Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение основ методологии и построения системы национальных счетов, проведение сравнительного анализа двух временных периодов экономики России, выявление достоинств и недостатков существующей СНС и разработка рекомендаций по дальнейшему устранению выявленных недостатков существующей СНС.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_СНС.doc

— 1.83 Мб (Скачать документ)

       3.2 Недостатки СНС

       1. Главным недостатком СНС – считается то, что она стала слишком сложной и понятной только специалистам-статистикам, и как следствие, во всех странах, СНС широко применяется для подготовки экономистов высшей квалификации.

       Эта проблема обсуждается регулярно  на самых разных уровнях, включая  международный. Причем в России непонимание  показателей СНС подавляющим  большинством даже высококвалифицированных  экономистов, как известно, сейчас принимает критический характер.

       Поэтому многие университеты и учебные центры мира включают вопросы, связанные с тематикой СНС, в курсы подготовки более широкого круга экономистов, чем это требуется для удовлетворения потребностей собственно статистических органов. Например, Объединенный Венский Институт (МВФ, ООН, ВБ) подробно рассматривает тематику СНС в нескольких курсах, посвященных макроэкономическому анализу. Причем в Вене этот курс читают сразу несколько преподавателей, которые одновременно присутствуют в лекционном зале и при необходимости помогают друг другу.

       2. В существующей СНС, имеются  недостатки в теоретических вопросах разработки статистических данных, одним из таких недостатков, является ряд проблем процесса перехода от идеального национального продукта к реальному.

       3. В России, на сегодняшний день, информационная база СНС и  сама система получения необходимой  информации, далеки от идеала  и явно требуют усовершенствования.

       Например, один из недостатков, это несоответствие требований СНС правилам бухгалтерского учета, применяемым в России. Предприятия заполняют статистические отчеты исходя из имеющихся у них бухгалтерских записей. Цели бухгалтерского учета связаны в основном с налогообложением и отличаются от задач статистики. Поэтому сами подходы к определению некоторых показателей во многих случаях различны. Такие же проблемы существуют и в других странах, однако по большинству важнейших показателей правила бухгалтерского учета там гармонизированы с требованиями статистики. Россия пока не перешла в полной мере на международные стандарты бухгалтерского учета, поэтому статистика не может напрямую запрашивать у предприятий, скажем, величину промежуточного потребления, а вынуждена рассчитывать этот показатель на основе других показателей.

       Конечно, для устранения указанных недостатков в России, проводилась модернизация существующих форм отчётности предприятий, новые формы существенно увеличили наличие подаваемой предприятиями информации для построения наиболее полного спектра счетов, но в целом данные проблемы остаются актуальными.

       4. Показатели СНС дают количественную  оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста.

       5. Как показывают наблюдения общественных  и статистических организаций, одним из недостатков СНС, является недостаточная методология СНС в отношении окружающей среды. В СНС 1993 года, предусмотрены статистические наблюдения в виде экологического учёта, который является структурно-скомпонованным описанием взаимодействий между окружающей средой и экономикой в системе учетных показателей, но при этом, единой модели национальных экологических счетов не существует, все зависит от конкретных целей и требований отдельных стран.  

       3.3 Пути устранения существующих недостатков СНС

  1. Усиление нормативно-правовой базы в вопросах ответственности за проведение «серых» и «чёрных» сделок, а также за укрытие доходов и невыплат налогов.
  2. Уменьшение налогового бремени на доходы, полученные от реализации товаров и услуг малым и средним бизнесом.
  3. Уменьшение количества различного рода контролирующих органов и повышение качества их работы. Создание единой системы контроля, с определением конкретной периодизации и количества проводимых контролирующими органами проверок.
  4. Проведение работы по дальнейшему развитию информационной базы СНС. В том числе проведение модернизации существующих форм отчётности предприятий, для уменьшения количества и улучшения качества, предоставляемых предприятием в органы статистики данных.
  5. Разработка методики оценки функционирования сферы услуг, отдельных секторов, а также процессов ранее не учитываемых в отечественной и международной практике, вызванных развитием рыночных отношений.
  6. Повышение интереса работодателя к его уходу от скрытой (серой) выплаты заработной платы своим работникам, путём уменьшения налогового бремени на предприятие (организацию, хозяйство), при существенном увеличении работодателем выплат по заработной плате.
  7. Разработка новых и усовершенствование существующих методов расчётов теневой экономики и незаконной деятельности и внедрение их в СНС.
  8. Разработка и внедрение в СНС новых направлений и систем учёта, например природно-ресурсной и экологической системы.
  9. Проведение работы по специальному и целенаправленному обучению и подготовке высококвалифицированных специалистов-статистиков и введение материальных поощрений по результатам научных разработок новых методов расчётов и статистического анализа показателей национальных счетов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       СНС является статистической моделью рыночной экономики, с успехом используется для анализа результатов функционирования экономики и оценки ее эффективности. Она отражает результаты производства товаров и услуг, источники формирования доходов от всех видов экономической деятельности, вклад каждой институциональной единицы, каждого сектора экономики и отрасли в их создание и участие в их распределении и использовании, а также в накоплении национального богатства.

       Методология СНС применяемая в России в  своей основе едина с методологиями других экономически развитых стран, что позволяет облегчить интеграцию макроэкономических показателей в мировую экономику и международную статистику.

       В настоящей работе были рассмотрены  основы методологии и построения системы национальных счетов, её значение для государственного регулирования, проведён анализ состояния российской экономики в период с 2000 по 2009 годы и сравнительный анализ состояния экономики России в период с 2000 - 2003 и 2004 – 2007  г.г. В ходе проведения работы особое внимание было уделено, изучению основ СНС, проведению анализа состояния экономики России, выявлению достоинств и недостатков существующей СНС и разработки возможных путей их дальнейшего устранения.

       При изучении экономического содержания и  взаимосвязи показателей консолидированных  национальных счетов, для наглядности  были использованы реальные консолидированные счета России 2000 – 2007 годов из статистического сборника, официально разработанного Росстатом в 2008 году.

       В ходе проведения анализа состояния  экономики России за 2000 – 2009 годы, и сравнительного анализа состояния экономики России в период с 2000 - 2003 и 2004 – 2007  г.г., были использованы аналитические материалы Росстата, Минфина РФ и Института комплексных стратегических исследований.

       Библиографический список

       Носова, С. С. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. – 2-е изд. , стер. – М. : КНОРУС, 2008. – 800 с.

       Национальное  счетоводство: учебник  / под ред. Б. И. Башкатова. – 3-е изд. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 608 с.

       Курс  экономической теории: учебник – 6-е изд.,  доп. и перераб. - Киров : АСА, 2007. – 848 с.

       Национальные  счета России в 2000 – 2007 годах : стат. сб. – М. : Росстат, 2008. – 213 с.

       Хасанов, И.Ш. Проблемы взаимосвязи системы счетоводства и расширенного воспроизводства ВВП России : Проблемы современной экономики, № 3(23) / И. Ш. Хасанов. – Режим доступа: [http: // www. m-economy. ru / art. php3?artid=22927]

       База  показателей социально-экономического развития России : Институт комплексных стратегических исследований. – Режим доступа: [ http: // www. icss. ac. ru / macro /].

       В ФОКУСЕ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ : Выпуск 6(37) (13-20 февраля 2009 г.) ; 7(38) (20-27 февраля 2009 г.) : Институт комплексных стратегических исследований. – Режим доступа: [http: // www. icss. ac. ru].

       Валовой внутренний продукт : Википедия. – Режим доступа: [http: // ru. wikipedia. org / wiki / ВВП].

       Основные  показатели системы национальных счетов : Федеральная служба государственной статистике. – Режим доступа: [http: // www. gks. Ru / bgd / free / b01_19 / IssWWW.exe / Stg / d000 / i000331r. htm].

       О производстве и использовании ВВП  за 2008 год : Федеральная служба государственной  статистике. – Режим доступа: [http: // www. gks. Ru / bgd / free / b04_03 / Iss WWW. exe / Stg / d02 / 54. htm].

       Теоретические проблемы национальных счетов : Мир экономики. – Режим доступа: [http: // zepul. Com / index. Php ?option = com_content&task = view&id = 12&Itemid = 1&limit = 1&limitstart = 0].

Информация о работе Система национальных счетов