Роль бухгалтерской информации в системе управления и классификация её пользователей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:18, реферат

Описание

Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей.

Применительно к внешним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении. Эта информация полезна широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Работа состоит из  1 файл

Законодат. и нормативное регулирование бух.учета в РФ.docx

— 40.75 Кб (Скачать документ)

5.Роль бухгалтерской информации в системе управления и классификация её пользователей

 

Целью бухгалтерского учета  является формирование информации для  внешних и внутренних пользователей.

Применительно к внешним  пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении. Эта информация полезна широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Заинтересованными пользователями информации считаются юридические  и физические лица, имеющие потребность  в информа-ции об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для понимания, оценки и использования информации: ре-альные и потенциальные инвесторы, работники организации, заимо-давцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

Указанные пользователи заинтересованы в получении следую-щей информации, формируемой в бухгалтерском учете:

• инвесторы и их представители – о рискованности и доходно-сти предполагаемых или осуществленных инвестиций и о спо-собности организации выплачивать дивиденды;

• работники организации и их представители (профсоюзы и др.) – о стабильности и прибыльности работодателей, способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;

• заимодавцы – о способности организации погасить представ-ленные ей займы и выплачивать соответствующие проценты;

• поставщики и подрядчики – о способности организации вы-платить в срок причитающиеся им суммы;

• покупатели и заказчики – о продолжении деятельности организации;

• органы власти – в информации, необходимой для осуществле-ния ими своих функций (по распределению ресурсов, регули-рованию народного хозяйства, разработке и реализации обще-государственной политики, ведению статистического наблю-дения);

• общественность в целом – о роли и вкладе организации в по-вышении благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Наряду со специфической  внешним пользователям нужна  и об-щая для всех пользователей информация, например о способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные акти-вы, времени и последовательности их поступления.

Внутренними пользователями бухгалтерской информации являются: совет директоров, менеджеры, руководители подразделений, мастера, служащие, правление, участники (собственники) организации. Такие внутренние пользователи, как администрация, персонал, служащие, имеют свободный доступ ко всей необходимой и полной для управления информации (данные управленческого и финансового учета) и несут ответственность за принимаемые управленческие решения. К внутренним пользователям также относятся владельцы организаций (полные товарищи, коммандитисты, акционеры, пайщики и т. п.). Собственникам учетная информация необходима для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения доходов в виде дивидендов.

Применительно к внутренним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации, необходимой руководству ор-ганизации для принятия управленческих решений, планирования,  анализа и контроля производственной и финансовой деятельности.

Для удовлетворения нужд управления в бухгалтерском учете формируется  информация о финансовом положении  организации, финансовых результатах  её деятельности и изменениях в её финансо-вом положении. Финансовое положение организации определяется её активами, структурой обязательств и капитала организации, а также способность адаптироваться к изменениям в среде функционирова-ния. Информация о финансовом положении организации формирует-ся главным образом в виде бухгалтерского баланса.

Информация о финансовых результатах деятельности организа-ции необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на ос-нове имеющихся ресурсов. Данная информация формируется в ос-новном в отчете о прибылях и убытках. Информация об изменениях в финансовом положении организации дает возможность оценить её инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятель-ность в отчетном периоде. Данная информация обеспечивает главным образом отчетом о движении денежных средств.

Используя сформулированную в рамках бухгалтерского учета и  представленную в бухгалтерском  учете информацию, организация вырабатывает тактику и стратегию финансового  развития – оценивает возможные  риски предпринимательства, изыскивает рычаги для повышения эффективности  производственных и финансовых вложений, выбирает наиболее привлекательные  сферы для инвестиций, устойчивых в финансовом отношении партнеров. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа №3. «Законодательное и нормативное  регулирование бух. Учета в России

           Ищенко Кристина Б-101

     1. Цели и задачи законодательства о бухгалтерском учете

 

Основы организации и  регулирования российской бухгалтерской  системы следует рассматривать  в контексте классификации мировых  учетных систем (с точки зрения происхождения национальных стан-дартов учета и отчетности), согласно которой выделяются две базо-вые модели:

Ø континентальная, в которой развитие учет предопределяет-ся законодательными актами государства;

Ø англосаксонская (британо-американская), в которой доми-нирующую роль в становлении стандартов учета и отчет-ности играют бухгалтеры-профессионалы.

До недавнего времени  российской учетной системе были присущи следующие черты: доминирование  государственного регулирования учета  и отчетности, направленность учета  на фискальные цели, консерватизм учетной  политики, незначительная роль профессиональных организаций в регулировании  учета. В связи с этим учетную  систему можно соотнести с  континентальной моделью учета  и отчетности.

На данном этапе работа по совершенствованию законодательной  базы российского учета проводится на качественно новом уровне: к  разработке национальных стандартов, инструкций и методических рекомендаций под-ключаются объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов. В 1997 г. в России создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), собравший специалистов-профессионалов и ученых в области учета, анализа и аудита.

Основной целью законодательства Российской Федерации о бух-галтерском учете, как отмечено в Федеральном законе «О бухгалтер-ском учете», выступает обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях  в финансовом положении организации.

Общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется федеральным  органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Основными функциями Федерального органа определены:

а) подготовка нормативных  актов, регулирующих ведение бух-галтерского учета;

б) организация аттестации и проверки качества работы профес-сиональных бухгалтеров в Российской Федерации.

Федеральный орган разрабатывает  критерии и порядок аккреди-тации профессиональных объединений бухгалтеров.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете  состоит из Федерального закона, раскрывающего  правовые и методо-логические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организа-циях Российской Федерации, а также документов, излагающих правила представления полно и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.

Федеральный закон распространяется на все организации, нахо-дящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Граждане, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут вести учет применительно к Федеральному закону.

Нормы, содержащиеся в других Федеральных законах и затраги-вающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете». В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие, предметом Феде-рального закона имеют приоритет.

Государственное регулирование  бухгалтерского учета заключа-ется в разработке общих принципов организации и ведения бухгал-терского учета, состава, содержания отчетности организаций, веду-щих бухгалтерский учет. Постоянно повышается роль и значение бухгалтерского учета в информационном обеспечении как внешних, так и внутренних пользователей в контроле за рациональным исполь-зованием ресурсов.

 

 

2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и его основные элементы

 

В Российской Федерации создана  четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском  учете». Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в  иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации.

В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» определяется роль и место бухгалтерского учета  в системе законодательных актов  Российской Федерации, его цели и  задачи, общие методы ведения и  нормативного регулирования, обязанности  и ответственность организаций  поря­док и учреждений за состояние  бухгалтерского учета и отчетности.

Второй уровень. К нормативным  документам второго уровня регулирования  относятся  Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений  — раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском  учете». Положения представляют собой  общие предписания по ведению  бухгалтерского учета хозяйственных  операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила  составления, представления и публикации финансовой  отчетности.

Третий уровень регулирования  включает нормативные акты Правительства  Российской Федерации, иных правительственных  органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений четвертого уровней.

Четвертый уровень составляют методические указания и рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета отдельных видов имущества, обязательств, других хозяйственных  операций. Рекомендации призваны помочь бухгалтеру организовать учетный процесс, составить для предприятия внутренние инструкции и другие локальные нормативные  документы по ведению первичной  документации, бухгалтерской регистрации  и обобщению данных. Нормативные  документы четвертого уровня не являются обязательными для всеобщего  применения. Их назначение иное – определить правила рациональной организации  бухгалтерского учета с применением  прогрессивных форм и способов ведения  учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов. Документы этого уровня, которые формируются непосредственно в организациях и составляют систему внутренних норм и инструкций, отражающих специфику данной организации, предусмотрены статьей 6 Закона «О бухгалтерском учете».

Изложенная структура  нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой продуманную  систему нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности.

Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском  учете — обеспечить единообразный  учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций организаций, а также составление  и представление сопоставимой и  достоверной отчетности об имущественном  положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам.

В настоящем сборнике представлены нормативные документы, устанавливающие  правила организации бухгалтерского и налогового учета в центральном  аппарате и исполнительных органах  Фонда социального страхования Российской Федерации.

Нормативные документы объединены в группы в соответствии с уровнем  их установления:

 

         -         Кодексы  Российской Федерации;

         -         Федеральные законы РФ;

         -         Положения  по ведению бухгалтерского учета;

         -         Постановления правительства РФ;

         -         Методические указания и рекомендации;

         -         Письма  и другие нормативные документы.

 

Кодексом называется единый законодательный акт, систематизирующий  соответствующую область права. Кодексы содержат основополагающие требования, которыми регулируются правоотношения, возникающие в процессе осуществления  разного рода отношений: имущественных, трудовых, налоговых и других отношений.

Гражданский кодекс Российской Федерации представляет собой документ, определяющий правовые аспекты взаимодействия граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности. В Гражданском кодексе обобщены правила, нормы и положения, устанавливающие  правовой режим имущественных отношений, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает государственные  гарантии трудовых прав и свобод граждан, создает благоприятные условия  труда, обеспечивает защиту прав и интересов  работников и работодателей. Применение норм Трудового кодекса обеспечивает оптимальное согласование интересов  сторон трудовых отношений, интересов  государства, а также правовое регулирование  трудовых отношений.

Бюджетный кодекс Российской Федерации представляет собой основной нормативный документ, устанавливающий  правовые основы функционирования бюджетной  системы Российской Федерации. Бюджетный  кодекс регламентирует отношения между  учреждениями, министерствами, ведомствами  и прочими субъектами бюджетных  правоотношений, возникающих в процессе планирования, составления, утверждения  и исполнения бюджетов всех уровней. В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной  власти Российской Федерации всех уровней, деятельность которой финансируется  из соответствующего бюджета или  бюджета государственного внебюджетного  фонда, в том числе и Фонда  социального страхования,  на основе сметы доходов и расходов.

Информация о работе Роль бухгалтерской информации в системе управления и классификация её пользователей