Рекомендации по оптимизации учета расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание

Объект настоящего исследования может быть определен как организация бухгалтерского учета расчетов с дебиторами за поставленную продукцию и оказанные услуги, а предмет – как совокупное понятие бухгалтерского учета расчетов с коммерческими контрагентами – покупателями и заказчиками продукции и услуг предприятия.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
1) рассмотреть общетеоретическую сущность и порядок нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов с покупателями;
2) дать общую характеристику ОсОО «Интант-Бишкек», определить основные финансовые результаты деятельности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………..4
1.1 Определение и значение расчетов с покупателями и заказчиками……..4
1.2 Задачи и общая характеристика бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………6
1.3 Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………….9
Глава 2. Организация расчетов с покупателями и заказчиками в ОсОО «Интант-Бишкек»……………………………………………………12
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОсОО «Интант-Бишкек»………………………………………………………………………….12
2.2 Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками ОсОО «Интант-Бишкек»………………………………………………………………..15
Глава 3. Рекомендации по оптимизации учета расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………………………21
3.1 Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОсОО «Интант-Бишкек»……………………………………………………….21
3.2 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету расчетов с поставщиками и покупателями………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Б.у..docx

— 97.16 Кб (Скачать документ)

Содержание……………………………………………………………………….1

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………..4

1.1  Определение  и значение расчетов с покупателями  и заказчиками……..4

1.2 Задачи  и общая характеристика бухгалтерского  учета расчетов с покупателями  и заказчиками……………………………………………………6

1.3 Аналитический  и синтетический учет расчетов  с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………….9

Глава 2. Организация расчетов с покупателями и заказчиками в ОсОО «Интант-Бишкек»……………………………………………………12

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОсОО «Интант-Бишкек»………………………………………………………………………….12

2.2 Организация  учета расчетов с покупателями  и заказчиками ОсОО «Интант-Бишкек»………………………………………………………………..15

Глава  3. Рекомендации по оптимизации учета расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………………………21

3.1 Совершенствование  учета расчетов с покупателями  и заказчиками в ОсОО «Интант-Бишкек»……………………………………………………….21

3.2 Международные  стандарты и опыт зарубежных  стран по учету расчетов с  поставщиками и покупателями………………………………………………...24

Заключение…………………………………………………………………….30

Список литературы……………………………………………………………32

 

 

 

 

Введение

        В условиях рыночной экономики  в своей производственно-финансовой  деятельности предприятия ежедневно  осуществляют большой объем коммерческих  операций. Так или иначе, они  связаны с контрагентскими расчетами  – с одной стороны, предприятие  выступает покупателем сырья,  материалов и необходимых услуг  для обеспечения своей деятельности, а с другой – предприятие  само является продавцом, реализуя  на конкурентом рынке продукцию,  товары и услуги иным потребителям.

       Идеальная модель расчетов предполагает, что, получив деньги от своих  покупателей, предприятие направляет  часть из них на оплату приобретенного  сырья и материалов. На самом  деле, в современных рыночных  условиях правила диктуют покупатели  и заказчики, которым выгодно  сначала получить товар или  принять работу, а только потом  расплатиться. Для того чтобы  удержать свои позиции на рынке,  поставщики и подрядчики следуют  желаниям клиентов и все чаще  используют коммерческое кредитование, предоставляют отсрочки платежей  и т.д. Если факт поставки  товара (работ, услуг) не совпадает  по времени с получением за  них денежных средств, у поставщика (подрядчика) возникает дебиторская  задолженность.

       Кругооборот оборотного капитала  предприятия непосредственно связан  с основными хозяйственными операциями: (а) покупки приводят к увеличению  запасов сырья, материалов, товаров  и кредиторской задолженности; (б)  производство ведет к росту  дебиторской задолженности и  денежных средств в кассе и  на расчетном счете. Все эти  операции многократно повторяются,  сопровождаются денежными поступлениями  и денежными платежами.

       Таким образом, движение денежных  средств охватывает период между  уплатой денег за сырье, материалы  (товары) и поступлением денег  от продажи готовой продукции  (товаров). На его продолжительность  влияют: период кредитования предприятия  поставщиками, период кредитования  предприятием покупателей, период  нахождения сырья и материалов  в запасах, период производства  и хранения готовой продукции  на складе.

       Учитывая вышесказанное, можно  предварительно констатировать, что  бухгалтерский учет расчетов  с покупателями и заказчиками  (дебиторами) является одним из  наиболее сложных участков учетной  работы предприятия в силу: (а)  частой повторяемости (высокой  периодичности) данных операций; (б) большого разнообразия форм  расчетов; (в) большого количества  контрагентов предприятия (покупателей  и заказчиков), непостоянности их  состава и пр.

       В соответствии с этим целью  данной работы является исследование  особенностей бухгалтерского учета  расчетов с покупателями и  заказчиками на примере ОсОО «Интант-Бишкек» (г. Бишкек).

       Объект настоящего исследования  может быть определен как организация  бухгалтерского учета расчетов  с дебиторами за поставленную  продукцию и оказанные услуги, а предмет – как совокупное  понятие бухгалтерского учета  расчетов с коммерческими контрагентами  – покупателями и заказчиками  продукции и услуг предприятия.

       Задачи работы обусловлены ее  целью и могут быть сформулированы  следующим образом:

1) рассмотреть  общетеоретическую сущность и  порядок нормативного регулирования  бухгалтерского учета расчетов  с покупателями;

2) дать общую  характеристику ОсОО «Интант-Бишкек»,  определить основные финансовые  результаты деятельности;

3) проанализировать  порядок бухгалтерского учета  ситуаций, возникающих при расчетах  с поставщиками и заказчиками  в практике деятельности ОсОО  «Интант-Бишкек».

Структурно  работа включает в себя введение, где  реализуется постановка цели и задач  исследования, трех глав основной части, заключения, содержащего краткие  выводы по исследованию, списка использованных источников и литературы, а также  приложений.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками.

1.1 Определение и значение расчетов  с покупателями и заказчиками.

       Хозяйственная деятельность любого предприятия (организации) связана с необходимостью осуществлять расчеты, как внутри, так и вне него.

       Многообразие расчетных операций хозяйствующего субъекта обусловливает необходимость их классификации1 по ряду признаков:

1) в зависимости  от направленности расчетов они  могут быть подразделены на  внутренние (например, расчеты с  персоналом по заработной плате)  и внешние (например, расчеты с  бюджетом по налогам и сборам);

2) в зависимости  от контрагента расчетов могут  быть выделены расчеты предприятия  (организации):

с поставщиками и подрядчиками;

с покупателями и заказчиками;

с различными дебиторами и кредиторами;

по кредитам и займам;

с бюджетом и  внебюджетными фондами;

с персоналом по оплате труда;

с подотчетными лицами;

с персоналом по прочим операциям;

с учредителями;

внутрихозяйственные расчеты (например, расчеты головной организации с филиалом) и пр.;

3) в зависимости  от формы проведения расчетов  они могут быть подразделены  на расчеты в денежной и  неденежной формах;

4) в зависимости  от характера операций, по которым  производятся расчеты, последние  подразделяются на расчеты по  товарным и нетоварным операциям.

       Расчеты по товарным операциям, связанные с перемещением товара, – это расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями, в т. ч. плановые платежи, которые осуществляются посредством: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков, векселей; возможны также зачет взаимных требований и расчеты наличными деньгами.

       Расчеты по нетоварным операциям2, предполагающие лишь движение денежных средств, – расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями фирмы, подотчетными лицами, по претензиям. При этом расчеты по нетоварным операциям при безналичных расчетах оформляются только платежными поручениями.

 

 

 

 

 

 

1.2 Задачи и общая характеристика  бухгалтерского учета расчетов  с покупателями и заказчиками

       Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с покупателями являются:

– своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

– контроль над использованием денежных средств в расчетах исключительно по целевому назначению;

– контроль над соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;

– своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности.

       Система нормативно-правового регулирования различных форм и видов расчетов с покупателями в КР и включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня и юридической силы.

       К первому уровню системы нормативно-правового регулирования расчетов должны быть отнесены законодательные акты (кодексы и законы). Юридической основой для проведения расчетов неденежными средствами служит ГК КР, а налоговые обязательства участников этих расчетов определяются в соответствии с положениями Налогового кодекса Кыргызской Республики.

       Согласно закону Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете»3 от 21.11. 1996 г. №129-ФЗ документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства предприятия считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

       Важным элементом контроля движения наличных денежных средств в государстве является установленное республиканским законом обязательное применение специальной контрольно-кассовой техники4 (ККТ) при осуществлении денежных расчетов с населением по торговым операциям или по оказанию бытовых услуг. Эти сферы деятельности связаны с массовым наличным денежным оборотом. Исключение составляют только предприятия, которые в силу специфики своей работы используют документы строгой отчетности, заменяющие чеки контрольно-кассовых машин, а также некоторые другие организации в связи с особенностями их местонахождения.

       Организации и банки – участники безналичных расчетов и посредники в них при их проведении должны соблюдать также требования норм банковского законодательства КР (в первую очередь – закон КР «О банках и банковской деятельности»), а при проведении безналичных расчетов с использованием иностранной валюты (например, при расчетах с зарубежными контрагентами) – требования норм законодательства о валютном контроле.

       Второй уровень системы нормативно-правового регулирования (нормативный уровень) расчетов на территории КР – это подзаконные нормативно-правовые акты  (Указы Президента КР, Постановления Правительства КР, а также юридические акты министерств и государственных служб – приказы, инструкции и пр.).

       Порядок ведения кассовых операций регламентируется Национальным Банком Кыргызской Республики (НБ КР). Он же устанавливает требования к помещению главной кассы (в дальнейшем просто кассы).

       Расчеты наличными деньгами в условиях нестабильных рыночных отношений широко распространены, что обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, они гарантируют оперативное и точное исполнение товарных и / или платежных обязательств. Действительно, покупатель получает товар и тут же за него расплачивается. Во-вторых, поступление и расход наличности контролируется главным бухгалтером и руководством предприятия, что при очень жесткой налоговой системе неизбежно провоцирует их не показывать официально весь свой денежный оборот. В этой связи НБ КР регулярно устанавливает лимит (ограничение) наличных расчетов между юридическими лицами по одной операции в день.        Кассовые операции являются самыми многочисленными и самыми распространенными на предприятии. Их учет сопровождается оформлением целого ряда типовых документов, формы которых утверждены   Правлением Национального банка Кыргызской Республики от 23 июля 1994 года № 1/7 «О порядке ведения кассовых операций в Кыргызской Республике».

       Нормативно-правовая регламентация порядка проведения безналичных расчетов основывается на постановлении Правительства КР и Нацбанка КР от 10 декабря 2001 года № 773/30/8 « О Положении о безналичных расчетах в Кыргызской Республике» 5.

       Третий уровень регулирования расчетных отношений – это положения по бухгалтерскому учету или уровень методического регулирования. В настоящее время принято и нормативно утверждено Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики семь общих положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

       Четвертый уровень (организационно распределительный уровень) – внутренние локальные субъектов хозяйствования (учетная политика предприятия, приказы и распоряжения руководителя предприятия и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками

       Для учета расчетов с поставщиками  и подрядчиками в Плане счетов  бухгалтерского учета предназначен  счет 626 (план счетов РФ). «Расчеты с покупателями и заказчиками». К счету 62 могут быть открыты различные субсчета.

       Счет 1410 «Счета к получению за  товары и услуги» предназначен  для обобщения и представления  в бухгалтерском балансе информации  о торговой дебиторской задолженности  - задолженности, возникающей при  продаже товаров и предоставлении  услуг (выполнении субъектом согласованной  договором задачи в течение  определенного времени) в кредит. Учетной политикой субъекта может  быть предусмотрено использование  данного счета для обобщения  информации по всем торговым  операциям, независимо от формы  расчета - как по продажам в  кредит, так и по продажам с  немедленной оплатой или предварительной  оплатой. Однако, в любом случае, дебиторская задолженность по  данному счету признается тогда,  и только тогда, когда у субъекта  возникают законные права на  получение оплаты за отгруженные  товары и предоставленные услуги.

Информация о работе Рекомендации по оптимизации учета расчетов с покупателями и заказчиками