Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 09:20, курсовая работа
Понятие внутреннего контроля отнюдь не новое. Появившись в лексиконе еще в начале XVIII века, оно эволюционировало со временем. Как система контроля деятельности предприятия это понятие сформировалось к началу XX столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в орган
Стандарт аудита "Оценки рисков и внутренний контроль" требует от аудитора получения и документального оформления оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля для определения аудиторского подхода.
При проверке внутреннего контроля аудитор проверяет следующее:
1) Соблюдались
ли специфические процедуры
2) Прежде
всего, установлена ли система
выдачи разрешений
3) Разработана
ли в бухгалтерии схема
4) Определены
ли бухгалтерией формы бланков
документов или выбраны из
имеющихся на данный момент
образцов. При этом необходимо
проверить протестированы ли
бухгалтерской службой
5) Надежна
ли система регистрации и
6) Какова
система обеспечения
7) Производятся
ли сверки учетных данных с
фактическими, кем и как часто
меняются исполнители этих
8) Распределены
ли обязанности между
- санкционирующими и осуществляющими операции;
- обеспечивающими
физическое хранение и
- отражающими операции в учете.
9) Соблюдается
ли своевременность
10) Оформлены ли договоры о материальной ответственности с лицами, имеющими доступ к активам предприятия. Не имеют ли работники какие-либо юридические ограничения для работы с ценностями.
11) Соблюдается
ли последовательность
На основе
профессионального суждения аудитор
оценивает общее состояние
- философия управления и стиль работы руководства и бухгалтерской службы;
- организационная структура предприятия;
- состав
и деятельность отдела
- методы
распределения полномочий и
- методы контроля, используемые управленческим звеном;
- кадровая политика;
- влияние внешней среды.
Также степень сложности внутреннего контроля должна соответствовать организационной структуре предприятия, численности персонала, разветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.
Таким образом, система внутреннего контроля в деятельности любой организации является фундаментальным элементом процесса управления, поскольку ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от системы. Все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации.
Наряду
с этим одной из важнейших причин
необходимости осуществления
2. Цели и объекты внутреннего контроля.
Для установления сущности внутреннего контроля необходимо также определить его цели и задачи.
Цель внутреннего аудита заключается в экспертной оценке соблюдения экономической политики предприятия, включая и учетную, оценке функционирование внутреннего контроля, осуществляемая всеми структурными подразделениями. Следовательно, кроме задач чисто контрольного характера, внутренний аудит решает задачу экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования.
В данном
случае он понимается как совокупность
различного рода аудиторских услуг
по заказу руководства предприятия,
оказываемых самостоятельным
Объектом внутреннего аудита могут быть финансовая и производственная деятельность, компьютерная система. Поскольку большая часть расходов и потерь приходиться на производственную сферу, из этого надо исходить при формировании штатов службы внутреннего аудита, задачей которого является специальные ревизии и проверки по заданию руководства и правоохранительных органов.
Для их проведения часто приходится привлекать специалистов. Это должно быть предусмотрено в “Положении о внутреннем аудите.”
Осуществление внутреннего контроля преследует следующие основные цели:
1) Производственная
и финансовая эффективность
2) Надежность,
полнота и своевременность
3) Соблюдение действующих законодательных и нормативных актов
К числу важнейших задач, которые должны решаться внутренним контролем, в первую очередь, относятся:
-совершенствование системы внутренних нормативных документов, определяющих полномочия, правила, процедуры принятия решений, затрагивающих интересы компании, его собственников (акционеров, пайщиков) и клиентов;
-выполнение компанией требований законодательства и нормативных актов государства, а также внутренних нормативных документов компании, определяющих его политику и регулирующих его деятельность;
-совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности;
-обеспечение сохранности имущества компании;
-обеспечение эффективного управления рисками хозяйственной деятельности;
-совершенствование системы внутреннего контроля;
-совершенствование информационного и аналитического обеспечения процессов управления и контроля;
-принятия своевременных и эффективных мер для устранения выявляемых недостатков и нарушений в деятельности компании;
-совершенствование взаимоотношений с клиентами;
-поддержание высокого профессионального уровня персонала компании.
При осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и, соответственно, объектами проверки являются циклы деятельности предприятия:
- снабжения
— совокупность хозяйственных
операций, предполагающих осуществление
закупок товарно-материальных
- производства — совокупность хозяйственных операций, предполагающих производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, а также наличие соответствующих мероприятий и процедур контроля, результаты которых распространяются на такие хозяйственные операции, как поддержание уровня запасов, передача товарно-материальных ценностей в производство, начисление и выплата заработной платы и др.;
- реализации
(сбыта) или получения дохода
совокупность хозяйственных
Каждый из указанных объектов имеет различные аспекты, которые составляют предмет внутреннего контроля.
При анализе объектов системы внутреннего контроля хозяйственные операции предприятия всех циклов деятельности подвергаются тестированию по основным направлениям внутреннего контроля с позиции реальности, полноты, разрешения, точности, классификации, учета, периодизации.
Следовательно,
значение внутреннего контроля переоценить
трудно: при его помощи обеспечиваются
защита имущества, качество учета и
достоверность отчетности, выявление
и мобилизация имеющихся резервов в сфере
производства, финансов и т.п. Внутренний
контроль охватывает все сферы деятельности
компании и направлен на повышение эффективности
управления компанией.
3. Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита.
Следует особо подчеркнуть, что внутренние и внешние аудиторы нередко тесно сотрудничают друг с другом в интересах дела, доверяя друг другу и полагаясь на результаты проверок, проводимых той или иной стороной. Это позволяет избежать дублирования работы. Разумеется, доверительные отношения, прежде всего, базируются на степени квалификации аудиторов. На тех предприятиях, где хорошо налажен внутренний аудит, внешние аудиторы могут вполне полагаться на его данные.
Хотя приемы внешнего и внутреннего аудита во многом идентичны и зачастую касаются одних и тех же объектов, между ними имеются существенные различия. Главным принципиальным отличием является то, что органы внутреннего аудита являются составной частью предприятия, системы его управления и функционируют под непосредственным контролем и по указанию его руководства. Внутренний аудит проводится не зависящими от проверяемого подразделения лицами, но принадлежащими персоналу предприятия, в то время как внешний аудит проводится не зависящими не только от проверяемого подразделения, но и вообще не состоящими в штате предприятия лицами. Отсюда не следует забывать, что во всех случаях независимость внутреннего аудита относительна, а рамки его деятельности во многом определяются составом управленческих кадров на том или ином предприятии. Поэтому на разных предприятиях уровень внутреннего аудита неодинаков.
Стремление внутренних аудиторов к большей независимости, их способность дать оценку организационным системам, видам деятельности и, тем самым, в определенной мере оценить работу верхнего эшелона управления создают предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций, аналогично тем, которые довольно часто возникающим в наших организациях между руководителем и ревизором. Поэтому внешние пользователи информации, создаваемой внутренним аудитом, не относятся к этой информации с большим доверием, понимая зависимое положение внутреннего аудита в своей компании. Независимость внешнего аудита подразумевает для пользователя его информации определенные гарантии ее достоверности, полноты и точности. Кроме того, если критерии оценок и процедуры внутреннего аудита определяются администрацией предприятия, то обязанности внешних аудиторов зафиксированы в законодательных актах и юридических нормах, что дает возможность сравнивать информацию о результатах деятельности различных компаний.