Развитие и место аудита в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание

Аудит во всём мире давно уже превратился в инфраструктурную отрасль экономики. В международной практике накоплен огромный опыт в данной области в виде стандартов и норм аудита, который необходимо использовать при разработке национальных стандартов и в ходе работы аудиторов и аудиторских организаций. Однако, в развитии белорусского аудита немало проблем: это и нарушение ценового законодательства, ведения документации, неисполнение Правил аудиторской деятельности, что приводит к снижению качества аудиторских услуг, а, следовательно, к увеличению рисков проверяемых организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................4
1 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ АУДИТА....................................6
1.1 Содержание и значение аудита……………………….. …….................6
1.2 Классификация видов аудита……………………………………………8
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 История развития и место аудита в рыночной экономике.....................13
2.2 Организация аудита в Республике Беларусь…………………………….15
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………19
3.1 Направления развития и совершенствования аудита в Республике Беларусь.……………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………25

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет и аудит.docx

— 82.97 Кб (Скачать документ)

Для налаживания  образцового учёта и контроля на обслуживаемых предприятиях аудиторские  организации должны осуществлять деловое  сотрудничество с местными финансовыми, налоговыми, банками и другими  государственными контрольными органами.

Таким образом, деятельность аудиторских фирм состоит  в проведении независимой экспертизы бухгалтерских балансов, финансовой отчётности и соответствия организации  бухгалтерского учёта действующим  нормативным положениям и указанию по его ведению, а также в оказании услуг по научному, методическому  и информационному обеспечению  деятельности контролируемых предприятий  и организаций.

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Направления развития и совершенствования  аудита в Республике Беларусь

 

В настоящее  время в экономической литературе выделяются основные направления развития аудита:

  • смещение акцентов с ревизионной функции аудита на оказание оценочно-консультационных услуг, и в связи с этим, - усиление роли аудиторов как постоянных консультантов, владеющих полной информацией о деятельности клиента;
  • в аудиторском заключении всё больше внимания должно уделяться подтверждению не только финансовой отчётности, но и анализу и прогнозированию дальнейшего развития предприятия-клиента;
  • постепенный отказ от прямой проверки правильности действия учётного персонала и оценки компетенции и профессионализма администрации клиента. Появляется необходимость в разделении аудиторской оценки действий учётного персонала и правильности самой системы учёта;
  • в аудиторской практике должны чаще использоваться статистические методы при проверке деятельности предприятия и, в связи с этим, одной из основных задач аудита должно стать выявление предпринимательского риска и риска инвесторов. Кроме того, всё больше клиентов осознаёт необходимость отражения в аудиторском заключении будущих рисков, угрожающих предприятию;
  • усиления роли в аудиторских проверках внутреннего контроля, поэтому при проведении аудита является обязательный анализ системы внутреннего контроля с целью уменьшения аудиторского риска;
  • рост ответственности аудитора как перед клиентом, так и перед обществом в целом влечёт за собой усиление контроля качества выполняемых аудитором услуг, с одной стороны, и необходимостью правовой, страховой защиты аудитора – с другой.

Организация учёта и аудита на предприятии  сегодня невозможны без применения информационных технологий. Распространение информационных технологий в экономике и, в частности, в бухгалтерском учёте принесло с собой масштабные революционные изменения. Вычислительная техника существенно повышает качество обработки информации. При этом применение компьютеров изменяет содержание и организацию работы учётного персонала: уменьшается количество ручных операций по обработке первичных документов, систематизации учётных показателей, заполнению регистров и отчётных форм. Учётная работа становится творческой, направленной на организацию и усовершенствование учёта.

Организация и проведения аудита также существенно  изменяются. Теперь аудиторы оценивают  не только работу учётчиков, но и качество алгоритмов обработки данных, реализованных  в компьютерных программах.

В отличие  от ручных учётных систем, в которых  записи делают на бумаге и аудитор  рассматривает возможность уничтожения, подделки, замены бумажных документов, в условиях использования компьютерных информационных систем (КИС) аудитору приходится иметь дело с вопросами  безопасности и надёжности компьютерных учётных систем. Аудитор проверяет  ряд сугубо технических вопросов, которые не имеют прямого отношения  к бухгалтерскому учёту, но оказывают  непосредственное влияние на оценку аудитором риска системы контроля. В условиях применения КИС происходит взаимное проникновение разных по своему смыслу и субъектам видов контрольной  и организационной деятельности.

Возник даже специальный термин – компьютерный аудит. Под компьютерным аудитом  подразумевают оценку текущего состояния  компьютерной системы на соответствие некоторому стандарту или предложенным требованиям. Обычно необходимость  в компьютерном аудите возникает, если автоматизированная система предназначена  для обработки конфиденциальной или секретной информации.

Компьютеризация учёта существенно влияет на проведение аудита. Однако и сам компьютер  может стать тем инструментом аудитора, который даёт возможность  не только сократить время и затраты  на проведение аудита, но и провести более детальную проверку, составив качественное аудиторское заключение и выдать рекомендации по стратегии, по направлениям и средствам улучшения  финансово-хозяйственного положения  предприятия.

 

Методы аудита с использованием компьютеров



Аудиторское программное обеспечение

 

Тестовые данные



 Пакеты программ

 

Тестирование средств контроля в компьютерных прграммах


 

Программы специального назначения

Эталонные контрольные операции


 

Программы-утилиты

Использование «фиктивного» модуля


 

Рисунок. 3.1 Методы аудита с использованием компьютеров


 

Проблема  автоматизации контроля и аудита основывается на подходах к формализации этого процесса. Формализация, определённая в стандартах аудита, к сожалению, очень мало подходит для проведения качественной аудиторской проверки. В настоящее время невозможно полностью формализовать аудит  таким образом, чтобы в итоге  получить алгоритмы компьютерной автоматизации  и при этом не снизить качества проверок.

Аудитору  должен понимать особенности функционирования компьютерной бухгалтерии, поскольку  без этого невозможно проверить  качество бухгалтерской отчётности и дать консультации по совершенствованию  системы бухгалтерского учёта на предприятии.

Качество  работы некоторой части аудиторских  организаций в настоящее время  вызывает озабоченность как у  пользователей аудиторских услуг  и государственных органов, так  и у аудиторов, заинтересованных в устойчивом развитии рынка аудиторских услуг и повышении престижа аудиторской профессии. Всем им нужен качественный аудит, а не формальное аудиторское заключение. Поэтому вопрос о контроле за качеством работы аудиторских организаций и проведением ими аудиторских проверок чрезвычайно важен.

Белорусский аудит существует уже больше 15 лет, однако вопросы соотношения цены и качества аудиторских услуг  сохраняют свою актуальность и волнуют  общественное мнение до сих пор. В  прессе ранее неоднократно обсуждались  вопросы стоимости аудита. Так, по мнению Л. Фридкина: «…не всегда есть понимание, что дешевизна и качество в данном случае несовместимы. Аудит заведомо не может быть дешевым вследствие достаточно высокой степени стоимости обучения, совершенствования профессионального уровня и информационного обеспечения аудиторов...

В настоящее  время, к сожалению, существуют аудиторы (как фирмы, так и предприниматели), которые за мизерную цену готовы предоставить аудиторское заключение».

 Разделяя  мнение автора о наличии указанных  тенденций и зависимости качества  аудиторских услуг от их стоимости,  считаем, что некачественный аудит  бывает, как правило, в двух случаях:

1) аудитор  из-за недостатка профессионального  опыта и других возможностей  не в состоянии предоставить  требуемый уровень качества; 
         2) заказчик не оплачивает необходимое время для выполнения в достаточном объеме качественных аудиторских процедур.

Актуальным  вопросом является оценка качества аудиторских услуг. Качество аудита определяется соотношением стоимости аудиторской услуги и полученного от нее прямого и косвенного эффекта, выражающегося в отсутствии штрафных санкций у заказчика, а также исправлении методологии учета, повышении квалификации персонала заказчика, систематизации и оптимизации деятельности экономических служб и прочих индивидуальных выгод заказчика.

Когда качество белорусского аудита в полной мере будет соответствовать международным  требованиям и аудиторскому заключению, подготовленному белорусскими аудиторами, будут доверять во всём мире, тогда  стоимость аудиторских услуг  можно будет оценивать по мировым  ценам.

В таблице 3.1 приведена сравнительная характеристика аудиторской деятельности в РБ за 1.07.2009-1.07.2010гг.

Таблица 3.1 - Сравнительная характеристика аудиторской  деятельности в РБ за 1.07.2009-1.07.2010гг.

 

 

На 1.07.09

На 1.01.10

На 1.07.10

Имеют лицензии:

- аудиторские организации  (шт)

- аудиторы-ИП (шт)

133

508

139

532

137

551

Оказано аудиторских услуг аудиторскими организациями (тыс.руб.)

 

34746

 

58573

 

39496

Проверено организаций (шт)

 

4617

 

5269

5025

Установлено нарушений:

- налогового законодательства (тыс.руб.)

16867

19316

26045


 

На сегодняшний  день никакого противостояния в отечественном  аудите нет. Всем субъектам хозяйствования, осуществляющим аудиторскую деятельность на территории Республики Беларусь, созданы  равные условия для работы. Другое дело, что с развитием белорусской  экономики и её интеграцией в  международное экономическое сообщество изменяются требования заказчиков к  предоставляемым аудиторским услугам. Заказчики начинают всё более  осознанно подходить к проблеме выбора аудиторской организации, соизмеряя  свои финансовые возможности с качеством  оказываемых аудиторских услуг. Что касается аудиторов – индивидуальных предпринимателей, то с учётом функционирования в республике малого предпринимательства у аудиторов есть возможность выгодно продать свои услуги.

Опыт показывает, что правила аудиторской деятельности, позволяют поддерживать аудит на должном уровне, обязывают специалистов постоянно повышать свои знания и  квалификацию. Кроме того, они облегчают  работу аудиторов.

Сегодня в  Беларуси сложилась прочная законодательная  и методологическая база аудита. Её основу составляют Закон «Об аудиторской  деятельности » и 39 правил аудиторской  деятельности, разработанных Минфином. Качество аудита во всём мире определяется тем, как аудиторы соблюдают свои профессиональные стандарты. К сожалению, есть немало упущений.

Министерством финансов Республики Беларусь обобщены материалы проверок соблюдения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, лицензионных требований и условий  аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями  за текущий период 2010 года.

По состоянию  на первое сентября в Республике Беларусь 1367 аудиторов, лицензии на аудиторскую  деятельность имеют 136 аудиторских  организаций и 557 аудиторов - индивидуальных предпринимателей.

Министерством финансов согласно координационному плану  контрольной (надзорной) деятельности Республики Беларусь были проведены  проверки соблюдения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, лицензионных требований и условий 9 аудиторских организаций и 6 аудиторов - индивидуальных предпринимателей. По результатам проверок и других контрольных  мероприятий в 10 случаях были направлены требования об устранении нарушений  законодательства, в одном случае составлен протокол об административном правонарушении и в соответствии с постановлением суда применены  меры административной ответственности  в виде штрафа в размере 100 базовых  величин и конфискации дохода. Аннулированы специальные разрешения (лицензии) ООО «Аксиум Аккаунтинг» и ОДО «Константааудит» за грубое нарушение законодательства о лицензировании, установленных требований и условий осуществления аудиторской деятельности. За невыполнение требования по повышению квалификации аннулированы аттестаты 54 аудиторов и лицензии двух аудиторов – индивидуальных предпринимателей.

Отмеченные  результаты контрольной деятельности показывают, что аудиторскими организациями  и аудиторами - индивидуальными предпринимателями  допускались нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность.

Управлением аудита в последние годы проводится большая работа по приведению республиканских  правил аудиторской деятельности к  Международным стандартам аудита. Новые  белорусские правила разрабатываются  на основе мирового опыта, но с поправкой  на реалии отечественной экономики. Работа над их совершенствованием с  учётом изменений в экономике  нашей страны не прекращается, и  с каждым разом они становятся всё более близкими по требованиям  к Международным стандартам аудита.

Информация о работе Развитие и место аудита в рыночной экономике