 

2.1 История развития и место аудита в рыночной экономике......................

13

2.2 Организация аудита в Республике Беларусь…………………………….

15

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………

 

19

    3.1 Направления развития и совершенствования аудита в Республике                       Беларусь.………………………………………………………….……………

 

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................

24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ………………………..

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях формирования рыночных отношений в  экономике Республики Беларусь существенно  возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится  как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю.

Аудит –  это независимая экспертиза и  проверка бухгалтерских счетов, регистров, отчётности и других документов с  целью объективной оценки финансового  состояния предприятия, а также  оказание сопутствующих аудиту услуг, связанных с профессиональной деятельностью аудиторов и аудиторских фирм.

Содержание  аудиторской деятельности многопланово, однако главное ее направление - подтверждение  достоверности бухгалтерской и  финансовой отчетности, а основная особенность — независимость  в установлении своих заключений. Достоверная информация о финансовом состоянии экономических субъектов  — основа доверия к партнерам, разработки и осуществления стратегии  и тактики хозяйственной деятельности.

Опыт управления предприятиями в условиях многоукладной  экономики свидетельствует о  необходимости организации аудита во всех сферах их деятельности.

Предприятия, кредитные учреждения, биржи вступают в экономические отношения с  субъектами хозяйствования по использованию  имущества, денежных средств, осуществлению  инвестиций. Участники таких сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений.

Собственники  предприятия, кредиторы, потенциальные  инвесторы зачастую не имеют возможности  самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно  отражены в отчетности, так как  не имеют доступа к учетным  записям и соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в объективных  оценках профессионалов по этим вопросам.

Администрации предприятия в новых экономических  условиях необходимо оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать  негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы. Эти обстоятельства также обуславливают необходимость  своевременного получения качественной информации о деятельности различных  подразделений предприятия.

Независимое подтверждение информации о результатах  деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо также государственным органам для принятия решений в области регулирования экономики и налогообложения. В ряде случаев в объективной экспертизе финансовой отчетности экономических субъектов и организации учета нуждаются следственные органы, суды, прокуратура для подтверждения интересующей их информации.

Для подтверждения  достоверности финансовой отчетности, проверки объективности учета и  финансовой дисциплины субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности  и был сформирован аудит.

Аудит во всём мире давно уже превратился в  инфраструктурную отрасль экономики. В международной практике накоплен огромный опыт в данной области в виде стандартов и норм аудита, который необходимо использовать при разработке национальных стандартов и в ходе работы аудиторов и аудиторских организаций. Однако, в развитии белорусского аудита немало проблем: это и нарушение ценового законодательства, ведения документации, неисполнение Правил аудиторской деятельности, что приводит к снижению качества аудиторских услуг, а, следовательно, к увеличению рисков проверяемых организаций. Поэтому вопрос развития аудита в РБ, а также его значение в современной экономике становится всё более актуальным.

 

1 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ  АУДИТА

 

1.1 Содержание и значение аудита

 

В рыночной экономике важную роль играет достоверная  информация о деятельности предприятия, которая нужна владельцу предприятия  для определения стратегии развития и способов повышения эффективности  его деятельности; государственным  органам для контроля за соблюдением  законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым  компаниям для оценки платёжеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.

Во всех странах  с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учёта, а также за предоставляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчётностью.

Такой контроль принято называть аудитом. В экономической  литературе нет однозначного понятия  аудита. Одни авторы считают, что аудит  происходит от латинского слова audio, что означает «он слышит», другие считают, что аудитор в переводе с английского языка означает «подсказчик».

В новой редакции Закона Республики Беларусь «Об аудиторской  деятельности» уточнено понятие  аудита. По своей сущности аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность по не зависимой проверке бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности других документов организации, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости – и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчётности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности и соответствии совершённых финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

В сфере аудиторской  деятельности функционируют:

    • а аудиторы – индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трёх лет, а также квалификационный аттестат аудитора;
    • аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трёх аудиторов, руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.

Потребность в услугах аудитора возникла в  связи со следующими обстоятельствами:

    • возможность необъективной информации со стороны её составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
    • зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
    • необходимость специальных знаний для проверки информации;
    • отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки её качества.

Эти и ряд  других причин привели к возникновению  общественной необходимости в услугах  независимых экспертов, имеющих  соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказывать  такого рода услуги. Аудиторские услуги – услуги посредников, устанавливающих  достоверность финансовой информации.

Наличие достоверной  информации позволяет повысить эффективность  функционирования рынка капитала и  даёт возможность оценивать и  прогнозировать последствия различных  экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех  случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

Следует разграничивать понятия самого аудита и аудиторской  деятельности. Их нельзя отождествлять, поскольку аудиторская деятельность, помимо проведения аудита, включает еще  и так называемые сопутствующие  услуги, к которым можно отнести:

    • услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета;
    • составление декларации о доходах и бухгалтерской отчетности;
    • анализ финансово-хозяйственной деятельности;
    • оценку активов и пассивов экономического субъекта;
    • консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и хозяйственного законодательства Республики Беларусь;
    • проведение обучения;
    • оказание других услуг по профилю своей деятельности.

Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об  аудиторской деятельности» от 25.06.2007 года окончательно разделены понятия  «аудиторская деятельность» и «аудит». Термин «аудит» по всему тексту Закона употребляется исключительно в  смысле аудиторской проверки. Предполагается, что в дальнейшем словосочетание «аудиторская проверка» из законодательства Республики Беларусь будет исключено.

 

1.2. Классификация видов аудита

Аудит проводится по инициативе и требованию руководства  организации для внутреннего  пользования и анализа хозяйственной  деятельности, а также проводится аудит, заключение о котором необходимо представлять в вышестоящие органы и в налоговую инспекцию.

В экономической  литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний (таблица 1.2.1).

Таблица 1.2.1 – Особенности внутреннего и  внешнего аудита

Факторы

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется собственниками и (или) руководством исходя из потребностей управления

Определяется договором между  предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)

Объект

Решение отдельных функциональных задач  управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом система учёта  и отчетности предприятия 

 

 

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством  по аудиту: оценка достоверности финансовой отчётности и подтверждение соблюдения д

йствующего законодательства

Средства

Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами аудита)

Определяются общепринятыми стандартами аудита

Вид деятельности

Исполнительская деятельность

П

едпринимательская деятельность

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения

Подчинённость руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнёрство, независимость

Субъекты

Сотрудники, находящиеся в штате  предприятия 

Независимые эксперты, имеющие соответствующий  аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства 

Квалификация

Определяется по усмотрению руко

одства предприятия

Регламентируется государством

Оплата

Начисление зарплаты по штатному расписанию

Оплата предоставленных услуг  по договору

Ответствен-ность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами

Методы

Методы могут быть одинаковыми  при решении одинаковых задач 

Отчётность

Перед собственниками и (или) руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая  часть передаётся клиенту 


                               

Внешний аудит — это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или аудитором по договорам. Внешний аудит не зависим по отношению к контролируемому предприятию, но он несет ответственность перед внешними потребителями его информации.

Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских фирм или  аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия аудиторской  деятельностью на территории Республики Беларусь.

Целью внешнего аудита является проверка достоверности учетной  информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения  учета.

Объектом внешнего аудита являются все операции с активами и пассивами, от которых зависит  финансовая отчетность субъекта хозяйствования и инвестиционная привлекательность  предприятия.

Основными задачами внешнего аудита являются:

  • проверка учетных записей и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия;
  • оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь;
  • определение уровня организации бухгалтерского учета, его качества, правильности составления бухгалтерских записей, отражающих производственно-коммерческую деятельность предприятия и ее результаты;
  • проверка правильности исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), расчета прибыли и ее распределения;
  • проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими;
  • проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и правильности отражения операций по покупке и продаже валюты на бирже;
  • оказание помощи субъектам хозяйствования в создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами, участие в обсуждении кандидатур возможных деловых партнеров и контрагентов;
  • подтверждение своевременности и полноты формирования уставного капитала субъектами хозяйствования;
  • оказание помощи в оценке эффективности деятельности клиентов, защита интересов собственников и государства;
  • выражение мнения аудитора по финансовым отчетам и хозяйственным операциям на предмет их соответствия действующим и применяемым нормативным актам;
  • составление финансовой отчетности и деклараций о доходах;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  • оценка активов и пассивов предприятия;
  • консультирование по правовым и организационно-экономическим аспектам;
  • постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам его организации, налогообложения, расчетов;
  • обеспечение клиентов нормативными и инструктивными материалами;
  • организация бухгалтерского учета у предприятий-клиентов при отсутствии квалифицированных кадров или по другим причинам;
  • восстановление учета на основе предоставленной первичной документации.

Внутренний аудит — это ведомственная или внутренняя форма контроля, создаваемая в рамках субъекта хозяйствования. Она подотчетна ему и несет ответственность за достоверность информации перед администрацией и собственниками.

Цель внутреннего аудита — оказание помощи административному  аппарату субъекта хозяйствования в  организации и поддержании эффективного контроля над различными звеньями управления и направлениями функционирования предприятия.

Объектом внутреннего  аудита является финансовая, хозяйственная, инвестиционная и производственная деятельность предприятия.

Главная задача внутренних аудиторов — удовлетворение потребностей администрации и собственников в части предоставления достоверной информации по интересующим их вопросам.

Работниками органов внутреннего  аудита выполняются следующие функции:

  • проверка состояния активов и пассивов подведомственных предприятий, организаций и учреждений, филиалов;
  • анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов;
  • проверка соблюдения законности и исполнительской дисциплины, состояния работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению строжайшего режима экономии;
  • поиск резервов упрощения структуры и удешевления содержания управленческого аппарата;
  • контроль за сохранностью имущества предприятий;
  • выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач, излишков, фактов бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующих данным злоупотреблениям;
  • контроль правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности, выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства.

Однако внутренний аудит  не может заменить внешний, так как  он создан внутри субъекта хозяйствования по его желанию и подотчетен ему.

Кроме того, в экономической  литературе выделяют и другие виды аудита (таблица 1.2.2).

Таблица 1.2.2 - Классификация  видов аудита

Классификационный признак

Классификационная группа

1

2

1. В зависимости от назначения  аудита

Внешний и внутренний

2. По степени необходимости проверок

Обязательный и инициативный

3. В зависимости от сферы деятельности

Финансовый и производственный

4. По видам деятельности субъектов  хозяйствования

Банковский, страховой, фондовый и общий

5. По направлениям аудита

Подтверждающий, организационно-правовой, налоговый, финансово-аналитический, инвентаризационный (запасный), затратный, операционный, маркетинговый, экологический

6. В зависимости от интересов  клиента

Бухгалтерской отчетности и специальный  аудит

7. По частоте проведения

Систематический, периодический, эпизодический

8. По методу проверки

Сплошной и выборочный

9. По временным этапам и отношению  к процессу управления

Предварительный, последующий и прогнозный

10. По охвату проверяемых вопросов

Полный (комплексный) и частичный (тематический)

11 . В зависимости от способа получения  информации

Документальный и фактически

12. По способу работы с информацией

Ручной и автоматизированный

13. В зависимости от инициаторов  проверки

Аудит по инициативе руководства организации, проверка по требованию государственных  органов, аудит по инициативе собственников  и акционеров

14. В зависимости от организационно-правовых  форм хозяйствования

Аудит хозяйственных товариществ  и обществ, проверка государственных  и коммунальных унитарных предприятий, аудит производственных кооперативов, проверка некоммерческих организаций

15. По количеству проведенных проверок  в организации

Впервые проводимый и очередной

16. По пользователям финансовой  отчетности, подтвержденной аудитом

Руководство организации и структурных  подразделений, собственники и акционеры, инвесторы и кредиторы и другие заинтересованные пользователи


2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА И  ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

2.1 История развития и место аудита в рыночной экономике

 

 

Информация о работе Развитие и место аудита в рыночной экономике