Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:27, реферат
Рыночная система представляет собой совокупность взаимосвязанных рынков, которые охватывают различные сферы человеческой деятельности. Эти рынки взаимодействуют между собой на основе цен, которые формируются на них под воздействием спроса и предложения, конкуренции и т.д. Рыночные цены являются той информацией, что позволяет поставщикам и потребителям ресурсов принимать необходимые экономические решения и согласовывать их. Составляющими рыночной системы являются: рынок товаров (сырья, материалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных исследований, услуг, жилья), рынок капитала (инвестиций, ценных бумаг, денег (кредитов)) и рынок труда.
Все это означает, что итогом реализации программы дополнительных мероприятий на рынке труда будет, по-видимому, не столько снижение безработицы, сколько отсрочка в ее росте – на какое-то время он будет притормаживаться, но затем вновь разгоняться, причем, возможно, с удвоенной силой. Вопреки заявлениям представителей государства, фактической целью программы является не сокращение численности безработных, а оказание материальной помощи отдельным группам работников (в виде стипендий при прохождении опережающего обучения, дополнительной заработной платы при участии в общественных работах и т.д.). По существу перед нами меры пассивной политики, "замаскированные" под меры активной политики на рынке труда. Но снижение безработицы никогда не входило в число задач, которые могут эффективно решаться с помощью пассивных программ.
Анализ действий, предпринятых государством на начальном этапе кризиса, позволяет сформулировать несколько общих выводов.
Во-первых, хотя эти действия порождают множество разнонаправленных эффектов, по большей части это эффекты, которые будут способствовать росту безработицы и сокращению занятости.
Во-вторых, усилия государства по ужесточению контроля за ситуацией на рынке труда объективно ведут к резкому сужению свободы предприятий при выборе способов адаптации. Как следствие, амортизация шоков становится для них намного более сложной и дорогостоящей задачей, чем это было в прошлом. Однако, как показывает опыт, предприятия не остаются пассивными, отвечая на усиление государственного прессинга введением новых "нестандартных" механизмов приспособления. Достаточно сослаться на такие "новации" как переводы на неполное рабочее время по соглашению сторон; предоставление отпусков по заявлению работников; увольнения по соглашению сторон. Ни те, ни другие, ни третьи практически не использовались в 1990-е годы, но сейчас переживают настоящий бум. Так, с началом кризиса переводами на неполное рабочее время по соглашению сторон оказались охвачены свыше 600 тыс. человек (приблизительно каждый двадцатый работник); в отпуска по собственному ежемесячно уходили от 1 до 1,5 млн. работников (скачок примерно вдвое по сравнению с докризисным периодом); доля увольнений по соглашению сторон достигла 12-14% от общего числа выбытий (примерно вдвое превысив долю увольнений по сокращению штатов).
В-третьих, принятая государством программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда может стать фактором, формирующим у региональных властей искаженную систему стимулов. Фактически она создает у них заинтересованность в эскалации регистрируемой безработицы и численности работников, находящихся "под риском увольнения", поскольку именно на эти показатели, как предполагается, будет ориентироваться центральное правительство при распределении средств, выделяемых в рамках этой программы. По существу государство само подталкивает регионы вступать в активный политический торг, так как чем энергичнее они станут запугивать федеральный центр критической ситуацией, складывающейся на их рынках труда, тем больше будет у них оснований претендовать на получение дополнительной финансовой поддержки.
По мере нарастания кризиса
уже начали поступать сигналы
о том, что из-за нехватки
финансовых средств власти
Ориентировочные расчеты
Заработная плата лиц, занятых
на временных рабочих местах
или участвующих в
На уровне отдельных
Если цель пассивных программ
на рынке труда – поддержание
доходов лиц, оказавшихся
Увольнения по соглашению
Конечно, здесь важно
Вероятное воздействие мер, предпринятых государством в конце 2008-начале 2009 годов, на безработицу Отображено в таблице 1.
В феврале 2007 года глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов презентовал Правительству "Концепцию действий на рынке труда", которая будет действовать вплоть до 2010 года. По словам Зурабова, при внедрении концепции в жизнь впервые в отечественной практике будет использована "конкурентная модель" регулирования рынка труда.
Основной упор был сделан не на поддержку безработных, а на создание более динамичного и конкурентного рынка труда. Минздравсоцразвития полагает, что хватит поддерживать безработных и социально необеспеченных граждан (как будто до этого их у наc особо сильно поддерживали). Пришла пора говорить о повышении квалификации и эффективности рабочей силы.
Действительно,
за последние десять-пятнадцать лет
система профессионально
Повальное
увлечение выпускников
Поэтому ведомство Зурабова и решило кардинальным образом сменить подход к регулированию трудовых процессов. В частности, Минздравсоцразвития предлагает отказаться от единой тарифной сетки и перейти к отраслевым системам оплаты труда, разрешить региональным властям устанавливать ставки пособий по безработице, да и вообще дать регионам побольше свободы. Кроме того, ведомство Зурабова еще и предложило финансировать перемещение трудовых сил в регионах. Правда, возникает вопрос, не лучше ли просто отменить систему регистрации, а не тратить бюджетные средства на переезд?
Уже сейчас проблема настолько очевидна, что замалчивать ее и дальше не имеет никакого смысла. Население активно покидает Сибирь и Дальний Восток. По официальным данным, за девять месяцев 2006 из этих регионов в центральную часть России выехало почти 400 тысяч человек. Всего же за годы реформ Дальний Восток покинуло несколько миллионов человек. Конечно, выезд на новое место жительства почти полумиллиона россиян будет компенсирован приездом такого же количества китайцев. Вопрос только в том, нужны ли они нам.
Что же касается пособий по безработице, то Зурабов предложил установить федеральный максимум и минимум пособий и разрешить региональным властям самим устанавливать ставки пособий.
При этом министр не отказался от своей мысли о том, что пособие по безработице по-прежнему остается демотивирующим фактором и вредно влияет на временно безработных, находящихся на иждивении у государства. Хотя в этом плане с Зурабовым можно поспорить.
На нынешнее месячное пособие по безработице, на которое можно прожить максимум неделю, особо не разгуляешься. Недаром многие безработные не регистрируются в службе занятости, предпочитая искать работу самостоятельно и считая, что затраты времени на обивание чиновничьих порогов и выбивание справок мизерное пособие не окупает. В социальном государстве такое действительно неприемлемо. Хотя министру, который не рискует остаться без работы, несмотря на все "монетизации" и пенсионные "реформы" безработных точно не понять.
Тем не менее новая концепция, которая после ее утверждения Правительством пришла на смену концепции 2003 года, по мнению многих экспертов, более прогрессивна. В том числе и за счет нового подхода к квотированию иностранной рабочей силы. В частности, предлагается приглашать специалистов востребованных категорий, обладающих высокой квалификацией. Для них предлагается упростить процедуру регистрации. Это вполне здравое предложение, учитывая, что потребность в высококвалифицированных специалистах растет, а восполнить ее за счет внутренних ресурсов не получается.
Кроме того, не может не радовать, что наметился явный крен в сторону передачи полномочий регионам. Минздравсоцразвития оставило за собой лишь установление максимума и минимума пособий по безработице, регулирование иностранной трудовой миграции и разработку профессиональных систем оплаты труда, которые придут на смену ETC.
В
правительственной Концепции
3.3 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ
Для России прогнозные оценки как ожидаемого экономического спада, так и ожидаемого роста безработицы варьируют в достаточно широком диапазоне. Согласно первоначальному прогнозу Министерства экономического развития, предполагалось, что в 2009 году объем ВВП уменьшится на 2,2%, хотя, по мнению большинства независимых экспертов, его падение должно было составить не менее 5%. И хотя затем, по мере осознания реальных масштабов спада, прогнозные оценки стали стремительно ухудшаться, величина 5% может быть принята в качестве условного консенсус-прогноза, который существовал в начальные месяцы кризиса.
Если говорить о безработице, то, по первоначальным официальным прикидкам, в 2009 году она должна была вырасти до 7,5%. Вместе с тем, как мы отмечали, уже на старте кризиса многие эксперты были склонны рисовать куда более мрачную картину, уверенно предсказывая взлет общей безработицы до отметки 15%. Большинство остальных прогнозов укладываются в вилку, задаваемую этими цифрами.
Что же предполагали приведенные оценки ожидаемой безработицы и в частности – как они соотносились с показателями ожидавшегося спада производства? Очевидно, что прогноз, исходивший из возможности удержания безработицы на уровне 7,5%, являлся неоправданно оптимистичным: фактически он исходил из представления, что, несмотря на глубокий экономический спад, безработица будет такой же, как в 2006-2007 годах, в период бурного экономического роста. Но, как следует из данных Росстата, уровень общей безработицы уже в первые месяцы 2009 года намного превысил порог в 7,5%, так что официальным инстанциям практически сразу пришлось отказаться от своего исходного прогноза (более поздняя пересмотренная оценка в среднем на весь текущий год – 8,2%).