Рекомендации по оптимизации учета расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание

Объект настоящего исследования может быть определен как организация бухгалтерского учета расчетов с дебиторами за поставленную продукцию и оказанные услуги, а предмет – как совокупное понятие бухгалтерского учета расчетов с коммерческими контрагентами – покупателями и заказчиками продукции и услуг предприятия.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
1) рассмотреть общетеоретическую сущность и порядок нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов с покупателями;
2) дать общую характеристику ОсОО «Интант-Бишкек», определить основные финансовые результаты деятельности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………..4
1.1 Определение и значение расчетов с покупателями и заказчиками……..4
1.2 Задачи и общая характеристика бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………6
1.3 Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………….9
Глава 2. Организация расчетов с покупателями и заказчиками в ОсОО «Интант-Бишкек»……………………………………………………12
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОсОО «Интант-Бишкек»………………………………………………………………………….12
2.2 Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками ОсОО «Интант-Бишкек»………………………………………………………………..15
Глава 3. Рекомендации по оптимизации учета расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………………………21
3.1 Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОсОО «Интант-Бишкек»……………………………………………………….21
3.2 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету расчетов с поставщиками и покупателями………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Б.у..docx

— 97.16 Кб (Скачать документ)

       Поскольку для акта сверки не существует нормативно утвержденной формы, бухгалтерские и финансовые службы предприятий-продавцов как правило пользуются для этих целей самостоятельно разработанными формами.

       Помимо случаев плановой инвентаризации, которые указаны в ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями и т.д.), руководством ОсОО «Интант-Бишкек» может быть принято оформленное приказом решение о проведении внеплановой инвентаризации состояния расчетов предприятия (что предусмотрено положениями учетной политики организации).

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Рекомендации по оптимизации учета расчетов с покупателями и заказчиками.

3.1 Совершенствование учета расчетов  с покупателями и заказчиками  в ОсОО «Интант-Бишкек».

       Для улучшения состояния расчетов:

         - необходимо следить за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

- использовать  удобный  для предприятия метод  списания безнадежной задолженности.  Существует два метода списания9 безнадежной задолженности: метод поправок и метод прямого списания.

       При методе поправок безнадежная задолженность рассматривается как часть операционных расходов в отчетном периоде. Для этого делают корректировочную запись: дебет счета «Расходы на безнадежные долги» и кредит счета «Поправка на безнадежные долги» является контрсчетом к счету «Расчеты с покупателями» Поправка позволяет предприятию показать, что кредитуя счет «Расчеты с покупателями», какая-то сумма может быть не взыскана с должника. Если бы была известна сумма безнадежной задолженности, то ее можно было бы списать со счета «Расчеты с покупателями». Но так как точная сумма неизвестна, то списать нельзя. Когда долг какого-либо покупателя признается окончательно безнадежным, то делают такие записи: дебет счета «Поправка на безнадежные долги» и кредит «Расчеты с покупателями». Счет «Расходы на безнадежные долги» в конце отчетного периода закрывается как все счета по учету текущих расходов предприятия.

       Метод прямого списания предусматривает списание неполученных сумм задолженности сразу же на счет «Расходы по безнадежным долгам».

       Для недопущения безнадежной задолженности предприятия зарубежных стран используют различные формы расчетов, осуществляют постоянный контроль за платежеспособностью покупателей и их финансовым состоянием.

- контролировать политику диверсификации10 в отношении дебиторов, т.е. ориентироваться на увеличение их количества для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;

- постоянно контролировать состояние  расчетов по просроченной задолженности;

- производить классификацию покупателей  в зависимости от вида продукции,  объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений  и предлагаемых условий оплаты;

- имея оперативные данные по  просроченной задолженности, необходимо  начинать претензионную работу, т.е. высылать уведомления –  претензии со всеми расчетами  пени за просроченную задолженность;

- разрабатывать разнообразные  модели договоров с гибкими  условиями оплаты, в частности  предоставления покупателями скидок  при досрочной оплате, так как  снижение цены приводит к расширению  продаж и интенсифицирует приток  денежных средств.

       Для проведения инвентаризации должна создаваться специальная комиссия, назначенная руководителем. Проверка состояния дебиторской задолженности должна проводиться по каждому покупателю и заказчику отдельно, чтобы знать, с кого именно впоследствии требовать уплату долга. После проведенной инвентаризации организация, на мой взгляд, должна изучать, какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия, а также производить оценку по срокам образования задолженностей и срокам их возможного погашения.

       Однако, на мой взгляд, выявление просроченной дебиторской задолженности один раз в год недостаточно. Руководство должно регулярно информироваться о состоянии задолженности покупателей, чтобы иметь возможность не допустить невыполнения покупателями своих обязательств. Для этого бухгалтерия должна еженедельно представлять руководству отчет о наличии и движении дебиторской задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Международные стандарты и  опыт зарубежных стран по учету  расчетов с покупателями и заказчиками.

       В связи с тем, что продажа продукции является одним из аспектов в расчетах с поставщиками и покупателями, поэтому она и считается источником доходов. Продажа обычно сопровождается физической поставкой товара и передачей права собственности на товар. Основным документом, которым оформляется факт продажи товара, является счет-фактура. Она содержит детали сделки по продаже, включая количество единиц, цену за единицу, общую цену, способ поставки и т.д.

       В розничной торговле счет-фактуру 11готовят в момент сделки. После каждой продажи предприятие получает выручку. Она зачисляется на счет «Продаж». Продажа происходит за наличные деньги или в кредит. При продаже готовой продукции и товаров объем продаж отражается по кредиту счета «Продаж» и дебету счета «Расчеты с покупателями». Выручка может поступать сразу в кассу на счет в банке или же остается задолженность покупателей при продаже в кредит.

       Расчеты предприятий с покупателями осуществляются с помощью чеков, векселей, путем перечисления денег на счет в банке или же наличными через кассу. При этом чеки и векселя подлежат обязательному учету на предприятии, характеризующих его дебиторскую задолженность.

       Сделки при продаже продукции осуществляются организациями в соответствии с договорами. К ним относятся: договор купли-продажи, поставки, мены и др. В договорах должен быть сформулирован предмет договора - конкретные наименования и количество товаров или услуг, а также сроки и условия выполнения договора. Соблюдение требований, предъявляемых к оформлению договоров важно, так как их содержание предопределяет порядок документального оформления и отражения сделок в бухгалтерском учете.

       При расчетах с покупателями существует такое понятие как выручка - валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности организации, приводящее к увеличению капитала, иному, чем за счет вкладов инвесторов.

       Выручка оценивается по справедливой стоимости полученного или ожидаемого вознаграждения, за вычетом суммы торговых или оптовых надбавок. Выручка от продажи признается тогда, когда организация перевела на покупателя значительные риски и вознаграждения, связанные с собственностью на товары. Выручка от предоставления услуг должна признаваться путем указания на стадию завершенности сделки на отчетную дату, но только в том случае, если конечный результат сделки, предполагающей предоставление услуг, может быть надежно оценен.

       Выручка признается по общему правилу в том отчетном периоде, в котором оказаны услуги, предусмотренные договором. Если выполнение по конкретному договору растягивается на два или несколько отчетных периодов, то в каждом периоде признается часть дохода от выполнения услуги, пропорциональная объему работы, выполненному в данном периоде.

        Международный стандарт финансовой отчетности12 (МСФО) рассматривает только часть составленных элементов выручки, прежде всего от сделок, операций и событий, связанных с продажей товаров, предоставлением услуг, использованием другими лицами активов организации, приносящих проценты, дивиденды, лицензионные платежи.

       Международные стандарты напрямую не требуют отражения дебиторской задолженности в балансе за вычетом резерва по сомнительным долгам. Однако, исходя из концептуальных основ и требований стандарта №36(Обесценивание активов), можно говорить о том, что для определения величины дебиторской задолженности, отражаемой в балансе, необходимо:

- протестировать  дебиторскую задолженность на  предмет обесценения, т.е. списать  однозначно безнадежные долги;

- для  оставшейся дебиторской задолженности  рассчитать резерв по сомнительным  долгам, отражающий возможную вероятность  неоплаты счетов, и вычесть данный  резерв из величины дебиторской  задолженности.

        Дебиторская задолженность, срок погашения которой менее одного года (операционного цикла), должна отражаться в составе текущих активов, вся остальная дебиторская задолженность – в составе нетекущих активов.

        Требования американских стандартов 13в целом аналогичны требованиям международных стандартов, однако отличаются гораздо большей степенью детализации.

       Дебиторская задолженность предприятия в балансе должна быть разделена на две части: торговая дебиторская задолженность (дебиторская задолженность, возникшая в результате операций по продаже продукции, товаров, услуг) и неторговая дебиторская задолженность (возникшая в результате прочих операций).

К задолженности первого типа относятся:

- счета  к получению (accounts receivable) (обычная задолженность покупателя за приобретенную продукцию);

- векселя к получению (notes receivable) (задолженность покупателей, оформленная письменным доказательством оплатить счет).

К задолженности второго типа относятся:

- векселя  к получению, возникшие в результате  неторговых операций (non-trade notes receivable);

- проценты  к получению (interest receivable);

- дивиденды  к получению (dividends receivable);

- авансы, выданные работникам предприятия  (advances to employees).

        С дебиторской задолженностью связывают несколько учетных проблем, среди которых в первую очередь можно выделить проблему признания дебиторской задолженности и проблему оценки дебиторской задолженности в балансе.

       Проблема признания дебиторской задолженности связана с возможностью получения покупателями определенных специфических скидок, а проблема оценки - с наличием вероятности неоплаты части дебиторской задолженности.

        Проблема признания дебиторской задолженности по счетам обусловлена существованием скидок, предоставляемых покупателям, которые могут быть разделены на две группы:

- торговые  скидки (trade discounts)- процентные скидки от базовой цены товара (например, при распродаже, для постоянных клиентов);

- скидки  за оплату в срок (cash(sales) discounts) – процентные скидки, предоставляемые в зависимости от срока оплаты.

        Проблема оценки14 дебиторской задолженности по счетам возникает при составлении финансовой отчетности. В балансе она должна быть оценена с определенной степенью осторожности, т.е. по чистой стоимости реализации (чистая стоимость реализации в данном случае представляет собой чистую сумму денежных средств, которую ожидается получить в результате погашения дебиторской задолженности по счетам). Для определения чистой стоимости реализации величина дебиторской задолженности должна быть уменьшена на величину резерва по сомнительным долгам.

        Согласно американской практике учета величина резерва по сомнительным долгам может быть рассчитана двумя методами:

- на  базе величины продаж за отчетный  период (подход с точки зрения  отчета о прибылях и убытках  - основан на принципе соответствия  доходов и расходов отчетного  периода);

- на  базе величины дебиторской задолженности  на конец отчетного периода  (подход с точки зрения баланса-  основан на принципе осмотрительности). Модификацией данного метода  является расчет резерва на  основе ранжирования дебиторской  задолженности в зависимости  от срока оплаты.

       В английской практике используется иной термин обозначений дебиторской задолженности – «дебиторы» (debtors). В целом требования английских стандартов в отношении отражения дебиторской задолженности в балансе аналогичны требованиям международных стандартов. Отдельно стандарта по учету дебиторской задолженности не существует, однако на практике используют ряд специфических приемов, связанных с оценкой дебиторской задолженности.

        В английской практике 15разделяются однозначно безнадежные долги (bad debts) и сомнительные долги (doubtful).

        Однозначно безнадежные долги списываются на прямую со счета дебиторов на убытки (расходы по безнадежным долгам) в момент признания их безнадежными. Если происходит оплата дебиторской задолженности, ранее списанной как безнадежная, делается обратная проводка.

        Для всей остальной задолженности в конце отчетного периода создается резерв по сомнительным долгам (начисление данного резерва производится корректирующей проводкой в конце отчетного периода, дебетующей расходы по сомнительным долгам и кредитующей резерв). Резерв по

сомнительным  долгам отражается с минусом после  дебиторской задолженности. В течение  следующего периода данный резерв не изменяется (долги, признаваемые безнадежными, списываются напрямую на убытки), а  в конце следующего периода делается его переоценка исходя из новой ситуации.

Информация о работе Рекомендации по оптимизации учета расчетов с покупателями и заказчиками