Система нормативного регулирования бухгалтерского учета РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: дать представление о системе законодательного и нормативного регулирования в бухгалтерском учете, ознакомить с общими требованиями законодательства о бухгалтерском учете.
Задачи работы:
1. Уяснить состав законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерскую деятельность.
2. Изучить основные требования Закона о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
3. Составить общее представление о нормативном регулировании бухгалтерского учета в РК.
4. Изучить порядок вступления в силу законодательных и нормативных актов.
5. Изучить учетную политику в соответствии с МСФО.

Содержание

Введение 3
1. Бухгалтерский учет как объект права. 5
1.1 История развития нормативного регулирования. 5
2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РК. 9
2.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Казахстане. 9
2.2 Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета. 11
2.3 Особенности организации бухгалтерского учета в современных
условиях. 14
3. Основы организации бухгалтерского учета. 16
3.1 Правовое и методическое обеспечение организации
бухгалтерского учета. 16
3.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии. Финансовый и
управленческий учет. 18
Заключение. 21
Список использованной литературы. 23

Работа состоит из  1 файл

система но регу бух учета Курса Бота.docx

— 59.80 Кб (Скачать документ)

оптимизационный — этап, когда усовершенствовались приемы и методы обработки бухгалтерской информации и появилась возможность использовать данные анализа бухгалтерского учета для выработки и принятия управленческих решений. Считается, что соответствующий этап в развитых странах продолжался примерно до 1975 года;

стратегический — в  котором бухгалтерский учет находится  сегодня. Этот этап характеризует стандартизация принципов бухгалтерского учета на международном уровне и глобализация экономики. На уровне хозяйствующего субъекта данный период отличается от прочих дальнейшим развитием методологии процессов сбора, обработки и анализа учетных данных, в частности, организацией отдельных автоматизированных рабочих мест бухгалтера, объединением их в локальные сети внутри бухгалтерской службы и в рамках всего управленческого аппарата организации. Так как в настоящее время характерна не только межотраслевая, но и межгосударственная диверсификация капиталов, то и бухгалтерский учет развивается с таким расчетом, чтобы его функции выполнялись с учетом потребностей резидентов и нерезидентов (иностранных инвесторов, участников и т.п.).

На этом этапе в развитие бухгалтерского учета большой вклад  внесли отечественные ученые А. Галаган, Н. Лунский, Е. Сивере. С отказом от плановой экономики появилась насущная потребность пересмотра методологических основ бухгалтерского учета для его приближения к рыночным отношениям. Кроме того, предприятия получили возможность интеграции в мировую экономику посредством развития хозяйственных связей между предпринимателями различных стран и регионов. Соответственно, появилась насущная потребность привести нормы отечественного бухгалтерского учета в соответствие с международными нормами и правилами. Именно два этих обстоятельства определяют тенденции развития законодательной и нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности.

Сейчас большую и плодотворную работу по совершенствованию методологии  бухгалтерского учета и развитию его теории ведет ряд отечественных  специалистов, в числе которых  Н. Кондраков, В. Палий, А. Бакаев, Е. Мизиковский и другие.

В целом в настоящее  время отечественный бухгалтерский  учет находится в стадии реформирования и унификации с международными стандартами. Это достаточно длительный и сложный  процесс. По оценке специалистов и в  соответствии с планами и программами  реформирования бухгалтерского учета, предполагается завершить формирование новой научно-практической дисциплины к 2010 году.

 

 

2. Нормативное регулирование  бухгалтерского учета в РК

2.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Казахстане

 

Регулирование учета представляет собой определенную деятельность по внесению упорядоченности и организованности в учетную систему. Стержнем государственного регулирования служит законодательство - совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной  власти с соблюдением определенных процедур установленной формы. Основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, являются Закон Республики Казахстан от 28.02.07 г. № 234-111 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Указ Президента Республики Казахстан «О государственной программе развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в РК на 1998-2000 годы» от 28.01.98 г. № 3838 и другие. Они устанавливают единые правовые, методологические основы учета и отчетности для всех хозяйствующих юридических субъектов и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, зарегистрированных на территории Казахстана. Это значит, что сразу после начала своего функционирования каждый субъект, независимо от направления (вида) деятельности и формы собственности, обязан соблюдать соответствующие законы, которые регламентируют его деятельность в рамках государства, права и юридическую ответственность перед государством и между собой.

     Существенной  особенностью Закона «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности»  является то, что он создает  методологические основы сбора,  регистрации и обобщения информации, осуществляемых путем сплошного  и непрерывного документального  учета всех хозяйственных операций.    Основные задачи бухгалтерского  учета и финансовой отчетности - обеспечение субъекта, а также  других заинтересованных лиц  полной и достоверной информацией  о его хозяйственной деятельности.

    В целом в  основе регулирования бухгалтерского  учета лежат принципы и положения,  закрепленные в нормативных, инструктивных  и правовых актах, изданных  в соответствии с законами, постановлениями  Правительства, указами Президента, а также инструкциями, положениями,  рекомендациями и др. Обобщенно  нормативное регулирование учетной  системы Казахстана представляется  в виде следующих уровней.

Приведенная классификации уровней законодательных и нормативных документов носит условный характер и основана на их юридической значимости. Так или иначе, она дополняет аналогичные пособия,                        в которых традиционно идет деление на 4 уровня, внося существенные уточнения и конкретизируя каждый уровень. При этом единообразие учета на территории Казахстана в основном обеспечивает Министерство финансов РК.

Характерной особенностью, присущей казахстанскому бухгалтерскому учету, является то, что документы  должны пройти регистрацию в Министерстве юстиции РК и только после этого  они приобретают статус нормативного правового акта, иначе они носят  рекомендательный характер и не обязательны к исполнению.

Бухгалтерский учет и его  организация в определенной мере опираются и на судебную (арбитражную) практику, поскольку при возникновении  спорных и конфликтных ситуаций, противоречащих выдвигаемым требованиям  к документированию на том или  ином уровне, они решаются в судебном порядке. Постановления и информационные письма судебных органов обязательны  к руководству и исполнению всеми  субъектами хозяйствования (в том  числе и налоговыми и др. контролирующими  органами), хотя и не являются элементами системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета.

Общим аспектом, которым  сейчас занимаются многие ученые в  области регулирования бухгалтерского учета, является достижение соответствия между финансовыми показателями и социально-экономическими последствиями  деятельности. Его основная идея сводится к созданию информационной основы таких  элементов, как контроль затрат, формирование ассортимента продукции, ценообразование, система отчетности для управления, внедрение новых технологий и  продукции. Среди исследователей в  этой области можно назвать имена  А. Стефенса и Д. Оуэна (Великобритания), Дж. Локхарта (США), К. Писнелла (США) и др.

В настоящее время важными  становятся и вопросы экологии, поскольку  традиционный бухгалтерский учет не всегда отражает стоимость социально-экологических  последствий, безработицу, загрязнение  окружающей среды и т.п. Затраты  на их ликвидацию общество возмещает  через систему налогов. Действующее  в республике законодательство, регулирующее учетную систему, не в должной  мере указывает на социально-экологическое  предназначение учета. Возникает потребность  решить и эту проблему, опираясь на различные существующие теоретические  и практические представления.

Обобщая проблемы законодательного регулирования учета приведем характеристику нижеследующих основополагающих социальных направлений его нынешнего развития:

- экономическое, представляющее  собой комплекс мероприятий, проводимых  с помощью методических рекомендаций, разъяснений по ведению учета  в целях получения информации  экономического характера;

- правовое - законодательно  осуществляемое государством в  интересах общества путем установления  правовых норм возможного поведения  субъектов;

- морально-этическое - охватывающее  все сферы общественной жизни,  включая и учетную систему,  содержится в сознании людей,  в общественном мнении, находит  отражение в средствах массовой  информации.

В основе изложенных видов  регулирования учета лежит принцип  целесообразности, а не обязательности, как это было традиционно при  административных методах управления. Взаимодействие экономического и правового  регулирования проявляется в  первую очередь в том, что субъекты, выбирая экономически целесообразную линию поведения, вынуждены считаться  с предписаниями правовых норм. Их нарушение может привести к применению юридической ответственности и  экономическим потерям. При этом правовое регулирование осуществимо  лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость правоотношений средствами юридического процесса, возможность  их охраны органами государственного надзора и принуждения.

Следовательно, законотворчество Казахстана, имеющее отношение к  бухгалтерскому делу, несмотря на приближение  к международным правилам, не в  должной мере затрагивает вышеизложенные проблемы. Помимо этого, недостаточно рассматриваются вопросы общей  структуры экономики республики, а изменяются лишь определенные аспекты  деятельности субъектов. Не решенными  до конца остаются правила построения учета и его организации в  различных субъектах хозяйствования. Заметно отставание в принятии законов  об общественных объединениях, регулирующих учет и аудит, а также недостатки в решении вопросов о договорах, сделках, контрактах и обязательствах, не говоря уже о том, что не полностью  разработана система наказаний  за невыполнение требований законодательства. До настоящего времени присутствуют недостатки в переводе отдельных  терминов учета с иностранных  языков и их необоснованная повторяемость  в стандартах, которые во многом продолжают оставаться сложными для  восприятия бухгалтера. Существуют и  другие причины, которые сдерживают развитие учета. Они подробно освещены в дальнейшем. Эти обстоятельства требуют значительных корректировок  регулирования учетной системы  Казахстана в современных условиях.

 

 
2.2 Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета.

 

В Республике Казахстан принята 4-уровневая система регулирования  ведения бухгалтерского учета и  составления финансовой отчетности.

Первым высшим уровнем  является Закон «О бухгалтерском  учете» от 06 июля 2002 г. в соответствии с которым «бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации об активах, собственном капитале, обязательствах, доходах и расходах субъекта, регламентированную стандартами бухгалтерского учета и другими нормативно – правовыми актами, издаваемыми в соответствии с данным Законом».

Уполномоченным государственным  органом, регулирующим систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в  Республике, в настоящее время  является Министерство финансов.

Второй уровень государственного регулирования составляют стандарты  бухгалтерского учета (далее СБУ), которые  определяют правил и процедуры измерения, оценки и предоставления бухгалтерской  информации, а также типовой план счетов бухгалтерского учета и СБУ  утверждаются Министерством финансов и регистрируются в Министерстве юстиции Республики Казахстан и  имеют статус нормативных правовых актов.

Третий уровень представляют методические рекомендации к СБУ, инструкции и указания государственного органа, детализирующие и разъясняющие положения  СБУ в зависимости от различных  факторов, влияющих на финансово –  хозяйственную деятельность организации.

Четвертый уровень, системы  составляют документы самой организации  по реализации положений Закона, СБУ, и методических рекомендаций, отражающие вопросы организации системы  сбора учетной информации, составления  финансовой отчетности в зависимости  от принадлежности отраслей, размера  бизнеса, других факторов, составляющие учетную политику организации.

Бухгалтерский учет связан с характером и объемом финансовой информации, которую организации  предоставляют на рассмотрение пользователям. Пользователей могут представлять различные группы людей или организаций, например, осуществляющие инвестиции или предоставляющие кредиты, или  ведущие совместную деятельность, или  работающие в самой организации. При принятии важных экономических  решений эти лица полагаются на финансовые и другие отчеты.

Существует две основные группы пользователей бухгалтерской  информации:

внутренние пользователи;

внешние пользователи.

К внутренним пользователям  бухгалтерской информации относятся  те, кто управляет субъектом (организацией).

Внешние пользователи бухгалтерской  информации делятся на две категории:

имеющие прямой финансовый интерес (настоящие и потенциальные  инвесторы, кредиторы и покупатели);

имеющие косвенный финансовый интерес (налоговые органы, регулирующие органы, статистические органы, аудиторы, консультанты, группы потребителей и  др.)

Все вышеуказанные пользователи имеют разные информационные потребности, которые не могут удовлетворяться  финансовой отчетностью. Однако существуют общие потребности для всех пользователей. Этими потребностями по всеобщему  признанию являются потребности  инвесторов, как поставщиков капитала для организации.

Информация о работе Система нормативного регулирования бухгалтерского учета РК