Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы: является предоставление цельного и системного понимания рынка ценных бумаг в разрезе всех его составных частей: участников, видов ценных бумаг и действий (операций), совершаемых с ними. Однако, в отличие от многих других финансовых и товарных рынков, для рынка ценных бумаг особенно важна научная сторона, связанная с пониманием сущности ценных бумаг и ее проявлениями на рынке. При изложении курсового проекта в ряде случаев применялся научный анализ, что является положительным моментом. Важной задачей курсовой работы является отражение современного состояния рынка ценных бумаг, учитывающее произошедшие за последние годы изменения в его нормативно-правовой базе, накопленный опыт его функционирования в российских условиях и перемены на мировом рынке.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа .docx

— 74.92 Кб (Скачать документ)

После того как первоначальный инвестор купил ценную бумагу он вправе перепродать  ее другим лицам, а те, в свою очередь, свободны, продать их следующим вкладчикам. Первая и последующие перепродажи  ценной бумаги происходят на вторичном  рынке. Вторичный рынок – это  рынок, на котором происходит обращение  ценных бумаг. На нем уже не происходит аккумулирование новых финансовых средств для эмитента, а наблюдается  только перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов. Вторичный  рынок, являясь механизмом перепродажи, позволяет инвесторам свободно покупать и перепродавать бумаги.

Первичный и вторичный рынки  в определенной форме противостоят друг другу, но в то же время и  взаимодополняют. Такое противоречие возникает в связи с тем, что, выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг, они руководствуются специфическими методами их отбора и реализации. Если через первичный оборот осуществляется в основном финансирование воспроизводственного процесса, то на вторичном с помощью скупки акций происходит перераспределение контроля над корпорациями, идет формирование и перетасовка контроля между различными финансовыми группами.

Организованный рынок является рынком аукционного типа. Он характеризуется  публичными гласными торгами, открытыми  соревнованиями покупателя и продавца с наличием механизма составления  заявок и предложений о продаже, что может прислуживать основанием с целью совершения сделок. Это  обращение ценных бумаг на базе строгих  правил между лицензированными профессиональными посредниками – участниками рынка по поручению остальных участников рынка.

Неорганизованный рынок это  обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка  правил. Торговля проходит стихийно, в  контакте продавца и покупателя. Информация о совершенных сделках не фиксируется.

Внебиржевой рынок – это торговля ценными бумагами минуя фондовую биржу, сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, какие способны быть или же не быть членами фондовой биржи.

Биржевой рынок – это торговля ценными бумагами на фондовой бирже. Это всегда организованный рынок ценных бумаг, торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, каковые отбираются среди всех других участников.

Чтобы фондовая биржа могла  выполнять поставленные перед ней  задачи, она должна иметь эффективную  организационную структуру, которая  могла бы обеспечивать не только более  низкие издержки, связанные с торговлей  ценными бумагами, но и ликвидность  рынка, наличие достаточного количества продавцов и покупателей, возможность  получения участниками торгов достаточной  и точной информации как о прошлых  ценах и объемах заключенных  сделок, так и о текущих ценах  продавца и покупателя, представленных на торги объемах и видах ценных бумаг.

Организационная структура  биржи также должна обеспечивать доверие к ней со стороны ее членов, т.е. она должна иметь демократически избранные органы управления.

Поэтому биржа рассматривается  как саморегулируемая организация, действующая на принципах биржевого самоуправления. Это проявляется в том, что в рамках действующего законодательства биржа сама принимает решения об организации своего управления, что находит отражение в ее уставе.

В соответствии с российскими  законодательными документами фондовые биржи создаются в форме некоммерческого  партнерства. Поэтому органы ее управления делятся на общественную и стационарную структуры. Общее собрание членов биржи  является ее высшим законодательным  органом управления. Собрания членов биржи бывают годовыми, созываемыми  в обязательном порядке один раз  в год с интервалом между ними не более 15 месяцев, и чрезвычайными (внеочередными). Последние созываются биржевым комитетом (советом), ревизионной  комиссией или членами биржи, обладающими не менее 10% голосов.

Торговля ценными бумагами может осуществляться на традиционных и компьютеризированных рынках. На компьютеризированном рынке торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютерный рынок, который характеризуется, и  отсутствием физического места, где встречаются продавцы и покупатели, и полной автоматизацией процесса торговли к вводу своих заявок на куплю-продажу  ценных бумаг в систему торгов.

Кассовый рынок ценных бумаг  – это рынок с немедленным исполнением операций в течение 1–2 рабочих дней.

Срочный рынок ценных бумаг – это рынок, на котором заключаются различные по виду сделки как процесса обмена со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня. Чаще всего со сроком исполнения 3 месяца.

В зависимости от форм компании заключения операций с ценными бумагами возможно выделить организованный и  неорганизованный рынок.

 

1.3 Участники рынка ценных бумаг

Субъектами (участниками) рынка ценных бумаг являются физические лица или организации, которые покупают или продают ценные бумаги или  обслуживают их оборот и расчеты  по ним, вступая между собой в  определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.

Непосредственными участниками  фондового рынка являются:

  • органы государственного управления, наделенные правом эмиссии, осуществляют выпуск некоторых государственных ценных бумаг, общее регулирование и контроль рынка ценных бумаг, его нормативно-методическое обеспечение;
  • Банк России – осуществляет организацию выпуска и первичное размещение федеральных займов, контроль деятельности коммерческих банков в части их участия в операциях с ценными бумагами, операции с государственными ценными бумагами;
  • фондовые биржи, брокерские и дилерские фирмы – осуществляют операции на биржевом фондовом рынке в качестве специализированных посредников;
  • коммерческие банки – обеспечивают выпуск и размещение как собственных, так и сторонних ценных бумаг, кредитование под залог ценных бумаг, другие операции на фондовом рынке от своего имени и по поручению клиента;
  • инвестиционные банки – организуют выпуск и первичное размещение акций вновь создаваемых предприятий;
  • инвестиционные компании (фонды) – осуществляют вложение средств собственных акционеров в ценные бумаги сторонних эмитентов, выполняют активные операции на фондовом рынке;
  • страховые компании, пенсионные и медицинские фонды – участвуют в операциях на фондовом рынке путем капитализации средств, переданных клиентами в форме страховых взносов;
  • другие юридические и физические лица являются также участниками рынка ценных бумаг. Юридические осуществляют эмиссию определенных видов ценных бумаг, физические – выполняют операции купли-продажи, залога, обмена, дарения, наследования ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынках.

Субъекты рынка  ценных бумаг подразделяются на три  категории:

  • эмитенты – заемщики финансовых ресурсов: юридические лица, государственные органы, органы местных администраций, выпускающие ценные бумаги, несущие от своего имени обязательства по ценным бумагам перед их владельцами.

Эмитентами акций могут  выступать только акционерные общества. Гражданским законодательством  предусмотрен прямой запрет на выпуск акций другими юридическими лицами.

Эмитентами облигаций  могут быть юридические лица, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Порядок определения эмитента государственных и муниципальных  облигаций предусмотрен Федеральным  законом «Об особенностях эмиссии  и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг». Так, в соответствии со ст. 3 данного Закона, решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета.

  • инвесторы – субъекты, осуществляющие вложения собственных (т.е. принадлежащих инвестору на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления), заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в ценные бумаги в целях получения положительного экономического результата (например, прибыли).

В роли инвесторов могут  выступать физические и юридические  лица, государство, муниципальные образования, хозяйствующие субъекты, профессиональные инвесторы (страховые компании, пенсионные фонды, банки).

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (фондовые посредники) – банки и инвестиционные организации, юридические и физические лица, осуществляющие виды деятельности, признанные профессиональными на рынке ценных бумаг (брокерская, дилерская деятельность и др.).

Сущность деятельности рынка ценных бумаг сводится к взаимодействию эмитентов и инвесторов. Среди  инвесторов выделяют институционных инвесторов. Под ними понимаются организации, располагающие значительными свободными денежными средствами, которые могут инвестироваться в ценные бумаги. К институционным инвесторам относятся, кроме страховых компаний, пенсионных фондов, различных кредитных организаций, также и коммерческие банки. Связь между эмитентом и инвестором осуществляется посредством различных субъектов фондового рынка: от брокерских контор, преимущественно ориентированных на быструю выгоду от спекуляции ценными бумагами, до инвестиционных фондов и инвестиционных банков, чья инвестиционная стратегия нацелена на долгосрочную перспективу. Все инвестиционные посредники являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, т.е. юридическими лицами, в том числе кредитными организациями, а также физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, которые осуществляют такие виды деятельности, как:

  • брокерская;
  • дилерская;
  • деятельность по управлению ценными бумагами;
  • клиринговая;
  • депозитарная;
  • деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
  • деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Профессиональным  участникам рынка ценных бумаг нельзя совмещать свою деятельность с другими  видами деятельности, не связанными с  рынком ценных бумаг (например, с торговой деятельностью). Деятельность профессиональных участников подлежит обязательному лицензированию.

Таким образом, рынок  ценных бумаг дает возможность перераспределения  денежных средств и дальнейшего  развития экономики. В целом рынок  ценных бумаг представляет собой  сложную систему со своей структурой, где присутствуют покупатели, продавцы и посредники, которые торгуют  ценными бумагами.

 

 

 

Глава 2. ЦБ РФ на рынке ценных бумаг

 

2.1 Правовые, экономические основы и направления деятельности ЦБ РФ

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

С целью пополнения банковской ликвидности неоднократно принималось  решение о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень активов, принимаемых Банком России в залог при рефинансировании банков. В течение 2009 г. 10 раз снижались ставка рефинансирования Банка России и другие ставки по операциям Банка России с кредитными организациями. С 24 апреля 2009 г. до конца года ставка рефинансирования снизилась с 13% до 8,75%

Был создан временный механизм поддержания межбанковского рынка  в условиях кризиса, который предусматривал компенсацию Банком России до 90% убытков, понесенных банками-кредиторами при межбанковском кредитовании банков, у которых была отозвана лицензия

Для быстрого и масштабного  пополнения рублевой ликвидности банковской системы был разработан механизм предоставления Банком России кредитным  организациям кредитов без обеспечения («беззалоговых» кредитов)

Одним из способов увеличения капитала банков стало предоставление им за счет государственных средств  субординированных кредитов. Кроме того был разработан механизм приобретения государством привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов, с оплатой их специальными облигациями федерального займа.

Совместно с Агентством по страхованию вкладов Банк России провел большую работу по санации  проблемных банков. В большинстве  случаев к санации и отзыву лицензии у крупных и средних  банков привело кредитование этими  банками бизнеса своих собственников.

Банк России предоставлял кредиты на льготных условиях крупным  финансово устойчивым банкам в случае их готовности приобрести за символическую  сумму контрольный пакет акций  проблемного банка и за счет полученных средств осуществить его санацию. В результате предпринятых мер кризис ликвидности банковского сектора  был погашен, массовое банкротство  банков предотвращено. Ситуация относительно стабилизировалась

В течение 2010 г. по мере улучшения ситуации в банковском секторе Банк России постепенно сворачивал специальные антикризисные механизмы. К концу 2010 г. было полностью прекращено предоставление Банком России кредитов без обеспечения.

В первой половине 2010 года в  условиях быстро снижающейся инфляции, низкого совокупного спроса на товары и услуги, вялого роста банковского  кредитования Банк России четыре раза принимал решения о снижении своих  процентных ставок. За первые 5 месяцев 2010 г. ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75%.

С середины 2010 г. макроэкономическая ситуация начала изменяться. Начиная с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.

В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной  политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение  о повышении нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении  нормативов обязательных резервов и  о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.

 

2.2 Операции Банка России по покупке / продаже ценных бумаг на открытом рынке 

Информация о работе Рынок ценных бумаг