Система учёта затрат "директ-костинг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:32, реферат

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение системы «директ-костинг» и её особенностей.

Задачами курсовой работы являются:

- изучение особенностей системы «директ-костинг»;

-определение преимуществ и недостатков системы «директ-костинг».

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 40.54 Кб (Скачать документ)

Простой «директ-костинг» базируется на следующих  принципах: -затраты подразделяются по элементам на постоянные и переменные; -себестоимость производственных и  реализованных изделий исчисляется  только на основе распределения переменных (операционных) затрат; -сравнение полученной таким образом переменной себестоимости  с ценой реализации в целях  определения разницы, называемой маржей с переменных затрат; -возмещение постоянных затрат за счёт различных марж с  переменной себестоимости для определения  результата деятельности и рентабельности, то есть финансовый результат равен  нулю.

Основы  данного метода – это: -постоянная направленность учёта на конечный результат, то есть определение маржи по изделиям, в целом по предприятию и производственному  результату (прибыли или убытки); -учёт по изделиям только переменных затрат и определение переменной себестоимости  по изделиям; -учёт постоянных затрат в  целом по предприятию и их отнесение  на уменьшение маржи в целях определения  производственного результата; -определение  маржи по изделиям как базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием.

Если  предприятие производит много изделий, то метод переменных затрат позволяет  изменить «вклад» каждого изделия  в возмещение постоянных затрат и  формирование общего уровня рентабельности. Кроме того, этот метод в условиях рыночной экономики даёт возможность  проводить политику развития торговли в зависимости от заданных ориентиров на основе определения минимального объёма реализации, то есть критического объёма реализации, или порога рентабельности различных товаров.

Понятие «вклад продукта» получило широкое  распространение в практике «директ-костинга», оно позволяет определить, что  каждый продукт приносит предприятию. Эта учётная категория позволяет лучше измерить рентабельность продукта или группы продуктов, индивидуализируя затраты, которые к нему относятся. При таком методе отклоняются от строгого соблюдения переменной себестоимости, так как себестоимость включает не только переменные затраты, но и часть прямых постоянных затрат. Это даёт возможность улучшить технику исчисления себестоимости, а сам метод был назван развитым «директ-костингом».

2.2 Развитой  «директ-костинг».

Практическое  применение простого «директ-костинга»  было построено на аксиоме: каждое изделие, центр ответственности5 вносят особый вклад в результаты деятельности предприятия, но только предприятие как юридическое лицо может получить прибыль или понести убыток.6 Другими словами, отказывались от определения чистого результата по изделиям, центрам ответственности, а ограничивалась исчислением маржи, за счёт которой списывались постоянные расходы.

По мере внедрения простого «директ-костинга»  выяснилось, что некоторые специфические  постоянные расходы могут быть отнесены прямо без условного распределения  на соответствующие изделия, их группы, центры ответственности, сегменты деятельности, то есть концепция юридического лица постепенно менялась в бухгалтерском  учёте и возникло понятие полумаржи  как разницы маржи и соответствующей  суммы прямых постоянных расходов. Понятие полумаржи экономически приближается к понятию финансового  результата, ибо характеризует компенсацию  косвенных постоянных расходов и  получению прибыли.

Второе  коренное отличие развитого «директ-костинга»  от простого в том, что модель «затраты-выпуск»  стала действовать не только в  центрах ответственности на самом  предприятии, но и за его пределам, что вызвало необходимость определения финансовых результатов (марж, полумарж) по сегментам деятельности, то есть в маркетинговом аспекте.  Развитой «директ-костинг» позволил усилить контроль в общественном производстве, так как обеспечивал получение информации о результатах деятельности каждого подразделения предприятия, а для этого необходимо было точно определить, за что несёт ответственность каждое подразделение. Чтобы решить эту проблему, бесспорно, нужно было избегать условного распределения общих расходов, что привело к появлению категории «полумаржа по уровням» (изделие, группа изделий, цех, завод, компания). В связи с этим основой организации учёта по методу развитого «директ-костинга» стало выделение сегментов деятельности и определение результатов в управленческом учёте по этим сегментам.

Специалисты, занимающиеся вопросами развитого  «директ-костинга», подразделяют сегменты деятельности на две категории:7 -Внутренние: изделия, группы изделий, заказы, центры анализа, прибыли, рентабельности, ответственности; -Внешние: секторы покупателей, классы клиентов, заказы, зоны коммивояжёров, графические зоны реализации, каналы реализации.

Внедрение развитого «директ-костинга» привело  к отражению в учёте нескольких видов марж и полумарж, поскольку  в нём использовали пирамидальную систему учёта общего (совокупного) результата деятельности. В основе пирамидальной системы лежит иерархия сегментов, которые расположены последовательно по нарастающей. Такая система может быть построена по производственному, реализационному или другим признакам. Внедрение в практику развитого «директ-костинга» приводит к тому, что предприятия в целях повышения эффективности производства и контроля деятельности центров ответственности всё большую часть постоянных расходов прямо относят на себестоимость этих центров.

Разбивка  предприятия на сегменты реализации может оказаться очень полезной в плане ориентации сотрудников, занимающихся маркетингом. Определение  маржи по уровням даёт возможность  проведения двойного анализа. С одной  стороны, производственную деятельность как бы локализуют и определяют серию  марж по сегментам – продуктам. С  другой стороны, обособляют распределительную  деятельность, определяют и анализируют  серию марж по сегментам реализации. В результате, исходя из этих двух критериев, анализируют действие новой экономической  модели «продукт-рынок». Каждый продукт (товар) продаётся на многих рынках. Поэтому целесообразно исчислять  маржу по каждому продукту, на каждом рынке.

Внедрение нормативов в систему «директ-костинга»  вызывает меньше проблем, чем исчисление полной себестоимости, так как применение данной системы не требует условного  распределения затрат. Кроме того, не нужно оперировать категориями  «единица работы» и «нормальная  деятельность», использование которых  сильно затрудняет учёт, но которые  тем не менее необходимы при системе учёта полной себестоимости.

В управленческом учёте главенствующей становится система  нормативов. Определяют не только нормативную  себестоимость, но и нормативную  выручку, так как это единственное средство соизмерить поступления и  расходы и определить нормативную  маржу, то есть использовать модель «затраты-выпуск».

Преимущества  развитого «директ-костинга» очевидны.8 Особенно эффективно его применение на предприятиях с массовым производством и относительно сложным, технологическим процессом, поскльку в этом случае гораздо легче определить маржу по сегментам деятельности, чем по производственным признакам.

Основные  новации развитого «директ-костинга»: -появление категории специфических  прямых постоянных затрат и системы  полумарж и регулирование на этой основе объёмов производства и реализации, себестоимости, цен; -исчисленность  результатов (марж) по внешним сегментам (находящимся за пределами предприятия), то есть использование маркетинговых  принципов в системе управленческого  учёта; -пирамидальная (ступенчатая) система  калькулирования на базе данных о  переменных затратах и специфических  прямых постоянных затратах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Система «директ-костинг» - это система производственного (управленческого) учёта, основанная на классификации затрат на постоянные, периодические и переменные (на изделие) и включающая учёт затрат по их видам, местам возникновения и носителем  затрат, учёт результатов производительной деятельности, а также анализ затрат и результатов и принятие управленческих решений. По степени зависимости от количества выпускаемой продукции затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные.

 Основным принципом группировки издержек производства и обращения на счетах бухгалтерского учёта на предприятии является деление их на производственные, общие, управленческие и сбытовые расходы.

Производственные  расходы включают все прямые затраты  и часть косвенных, их величина прямо  зависит от объёма и ассортимента выпускаемой продукции. Управленческие и сбытовые расходы на период учитываются  обособленно и полностью относятся  на уменьшение доходов от реализации продукции в том же периоде, в  котором они возникли. Для облегчения учёта и контроля за оптимальной  величиной издержек производства на данном предприятии составляют нормативную  производственную себестоимость с  её фактической величиной, для чего учёт выпуска продукции, заделов  незавершённого производства и запасов  готовой продукции ведут по нормативной  производственной себестоимости, а  выявленные в отчетном периоде отклонения фактической себестоимости от нормативной, списывают на результаты реализации в том же отчётном периоде.

«Директ-костинг» - позволяет решить вопрос обоснованности планирования и нормирования величины постоянных (накладных) расходов, так  как сумма этих расходов за каждый конкретный период показывается в отчёте о доходах отдельной строкой, что наглядно показывает их влияние  на величину прибыли.

«Директ-костинг» - система управленческого учёта, базирующаяся на категории переменных (либо частичных) затрат. Эта система  не лишена недостатков, но имеет и  некоторые преимущества по сравнению  с системой полного учёта и  распределения затрат. Выбор одной  из них зависит прежде всего от практической пользы применения той или иной системы. 
 
 
 

Информация о работе Система учёта затрат "директ-костинг"