Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение основ методологии и построения системы национальных счетов, проведение сравнительного анализа двух временных периодов экономики России, выявление достоинств и недостатков существующей СНС и разработка рекомендаций по дальнейшему устранению выявленных недостатков существующей СНС.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_СНС.doc

— 1.83 Мб (Скачать документ)

       Выпуск  товаров и услуг  по видам экономической  деятельности

       за 2002 год

       

       за 2006 год

       

       рис.7

       Для того чтобы было удобно проводить  сравнительный анализ составим таблицу показателей по видам экономической деятельности (см. таблицу 3).

Код Вид экономической деятельности Выпуск  товаров и услуг  в основных ценах,  по отношению к итогу.
2002 год 2006 год
млн. руб % млн. руб %
1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1188589,8 6 1995306,6 4
2 Рыболовство, рыбоводство 65554,9 0 134011,9 0
3 Добыча полезных ископаемых 1347497,7 7 3736027,2 8
4 Обрабатывающие  производства 4957780,6 26 12976573,0 28
5 Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 939362,2 5 2196019,2 5
6 Строительство 1058965,4 6 2854372,6 6
7 Оптовая  и  розничная  торговля; ремонт  автотранспортных средств,   мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3122894,4 16 7488138,9 16
8 Гостиницы и  рестораны 150411,9 1 385411,7 1
9 Транспорт и связь 1857036,8 10 4297687,8 9
10 Финансовая  деятельность 399337,1 2 1356442,4 3
11 Операции с  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1581925,6 8 3586827,0 8
12 Государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение 1072513,6 6 2460618,8 5
13 Образование 388753,0 2 888176,6 2
14 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 541989,2 3 1264122,6 3
15 Предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 317886,5 2 740596,7 2
  Итого: 18990498,7 100 46360333,0 100

       таблица 3

       Из  составленной таблицы можно сделать  вывод, что состав структуры в процентном соотношении по видам экономической деятельности существенно не изменился.  В 2006 году по отношению к 2002 году, уменьшилось количество выпуска товаров и услуг:

       - в сельском хозяйстве, охоте  и лесном хозяйстве на 2%;

       - транспорт и связь на 1%;

       - государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение на 1%.

       Увеличилось количество выпуска товаров и услуг:

       - добыча полезных ископаемых на 1%;

       - обрабатывающие производства на 2%;

       - финансовая деятельность на 1%.

       Остальные показатели состава структуры выпуска  товаров и услуг по видам экономической  деятельности остались без изменения.

       Теперь рассмотрим использование товаров и услуг при производстве (промежуточное потребление в разделе использования). Для того чтобы анализ был наглядным составим графики рассматриваемых периодов, где показано количество выпуска и промежуточного потребления (см. график 7).

       

       

       график  7

       За  рассматриваемые периоды 2000-2003 гг. и 2004-2007 гг. промежуточное потребление составило около 50 %, от выпуска.  В I-ом периоде оно составило 49,5% (∑ПП I периода x 100 / ∑ выпуска I периода), а во II-ом 50,5% (∑ПП II периода x 100 / ∑ выпуска II периода) (см. таблицы 4 и 5).

       Для проведения анализа промежуточного потребления по видам экономической деятельности, возьмем по одному году из каждого периода, также как мы рассматривали выпуск в основных ценах и составим таблицы (см. таблицу 4 и 5) используя уже полученные данные в таблице 3.

       Доля  промежуточного потребления  по видам экономической  деятельности  в 2002 году (в %)

Код Вид экономической деятельности Выпуск  в основных ценах, млн. руб. Промежуточное потребление, млн. руб. Сумма ПП от выпуска в %
1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1188589,8 573132,4 48,2 %
2 Рыболовство, рыбоводство 65554,9 35941,5 54,8 %
3 Добыча полезных ископаемых 1347497,7 696878,9 51,7 %
4 Обрабатывающие  производства 4957780,6 3266915,6 65,8 %
5 Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 939362,2 579762,7 61,7 %
6 Строительство 1058965,4 536378,5 50,6 %
7 Оптовая  и  розничная  торговля; ремонт  автотранспортных средств,   мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3122894,4 915195,8 29,3 %
8 Гостиницы и  рестораны 150411,9 61443,6 40,8 %
9 Транспорт и  связь 1857036,8 863333,2 46,4 %
10 Финансовая  деятельность 399337,1 101374,2 25,3 %
11 Операции с  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1581925,6 552930,0 34,9 %
12 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 1072513,6 583688,6 54,4 %
13 Образование 388753,0 108416,8 27,8 %
14 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 541989,2 219725,0 40,5 %
15 Предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 317886,5 134800,4 42,4 %
16 Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества   179287,9  
  Итого: 18990498,7 9409205,1 49.5 %
 

       таблица 4 
 

       Доля  промежуточного потребления  по видам экономической деятельности  в 2006 году (в %)

Код Вид экономической деятельности Выпуск  в основных ценах, млн. руб. Промежуточное потребление, млн. руб. Доля ПП от выпуска в %
1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1995306,6 899169,5 45 %
2 Рыболовство, рыбоводство 134011,9 65668,4 49 %
3 Добыча полезных ископаемых 3736027,2 1179272,8 31,5 %
4 Обрабатывающие  производства 12976573,0 8790987,5 67,7 %
5 Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 2196019,2 1441184,7 65,6 %
6 Строительство 2854372,6 1642987,4 57,5 %
7 Оптовая  и  розничная  торговля; ремонт  автотранспортных средств,   мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 7488138,9 2726190,0 36,4 %
8 Гостиницы и  рестораны 385411,7 186044,3 48 %
9 Транспорт и  связь 4297687,8 2015528,0 46,8 %
10 Финансовая  деятельность 1356442,4 306320,1 22,5 %
11 Операции с  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3586827,0 1242036,7 34,6 %
12 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 2460618,8 1271455,7 51,6 %
13 Образование 888176,6 266355,3 30 %
14 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1264122,6 493904,1 39 %
15 Предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 740596,7 312195,4 42 %
16 Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества   578551,8  
  Итого: 46360333,0 23417851,7 50,5 %
 

       таблица 5

       Из  проведённых расчётов, изложенных в  таблицах 4 и 5, следует, что общие составляющие доли промежуточного потребления в анализируемых периодах, примерно одинаковы, однако, если рассматривать промежуточное потребление по видам экономической деятельности, то их показатели серьезно разнятся. Так, при общем росте показателей видов экономической деятельности в 2006 году по сравнению с 2002 годом, снизились расходы промежуточного потребления у следующих видов экономической деятельности:

       - сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство на 3,2%;

       - рыболовство, рыбоводство на 5,8%;

       - добыча полезных ископаемых на 20,2%;

       - финансовая деятельность на 2,8%;

       - государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение на 2,8%;

       - здравоохранение и предоставление  социальных услуг на 1,5%.

         Что в целом могло бы существенно уменьшить долю расходов в промежуточном потреблении и соответственно увеличить доходы от производства товаров и услуг, однако, есть и такие виды экономической деятельности, в которых промежуточное потребление выросло, несмотря на то, что уже было высоким, например:

       - обрабатывающие производства на 1,9%;

       - производство и распределение электроэнергии, газа и воды на 3,9%;

       - строительство на 6,9%;

       - оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования на 7,1%;

       - гостиницы и рестораны на 7,2%;

       - образование на 2,2%.

       На  основании выше изложенного можно  сделать вывод, что наша страна пока не может считаться страной с типично развитой рыночной экономикой, т.к.:

       - доля доходов наемных работников в ВВП России равная 44%  не является достаточно преобладающей (например, в таких странах как Китай и США она составляет от 55- 65%);

       - преобладает “сырьевая” экономическая политика, которая ставит в страну в зависимость от ситуации на рынках, важных для России экспортных продуктов: нефти, нефтепродуктов, газа и металлов;

       - слабо развито производство товаров  и услуг, которое способно составить конкуренцию на международных и мировых рынках.

       Однако  нужно вспомнить о серьезных  и позитивных решениях, принятых в 2007 году. Речь идет о разделении бюджета на общий и нефтегазовый, формировании на базе Стабилизационного фонда, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Были приняты и подготовлены документы, определяющие среднесрочные (до 2010 года) и долгосрочные (до 2020 года) перспективы российской финансовой, денежной и общеэкономической политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава III. Достоинства и недостатки СНС

       3.1 Достоинства СНС

       1. Одним из основных достоинств СНС, является единство системы статистических показателей экономической деятельности и ее результатов, теоретических и методологических основ их расчета, приемов и методов ведения учета и получения необходимой информации о состоянии и изменениях в экономике, а также результатах ее функционирования.

       Единство  статистической методологии обеспечивает сопоставимость показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономической системе, то есть значительно упрощает решение проблем международных сопоставлений, способствуя их достоверности.

       2. Как недостатком, так и достоинством СНС 1993 года, является её сложность и громоздкость. Огромный объём статистических показателей, охватываемый СНС, способствует наиболее детальному анализу и статистики, как состояния экономики в целом, так и отдельных её отраслей. В результате сложных расчётов и балансовых сопоставлений, СНС способствует, прежде всего, обеспечению информацией органов государственного и межгосударственного управления, а так же обоснованному принятию решений по вопросам формирования экономической политики и для оценки макроэкономической ситуации, которая оказывает значительное влияние на экономическую деятельность на всех уровнях хозяйствования, для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов, а также внешнеэкономических связей.

       3. Безусловным достоинством СНС  можно считать то, что все их  показатели увязаны между собой. Такая взаимосвязь между счетами позволяет проводить статистику показателей, как в целом за экономику государства, так и за отдельный сектор экономики. При этом в ходе проводимых расчётов добиваться наиболее точных результатов, что в свою очередь, позволит проводить наиболее качественный анализ состояния экономики, прогноз динамики её изменения в будущем и выработку наиболее эффективных мер по её дальнейшему развитию.

Информация о работе Система национальных счетов