Развитие и место аудита в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание

Аудит во всём мире давно уже превратился в инфраструктурную отрасль экономики. В международной практике накоплен огромный опыт в данной области в виде стандартов и норм аудита, который необходимо использовать при разработке национальных стандартов и в ходе работы аудиторов и аудиторских организаций. Однако, в развитии белорусского аудита немало проблем: это и нарушение ценового законодательства, ведения документации, неисполнение Правил аудиторской деятельности, что приводит к снижению качества аудиторских услуг, а, следовательно, к увеличению рисков проверяемых организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................4
1 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ АУДИТА....................................6
1.1 Содержание и значение аудита……………………….. …….................6
1.2 Классификация видов аудита……………………………………………8
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 История развития и место аудита в рыночной экономике.....................13
2.2 Организация аудита в Республике Беларусь…………………………….15
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………19
3.1 Направления развития и совершенствования аудита в Республике Беларусь.……………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………25

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет и аудит.docx

— 82.97 Кб (Скачать документ)

Ещё древние  цивилизации Ближнего Востока (примерно 4000 г. до н.э.) создавали государства  и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы учитывать свои доходы и  расходы, они должны были составлять отчёты. Это породило необходимость  организации аудита, основной целью  которого являлось уменьшение ошибок и злоупотреблений со стороны  чиновников .

История аудита берёт начало в Шотландии, где  в 1853 году был официально утверждён  Эринбургский институт аудиторов. Однако упоминания об этом явлении можно встретить в источниках более раннего периода. Так, ещё в XIV веке учёные книги фигурировали в качестве вещественного доказательства в суде. В XVI веке во многих странах действовал правовой контроль учётных книг, а в Англии аудиторами называли людей, занимавшихся проверкой учётных записей.

Родиной аудита принято считать Великобританию. Уже в 1844 году здесь был принят пакет законов, предписывающих акционерным  компаниям поручать проверку бухгалтерских  книг и счетов компаний независимым  бухгалтерам. Последние обязывались отчитываться о результатах проверок перед акционерами.

На территории Российского государства предпринимались  три попытки организовать независимый  финансовый контроль: в 1891 г. (институт присяжных счетоводов), 1907 г. (институт бухгалтеров) и 1924 г. (институт государственных  бухгалтеров-экспертов). Однако они  все оказались безуспешными, не получив  одобрения ни государства, ни общества.

Появление первых аудиторских организаций в СССР относится к 1987 году и совпадает  с выходом постановлений о  создании на территории государства  совместных предприятий, согласно которым  проверка финансово-хозяйственной  и коммерческой деятельности новых  предприятий должна была осуществляться за определённую плату хозрасчётными  аудиторскими организациями.

В Беларуси развитие аудита началось в 1990 году, когда  появились независимые хозрасчетные аудиторские организации Минскаудит, Белэкоаудит и другие. В 1991 году Совет Министров Республики Беларусь постановлением «О контрольно-ревизионной службе» от 30.09.1991 г. признал целесообразным создание в республике аудиторской службы в целях усиления действенности финансового контроля за соблюдением режима экономии, сохранности денежных средств и материальных ценностей, пресечения злоупотреблений и преступлений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Этим же документом было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь, заложившее основы её нормативной базы.

Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.1992г. была образована Аудиторская  палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена  организация системы услуг за соблюдением установленного порядка  осуществления финансовых и хозяйственных  операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском  учёте, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учёта и анализа финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан «Белаудитучцентр» при Белорусском государственном экономическом университете. В 1994 г. Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь была преобразована в аудиторскую палату Республики Беларусь на принципах самоуправления и самофинансирования.

Большую роль в становлении отечественного аудита сыграл Закон Республики Беларусь «Об  аудиторской деятельности» (1994г.). Он определил основы осуществления  аудита на территории страны, установил  правила и порядок его проведения, регулирования отношений, возникающих, с одной стороны, между предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими самостоятельную финансово-хозяйственную  деятельность (независимо от форм собственности  и видов этой деятельности), и  аудиторами и аудиторскими организациями  – с другой. Закон был изменён  и дополнен в 2002,2006,2007,2008 годах и 4 января 2010 года.

Становление рыночных отношений привело к  появлению большого количества новых  нормативных актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учёта и  отчётности, налогообложения, порядок  формирования себестоимости, которые  не всегда своевременно в полном объёме доводятся до предприятий. Исходя из этого, возникла необходимость создания аудита.

На макроэкономическом уровне аудит является элементом  рыночной инфраструктуры, необходимость  функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

  • бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
  • бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
  • степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Развитие  рыночных отношений в стране сопряжено  с ростом финансовых рисков, повышением конкуренции между субъектами хозяйствования, поэтому спрос на аудиторские  услуги в ближайшие годы значительно  возрастёт. Это потребует повышения  квалификации действующих аудиторов, подготовки новых кадров аудиторской  службы, а также совершенствования  правовых норм в сфере аудита.

 

2.2 Организация аудита в Республике  Беларусь 

 

Деятельность  аудиторских организаций и аудиторов  – индивидуальных предпринимателей регламентируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», а также Правилами аудиторской  деятельности. Правила аудиторской  деятельности подразделяются:

  • республиканские правила аудиторской деятельности;
  • внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;
  • правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя.

Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских  организаций и аудиторов –  индивидуальных предпринимателей, а  также для аудируемых лиц.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь.

Основными задачами Главного управления аудита являются: лицензирование аудиторской деятельности; разработка методологии аудита; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении ими аудиторской деятельности.

Главное управление аудита в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие  функции:

  • организует работу по лицензированию аудиторской деятельности;
  • ведёт государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  • разрабатывает методологию аудита субъектов хозяйствования;
  • контролирует соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности;
  • разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам осуществления аудиторской деятельности;
  • участвует в работе по подготовке нормативной базы по вопросам, касающимся аудиторской деятельности;
  • участвует в работе по сотрудничеству с международными аудиторскими организациями, организует сбор информации по вопросам аудиторской деятельности других стран;
  • рассматривает в пределах своей компетенции письма, заявления граждан и юридических лиц.

Главное управление аудита состоит из отдела методологии аудита и отдела лицензирования и контроля.

Основными функциями  отдела методологии являются:

  • разработка нормативной правовой базы по методологии аудита и участие в подготовке проектов нормативных актов по иным вопросам аудиторской деятельности;
  • изучение практики аудиторской деятельности, обобщение поступающих вопросов, замечаний по применению законодательства по вопросам, входящим в компетенцию управления, разработка предложений по совершенствованию этого законодательства и внесение их на рассмотрение руководства;
  • консультирование аудиторов, аудиторских организаций по вопросам методологии осуществления аудиторской деятельности;
  • участие в разработке программ профессиональной подготовки аудиторов;
  • рассмотрение возражений по материалам проверок соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями законодательства об аудиторской деятельности и подготовка заключений по ним;
  • внесение, совместно с отделом лицензирования и контроля, предложений о лишении, приостановлении, аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности;
  • обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, юридических лиц по вопросам, входящих в компетенцию отдела;
  • организация и проведение совещаний, семинаров по вопросам методологии аудиторской деятельности.

Основными функциями  отдела лицензирования и контроля являются:

  • участие в разработке нормативной правовой базы по вопросам, входящим в компетенцию управления;
  • консультирование граждан, организаций по оформлению документов, работе курсов, проведению экзаменов и другим вопросам, касающимся порядка лицензирования аудиторской деятельности;
  • разработка программ профессиональной подготовки аудиторов и вопросов квалификационных экзаменов на получение права осуществления аудиторской деятельности;
  • приём документов, предоставленных на получение лицензий, направление их в квалификационную комиссию, организация проведения квалификационных экзаменов;
  • выдача лицензий на осуществление аудиторской деятельности, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций;
  • подготовка предложений по вопросам лишения, приостановления, аннулирования лицензий на аудиторскую деятельность;
  • контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности, установленного законодательством РБ;
  • обобщение, анализ материалов проверок, подготовка предложений по устранению выявленных нарушений, повышению эффективности и совершенствованию аудиторской деятельности;
  • обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Основными структурными звеньями, непосредственно занимающимися  аудиторской деятельностью, являются аудиторские организации и аудиторы-предприниматели без образования юридического лица, имеющие лицензии на право занятия аудиторской деятельностью, зарегистрированные в Государственном реестре аудиторов и аудиторских организаций.

Основными функциями  аудиторских организаций являются:

  • экспертиза финансово-хозяйственной деятельности и состояния имущества предприятия;
  • контрольно-ревизионная деятельность;
  • контроль достоверности бухгалтерского учёта и отчётности;
  • прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятии, которое обеспечивается аудиторской фирмой по договору с заказчиков в случаях необходимости проведения глубокого исследования состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценки перспектив его развития и конечных результатов, разработки мероприятий по ликвидации убыточности и повышению эффективности производства.

Аудиторские организации также оказывают  содействие хозяйственным организациям при создании ими совместных предприятий  с зарубежными фирмами. Они принимают  участие в обсуждении кандидатур возможных партнёров, сборе имеющейся  информации об их деятельности, консультируют  по правовым и организационно-экономическим  аспектам создания совместного предприятия;

    • научное, методическое, информационное обеспечение деятельности предприятия. Эта функция направлена на выполнение научно-исследовательских работ, разработку методических указаний по организации учёта, анализа внутреннего аудита, планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности предприятия;
    • постановка бухгалтерского учёта осуществляется в случаях, когда само предприятие-клиент не организовало на должном уровне учёт из-за отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам. При этом аудитором проводится работа по восстановлению учёта по просьбе предприятия, на основе имеющейся у него первичной документации;
    • консультационная функция реализуется аудиторскими фирмами в устной или письменной форме за соответствующую плату и проводится по вопросам организации учёта, налогообложения, внешнеэкономическим операциям и расчётам, по правовым вопросам, касающимся деятельности предприятия.

Информация о работе Развитие и место аудита в рыночной экономике