Система нормативного регулирования бухгалтерского учета РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: дать представление о системе законодательного и нормативного регулирования в бухгалтерском учете, ознакомить с общими требованиями законодательства о бухгалтерском учете.
Задачи работы:
1. Уяснить состав законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерскую деятельность.
2. Изучить основные требования Закона о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
3. Составить общее представление о нормативном регулировании бухгалтерского учета в РК.
4. Изучить порядок вступления в силу законодательных и нормативных актов.
5. Изучить учетную политику в соответствии с МСФО.

Содержание

Введение 3
1. Бухгалтерский учет как объект права. 5
1.1 История развития нормативного регулирования. 5
2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РК. 9
2.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Казахстане. 9
2.2 Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета. 11
2.3 Особенности организации бухгалтерского учета в современных
условиях. 14
3. Основы организации бухгалтерского учета. 16
3.1 Правовое и методическое обеспечение организации
бухгалтерского учета. 16
3.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии. Финансовый и
управленческий учет. 18
Заключение. 21
Список использованной литературы. 23

Работа состоит из  1 файл

система но регу бух учета Курса Бота.docx

— 59.80 Кб (Скачать документ)

Второй уровень – стандарты, типовой план счетов  финансово-хозяйственной  деятельности, инструкции, приказы  и другие нормативные акты о бухгалтерском  учете по отдельным темам и  направлениям. Этот уровень является главным и центральным. По нему издаются нормативные документы с целью  дальнейшего приближения организации  бухгалтерского учета в Республике Казахстан к международным стандартам учета и отчетности.

Стандарты бухгалтерского учета  – это официальные правила, оговаривающие  то, как хозяйственные операции того, или иного типа  должны учитываться и какая информация подлежит  раскрытию в пояснительной записке к финансовой отчетности. Как правило, стандарты принимаются в целях обеспечения единообразия подходов в системе учета и отчетности, сопоставимости финансовой информации при наличии большого разнообразия методов учета и отчетности. Принципы и стандарты учета и отчетности позволяют определить, каким образом и когда должны признаваться финансовые операции, проводиться по счетам, сводиться в синтетическом учете, и наконец, отражаться в отчетности. К стандартам бухгалтерского учета разрабатываются необходимые инструкции, методические указания и рекомендации, технические детали, необходимые для ведения бухгалтерского учета, составления достоверных и беспристрастных финансовых отчетов.

Третий уровень – инструкции, рекомендации и указания, предлагающие варианты организации бухгалтерского учета непосредственно субъектами в зависимости от его отраслевой принадлежности, размеров, типа производства и других факторов, изложенных в  правовых нормативных документах.

Четвертый уровень – указания, инструкции, приказы по организации  бухгалтерского учета самого субъекта, разработанные на основе Закона, стандартов бухгалтерского учета и других нормативных  актов, издаваемых уполномоченным органом, и составляющие  учетную политику субъекта.

Таким образом, четвертый  уровень – документы, которые  носят рекомендательный характер по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных  видов имущества, обязательств и  хозяйственных операций. Они предназначены  для внутреннего использования.

Определенную помощь в  разработке учетной политики  субъекту окажет "Концептуальная основа для  подготовки и предоставления финансовой отчетности". В ней изложены основные понятия, инструменты формирования и представления финансовой отчетности субъекта для внешних пользователей.

Таким образом, законодательство о бухгалтерском учете и финансовой отчетности включает Закон "О бухгалтерском  учете", стандарты бухгалтерского учета, типовой план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, форматы финансовой отчетности, инструктивные  указания и иные правовые нормативные  акты, издаваемые уполномоченными органами.  Закон "О бухгалтерском учете"  предусматривает высокие требования к бухгалтерскому  учету.

 

 
3.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии. Финансовый и управленческий учет.

 

Цель организации бухгалтерского учета на предприятии заключается  в том, чтобы создать такую  систему учета, которая обеспечивала бы пользователей необходимой информацией.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственной операций несет руководитель предприятия, который  обязан создать необходимые условия  для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми  подразделениями и службами, работниками  предприятия требований главного бухгалтера в части порядка оформления и  представления для учета документов и сведений.

Руководитель субъекта ответственен за организацию системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Несмотря на то, что могут быть отдельные лица, уполномоченные или которым поручено нести ответственность за составление финансовых отчетов или осуществление учетных функций,  именно руководитель отвечает за то, чтобы бухгалтерский  учет осуществлялся в соответствии с законодательством и финансовые отчеты составлялись аккуратно и представляли собой достоверное и беспристрастное представление информации о финансовом состоянии субъекта. В обязанность руководителя входит определение организационной политики, процедуры внутреннего контроля субъекта.

В условиях рынка учет выполняют  разные функции. Не случайно в ряде случаев в бухгалтерскую терминологию вводится понятие "эккаунтинг",  которое хотя и переводится на русский язык как бухгалтерский учет, однако по существу понимается значительно шире. Основное отличие от прежнего понятия заключается в том, что бухгалтер перестает быть просто контролером. Бухгалтер становится лицом, принимающим управленческие решения, ему нужно знать, как эти решения повлияют  на финансовое положение и конкурентоспособность субъекта, а следовательно на последующие притоки капитала со стороны финансовых рынков. Для этого бухгалтеру необходимо понимать, какие сведения нужны финансовому рынку и в какой форме они должны быть представлены. Поэтому ему необходимо знать принципы, заложенные в системе информационной связи между субъектом и рынком.   Это не исключает потребности в технических работниках бухгалтерии – задачи которых заключаются в непосредственной регистрации бухгалтерских данных. Все это обуславливает разделение функций бухгалтера от функций технического работника бухгалтерии.

Руководитель может в  зависимости от объема учетной работы:

учредить бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

ввести в штат должность  главного бухгалтера;

передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской фирме или бухгалтеру – специалисту;

вести бухгалтерский учет лично.

Ведение бухгалтерского учета  деятельности возлагается на главного бухгалтера или бухгалтера при отсутствии в штате должности главного бухгалтера. Главный бухгалтер как определено в Законе "О бухгалтерском учете", это лицо наделенное ответственностью по ведению учетных функций субъекта. На должность главного бухгалтера назначается  лицо, имеющие высшее образование  и опыт работы в области бухгалтерского учета. Качество персонала, понимание  концепции учета и отчетности, а также правовых нормативных  актов, их аккуратность в работе очень  важны в деле предотвращения фактических  ошибок и неточностей.

В соответствии с запросами  пользователей бухгалтерский учет подразделяется на производственный учет и финансовый учет.

Функцией производственного  учета является сбор и обработка  данных о себестоимости продукции (работ, услуг). Это информация является коммерческой тайной субъекта и предназначена  только для внутреннего пользования  соответствующего управленческого  персонала. Для наиболее эффективного и оперативного сбора информации о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) субъект создает  свою собственную систему бухгалтерского учета, которая в наибольшей степени  соответствует специфике данного  субъекта. Для управленческого состава  важна любая информация, относящаяся  к его деятельности, независимо от того, является ли она объектом учета или не является, поддается ли количественной оценке или не поддается. Для организации внутреннего управления субъект должен решить самостоятельно, каким эффективным способом обеспечить своевременный сбор и обработку информации о производственных расходах и полученных доходах.

Функцией финансового  учета является обработка данных производственного учета и обобщение  этих данных в форме финансовой отчетности, которая используется высшим управленческим персоналом, а также предоставляется  внешним заинтересованным пользователям.

Деление бухгалтерского учета  на производственный и финансовый учет является одной из важнейших характеристик  учета в условиях рыночной экономики. Это не означает, что субъект обязательно  должен образовать производственную бухгалтерию  и финансовую бухгалтерию. Принципиальным, однако, является то: для каких целей собирается информация и для кого она предназначена.

В соответствии с этим, задачами бухгалтерского учета являются:  обеспечение руководителя полной и  значимой информацией для составления  достоверных финансовых отчетов  деятельности субъекта, полезных для  самого субъекта, инвесторам, кредиторам, служащим и поставщикам, покупателям, государственным и другим органам, заинтересованных в делах субъекта. Финансовые отчеты, составляемые в  соответствии с основными положениями, заложенными в Законе, будут также  полезны и для внешних пользователей  информации. Потенциальные инвесторы  будут изучать финансовые отчеты, с целью определения являются ли вложения в определенный субъект  состоящей инвестицией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бухгалтерский учет - это  финансовый центр управленческой информационной системы. Он позволяет как управленческому  аппарату, так и внешним пользователям  иметь полную картину хозяйственной  деятельности предприятия.

Следуя своему назначению, бухгалтерский учет на предприятии  выполняет три основные функции:

-  контрольную

-  информационную

-  аналитическую

Регулирование учета представляет собой определенную деятельность по внесению упорядоченности и организованности в учетную систему. Стержнем государственного регулирования служит законодательство - совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной  власти с соблюдением определенных процедур установленной формы. Основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, являются Закон Республики Казахстан от 28.02.07 г. № 234-111 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Указ Президента Республики Казахстан «О государственной программе развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в РК на 1998-2000 годы» от 28.01.98 г. № 3838 и другие. Они устанавливают единые правовые, методологические основы учета и отчетности для всех хозяйствующих юридических субъектов и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, зарегистрированных на территории Казахстана.

В условиях рыночной экономики  задачами бухгалтерской службы предприятия  являются:

-  правильное и своевременное отражение поступления, выбытия и перемещения основных средств;

-  контроль за их наличием и сохранностью в местах эксплуатации;

-  своевременное и точное исчисление износа основных средств и правильное его отражение в учете;

-  определение затрат по ремонту и контроль за рациональным использованием средств, выделенных для этой цели;

-  выявление неиспользуемых, лишних объектов основных средств;

-  контроль за эффективностью использования, нахождение резервов повышения эффективности работы машин, оборудования, транспортных средств, других объектов, а также использования производственных площадей для увеличения выпуска продукции;

-  оперативное обеспечение необходимой информацией руководства предприятия о состоянии основных средств путем автоматизации учетно-вычислительных работ на базе современных средств вычислительной техники.

В учетном процессе различают  три стадии: первичный учет, текущий  учет, сводный учет. Первичный учет представляет собой сложный комплекс приемов по восприятию исходной информации, то его объектами являются учетные  номенклатуры и их движение, также осуществляет контрольную функцию. Текущий учет формирует учетную номенклатуру. Для текущего учета характерны разработка рабочего плана счетов и отбор хозяйственных операций. Сводный учет представляет собой процесс формирования определенных показателей. Информации сводного обобщения характеризуют состояние и результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

Перед казахстанским учетом стоит важная проблема адаптации  к передовой международной практике, которая обусловлена тем, что  в рыночных условиях учет является связующим звеном разнообразных  видов деятельности, присущих любому бизнесу между странами.

Одна из центральных проблем  в совершенствовании учета - интеграция, направленная на ликвидацию дублирования при сборе и регистрации исходной информации. Приближение отечественного учета к международной практике учета связывается также и  с переподготовкой специалистов с высоким уровнем профессионализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.  Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть)/ М.К. Сулейменов, Ю.Г.Басин – г.Алматы: Жетi жарғы, 2003

2.  Инструкция (основа) по разработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (приказ МФ РК от 22.12.2005г. №426)

3.  Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в Новом мире» от 28 февраля 2007г. //Индустриальная Караганда №15 от 01.03.2007г.

4.  Стандарты бухгалтерского учета Республики Казахстан. Постановление Национальной Комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету от 13 ноября 1996 г., №3 с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министра финансов Республики Казахстан за 2002-2003 годы, - Алматы: Издательство Юрист, 2005г. –340с.

Информация о работе Система нормативного регулирования бухгалтерского учета РК