Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:27, реферат

Описание

Рыночная система представляет собой совокупность взаимосвязанных рынков, которые охватывают различные сферы человеческой деятельности. Эти рынки взаимодействуют между собой на основе цен, которые формируются на них под воздействием спроса и предложения, конкуренции и т.д. Рыночные цены являются той информацией, что позволяет поставщикам и потребителям ресурсов принимать необходимые экономические решения и согласовывать их. Составляющими рыночной системы являются: рынок товаров (сырья, материалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных исследований, услуг, жилья), рынок капитала (инвестиций, ценных бумаг, денег (кредитов)) и рынок труда.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 447.50 Кб (Скачать документ)

     во-первых, наличие условий для добровольного  выбора между занятостью и незанятостью в общественном производстве, свободного выбора профессии, вида деятельности (кроме тех, что могут нанести ущерб здоровью и безопасности других граждан) с учетом как индивидуальных интересов, так и общественных потребностей. Иными словами - свобода предложения рабочей силы;

     во-вторых, свобода найма и увольнения всеми работодателями (в лице государственных предприятий и учреждений, частных предприятий и т.д.) при обязательном соблюдении норм трудового законодательства, защите интересов граждан и плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты. Иными словами - свобода спроса на рабочую силу;

     в-третьих, свободное движение заработной платы  и других законных видов доходов при соблюдении установленного законом гарантированного минимума. Регулирование доходов должно происходить только через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале;

     в-четвертых, свободное перемещение рабочей  силы в пределах государства и  за его пределами, для чего необходимо создать цивилизованный рынок жилья, отменить так называемую "прописку". 

2.2 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

     Органы  государственного регулирования рынка труда являются составной частью системы регулирования занятости.

     Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости  и социальной зашиты населения является Министерство труда и социального развития Российской Федерации, образованное Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г., № 1177 «О структуре органов исполнительной власти»* на базе упраздненных Министерства социальной защиты РФ, Министерства труда РФ и Федеральной службы занятости России.

     Положением  о Минтруде, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации  от 23 апреля 1997 г., № 480*, предусмотрено, что министерство организует работу по вопросам, входящим в его компетенцию, иных федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Минтруд России возглавляет и организует деятельность федеральной государственной  службы занятости населения и  службы по урегулированию коллективных трудовых споров, осуществляет в установленном порядке руководство деятельностью органов, действующих при Министерстве (федеральной инспекции труда – Рострудинспекции, Республиканского (федерального) фонда социальной поддержки населения, Инспекции негосударственных пенсионных органов)).

     Минтруд России создает свои территориальные  органы по вопросам занятости населения, территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров и другие территориальные органы.

     Свою  деятельность Минтруд России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, независимо от их организационно-правовой формы.

     Основными задачами Министерства труда и социального  развития Российской Федерации являются разработка предложений и реализация основных направлений и критериев  государственной социальной политики по решению комплексных проблем  социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности.

     В соответствии с возложенными на него задачами Минтруд России осуществляет свои основные функции, в частности, применительно к проблемам политики на рынке труда:

     В области народонаселения и занятости  населения:

     • разрабатывает и осуществляет меры по реализации основных направлений  государственной социально-демографической политики;

     • представляет ежегодные доклады  в Правительство Российской Федерации  о состоянии и мерах по улучшению  демографического положения в стране;

     • осуществляет анализ занятости на федеральном  и территориальном (региональном) уровнях  по отдельным категориям населения, разрабатывает прогнозные оценки состояния рынка труда, организует и координирует разработку федеральной программы занятости населения;

     • определяет совместно с заинтересованными  федеральными органами исполнительной власти общую потребность в рабочих местах, с учетом демографического прогноза разрабатывает генеральную схему создания рабочих мест;

     • организует разработку программ создания, сохранения и развития рабочих мест, обеспечения занятости населения  и усиления социальной защиты работников, высвобождаемых при санации производства и банкротстве предприятий, а также при увольнении из Вооруженных сил Российской Федерации;

     • производит экспертизу разрабатываемых  федеральных целевых и инвестиционных программ в части создания и сохранения рабочих мест;

     • подготавливает предложения о критериях  отнесения регионов к критическим  по состоянию рынка труда и  о мерах по их финансово-экономической  поддержке;

     • осуществляет меры по совершенствованию  организации трудоустройства граждан, организует разработку специальных программ и мероприятий по поддержке граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, по сокращению длительности безработицы, содействию занятости несовершеннолетних;

     • разрабатывает предложения по повышению мобильности трудовых ресурсов, определяет направления территориального перемещения трудовых ресурсов, оказывает помощь в трудоустройстве гражданам в связи с направлением на работу в другую местность по предложению территориальных органов по вопросам занятости населения;

     • разрабатывает порядок предоставления компенсаций материальных затрат в  связи с направлением на работу (обучение) в другую местность безработных  граждан по предложению территориальных  органов занятости;

     • разрабатывает порядок регистрации безработных граждан;

     • подготавливает предложения по развитию общественных работ;

     • разрабатывает предложения по совершенствованию  порядка выплаты стипендий гражданам, направляемым на обучение территориальными органами занятости, пособий по безработице, материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании, а также гражданам, потерявшим право на получение пособия по безработице;

     • содействует развитию предпринимательской  деятельности и самостоятельной  занятости безработных граждан и лиц, ищущих работу, а также применению гибких форм занятости;

     • разрабатывает проект бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации по источникам образования  и целевым направлениям расходования средств;

     • организует работу по формированию, ведению и использованию на федеральном уровне банка вакансий;

     • публикует статистические данные и  информационные материалы о предложениях и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки граждан, состоянии рынков труда.

     Организация выполнения этих функций возложена  на Департамент комплексных проблем  занятости, Департамент по социальным вопросам граждан, уволенных с военной  службы и членов их семей, Управление финансового обеспечения программ занятости как структурные подразделения Минтруда, работающие в тесном взаимодействии с региональными органами по вопросам труда и занятости.

     В области развития кадрового потенциала функции Минтруда России сводятся к  следующему:

     • разработка и реализация предложений по содействию развитию персонала на производстве,

     осуществление методического руководства подготовкой  региональных и отраслевых программа

     развития  персонала;

     • подготовка проектов нормативных правовых актов по проведению квалификационных экзаменов,

     аттестации  и сертификации персонала, переподготовке и повышению квалификации кадров;

     • организационное и методическое руководство развитием профессиональной ориентации и 

     психологической поддержкой населения;

     • организационное и методическое руководство профессиональным обучением населения,

     подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации работников на производстве,

     безработных и незанятых граждан.

     Названные функции реализует Департамент  профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Минтруда России.

     Важным  принципом государственной политики в области содействия занятости  и регулирования рынка труда  является сочетание самостоятельности  органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, обеспечение согласованности их действий при реализации федеральной программы содействия занятости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА  ТРУДА РОССИИ, ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

     По  оценкам МВД, в 2003 г. численность профессиональной теневой активности составляла примерно 9 млн. человек, или около 14% всех занятых в экономике России. Российский рынок труда характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости.

     Рынки труда в России весьма существенно  различаются в разных регионах.

     Российский  рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.

     Рынок труда в России слабо связан с  рынком капитала. Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую  российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.

     В этом году на российском рынке труда продолжилась тенденция значительного роста спроса на персонал. Такой «бум», по мнению экспертов, продолжится еще четыре-пять лет. Особенно хорошо обстоят дела в Москве и Санкт-Петербурге. Эксперты в один голос утверждают, что пока экономика растет, рынок труда также будет «раздуваться». Более того, по прогнозам кадровиков, через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов.

     По оценкам разных специалистов, Рынок труда в России в этом году вырос на 20-40%. «Бум на рынке труда продолжился и в этом году, особенно это касается Москвы и Санкт-Петербурга, — говорит RBC daily региональный директор по Центральной России Kelly Services CIS Татьяна Мойса, — также мы отметили, что очень высок был спрос в регионах на «топовые» должности, причем компании предпочитают не растить таких специалистов у себя, а импортировать из столицы». По данным рекрутинговой компании АНКОР, в первом полугодии этого года рост запросов на персонал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего составил 44%. Наибольший рост был отмечен в секторе профессиональных услуг (74%), промышленного производства (62%), продажи товаров повышенного спроса (47%) и фармацевтической отрасли (31%). Зато снизилась потребность в ИТ-специалистах на 14% по сравнению с прошлым годом, а наибольший спад наблюдался на рынке страхования — падение на 29%. Интересно, что еще в 2003 г. то же страхование, напротив, показало 50-ти процентный рост, зато спрос на фармацевтов и медиков упал тогда аж на 36%. Словом, рынок развивается волнообразно, отмечают рекрутеры, и дать какие-либо прогнозы и рекомендации студентам вузов крайне затруднительно. Версии самые разнообразные. По мнению представителей столичного департамента занятости, через пять-шесть лет будут в цене специалисты сферы услуг, социальные психологи и кадровики. Представители Центра исследования населения Института экономики РАН отмечают тенденцию увеличения спроса на «технарей», причем высокой квалификации.

Информация о работе Рынок труда