Роль бухгалтерской информации в системе управления и классификация её пользователей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:18, реферат

Описание

Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей.

Применительно к внешним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении. Эта информация полезна широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Работа состоит из  1 файл

Законодат. и нормативное регулирование бух.учета в РФ.docx

— 40.75 Кб (Скачать документ)

Нормы Налогового кодекса Российской Федерации  устанавливают основополагающие начала построения налоговой системы, определяют виды взимаемых налогов и сборов и уровни их установления. Положения Налогового кодекса определяют формы и методы налогового контроля, устанавливают ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Статьи Налогового кодекса  содержат материальные, процессуальные и отсылочные нормы.

Материальные нормы представляют собой основные положения о системе  налогового законодательства, субъектах  налоговых правоотношений и их правовом статусе, классификации и видах налогов и т.д.

Процессуальные нормы  закрепляют основы исполнения налоговых  обязательств, осуществления налогового контроля, порядок применения санкций  за нарушение налогового законодательства и т.д.

Отсылочные нормы отражают взаимодействие Налогового кодекса  с предписаниями других нормативных актов Российской Федерации.

По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета в России отнесено к компетенции  Правительства РФ, а именно - Министерству финансов Российской Федерации. Оно  разрабатывает и утверждает обязательные для всех субъектов предпринимательской  и иной деятельности нормативные  документы по методике и организации  бухгалтерского учета  и финансовой отчетности.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Закон «О бухгалтерском учете» определяет на самом высоком государственном  уровне нормы, которыми  обязаны  руководствоваться во всех вопросах бухгалтерского учета и отчетности руководители организаций, бухгалтеры и иные должностные лица.

Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно  к российским традициям и действующему в России гражданскому, трудовому  и хозяйственному праву. В нем  определены концептуальные положения  и общие принципы организации  и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность  юридических и физических лиц; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской  информации, порядок публикации бухгалтерской  отчетности и государственного регулирования  всей системы бухгалтерского учета. Закон является  надежной правовой базой для совершенствования  бухгалтерского учета в России в  соответствии с потребностями развития рыночных отношений, международных  стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

К основным задачам бухгалтерского учета Закон относит, во-первых, формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном  положении для внутренних и внешних  пользователей — руководителей, акционеров, других собственников, кредиторов, инвесторов и т.п. Во-вторых, бухгалтерский  учет и отчетность должны обеспечить необходимую информацию для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, их целесообразностью и эффективностью, наличием и движением имущества и обязательств, а также за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными сметами. Третья задача предполагает предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость организации.

 

 

Содержание и последовательность изложения основных задач бухгалтерского учета совершенно определенно указывает приоритеты и назначение информации, формируемой в системе бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность призваны удовлетворять потребность управляющих и собственников, а также инвесторов и кредиторов в необходимой для них финансовой информации.

Налоговая отчетность, составленная с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета. Она формируется на основе данных бухгалтерского и налогового учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели и, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решают бухгалтерская и налоговая отчетность, существенно отличаются: бухгалтерская отчетность формируется на базе обобщенной информации бухгалтерских данных; налоговая отчетность - из данных, зафиксированных на счетах бухгалтерского учета и в регистрах налогового учета.

В Законе не сказано о  том, что бухгалтерский учет содержит информацию, используемую для расчета  налогов, а бухгалтерская отчетность в интересах налогообложения  должна представляться соответствующим налоговым органам.

Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства  иностранных организаций, если это  не противоречит договорам России с  другими государствами. Все юридические  лица, зарегистрированные по российскому  законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести  бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.

Федеральные органы  утверждают обязательные для всех организаций  на территории России:

 

     -         Планы счетов бухгалтерского  учета и инструкции по их  применению;

 

   -         Положения (стандарты) по бухгалтерскому  учету, устанавливающие принципы, правила и способы учета хозяйственных  операций и составления бухгалтерской  отчетности;

 

     -         Методические указания и рекомендации  по вопросам бухгалтерского учета.

 

Закон «О бухгалтерском учете» определяет также перечень отдельных  нормативных документов, которые  утверждаются руководителями, ответственными за организацию бухгалтерского учета.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

Согласно данному Положению  руководство организаций, в том  числе и Фонда социального  страхования РФ, самостоятельно определяет форму и методы бухгалтерского учета, отчетности и внутреннего контроля, выделяет на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения, исполнительные органы  и другие обособленные подразделения, входящие в состав организации (Фонда).

Положением предусматривается  ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с утвержденными Минфином России Планами счетов бухгалтерского учета  для коммерческих организаций, бюджетных  и других учреждений. Необходимо обеспечивать последовательное применение избранной учетной политики от одного отчетного года к другому; полностью отражать в учете все хозяйственные операции, осуществленные в данном отчетном периоде, включая результаты проведения инвентаризаций; правильно относить доходы и расходы к отчетным периодам, разграничивать в учете текущие издержки на эксплуатационную деятельность и затраты на капитальные вложения и иные инвестиции.

Данные, регистрируемые на счетах бухгалтерского учета, должны быть обоснованы первичными учетными документами, составленными  в момент совершения хозяйственной  операции, а если это невозможно — сразу после ее окончания.

Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций, как  предписывает Положение, проводится по первоначальной стоимости путем  суммирования фактических расходов в денежном выражении. Применение других видов оценок допускается только в случаях, предусмотренных законодательством.

Принципы оценки, принятые в Положении, полностью  соответствуют  международной практике. Так, финансовые вложения, материальные ресурсы и  нематериальные активы принимаются  на учет в сумме фактических затрат, связанных с их приобретением. Фактическая  стоимость материальных ресурсов, списываемых  в расходы, может быть определена: по средней фактической себестоимости  закупок, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости  последних по времени закупок (ЛИФО).

Незавершенное производство, переходящее на следующий отчетный период, оценивается по нормативной  либо по плановой производственной себестоимости  или только по себестоимости, включающей прямые статьи расходов, либо по стоимости  сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается по фактическим производственным затратам.

Готовая продукция оценивается  по фактической, нормативной или  плановой производственной себестоимости  либо по себестоимости, включающей прямые статьи расходов.

Покупные товары отражаются в учете по фактической стоимости  покупки либо по продажным ценам. В балансе их остатки всегда показываются по стоимости их приобретения. Отгруженные  товары, сданные работы и оказанные  услуги отражаются в балансе по полной фактической, нормативной либо плановой себестоимости (как принято учетной политикой).

Положение исходит из принципа осмотрительности при оценке любых  материальных оборотных активов. Если цена на них в течение отчетного  периода снизилась либо некоторые  из них морально устарели или частично утратили свое первоначальное качество, эти материальные ценности должны отражаться в отчетном бухгалтерском балансе  по ценам возможной реализации, если они ниже их первоначальной стоимости.

В соответствии с принципом  осмотрительности организация может  создавать резерв сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями. Кроме того, создаются оценочные  резервы в случае обесценения  свободно котирующихся на фондовых биржах ценных бумаг, приобретенных организацией (если их стоимость оказалась ниже стоимости приобретения). Задолженность  по займам и кредитам отражается с  учетом причитающихся к оплате процентов  на отчетную дату. Сумма начисленных  процентов относится к прочим расходом и учитывается  на счетах финансовых результатов.

В целях более точного  распределения по отчетным периодам расходов и доходов, Положение предусматривает  возможность учета расходов будущих  периодов, резерва предстоящих расходов и доходов будущих периодов на соответствующих счетах.

Положение прямо не провозглашает, но фактически исходит из принципа, что бухгалтерский учет осуществляется на действующем предприятии, не собирающемся прекращать свои операции в обозримом  будущем. Все амортизируемое имущество  отражается в отчетном балансе по остаточной стоимости, исчисленной с учетом амортизационных отчислений. Накопления в виде нераспределенной прибыли отражаются в балансе как часть собственного капитала

В Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) определено, что избранная  учетная политика применяется организацией последовательно, в течение всего  срока её функционирования. Все элементы, составляющие учетную политику, выбираются организацией самостоятельно, но после  их утверждения они применяются  в организации в течение отчетного  года без изменений по инициативе организации.

С введением в учетную  практику Положения «Учетная политика организации» российская система бухгалтерского учета перешла на использование  международных бухгалтерских принципов.

В Положении по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94) определено, что подрядчик может  применять два метода определения  финансового результата в зависимости  от принятых форм определения дохода: либо по отдельным выполненным работам, либо по объекту строительства.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в  иностранной валюте» (ПБУ 3/2000) регулирует особенности бухгалтерского учета  имущества (активов) и обязательств организаций, стоимость которых  выражена в иностранной валюте. Особенности  заключаются в необходимости  пересчета стоимости этих объектов учета в рубли по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав, содержание и методологические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных  организаций и бюджетных учреждений. Положение не применяется при  формировании отчетности, разрабатываемой  организацией для внутренних целей; отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения; отчетной информации, представляемой кредитной  организации в соответствии с  её требованиями; отчетной информации для иных специальных целей.

В Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) установлены правила  их оценки при принятии на учет, при  списании на затраты организации  и, как следствие, - на конец отчетного  периода. Избранные организацией способы  и методы оценки закрепляются в учетной политике.

В Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) установлены основные правила  оценки основных средств при их принятии к учету, правила расчета амортизации для целей бухгалтерского учета, особенности проведения и отражения в учете переоценки основных средств, выбытия и иных случаев движения. Избранные организацией способы и методы закрепляются в учетной политике.

В Положении по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) отмечено, что существенное событие, произошедшее после отчетной даты, подлежит отражению в бухгалтерской  отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его результата для организации. Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о  нем пользователями бухгалтерской  отчетности невозможна достоверная  оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов  деятельности организации. Существенность события, произошедшего после отчетной даты, организация определяет самостоятельно, исходя из требований Положения.

 

Последствия события после  отчетной даты отражаются в бухгалтерской  отчетности организации путем уточнения  данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах  и расходах, либо путем раскрытия  соответствующей информации в пояснительной  записке к годовому отчету. При  составлении бухгалтерской отчетности организация оценивает последствия  события после отчетной даты и  отражает их в денежном выражении, для  чего составляется специальный расчет, подтвержденный соответствующими данными. При этом события после отчетной даты отражаются в синтетическом  и аналитическом учете заключительными  учетными записями отчетного периода  до утверждения годовой бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Роль бухгалтерской информации в системе управления и классификация её пользователей