Система внутреннего контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание

Понятие внутреннего контроля отнюдь не новое. Появившись в лексиконе еще в начале XVIII века, оно эволюционировало со временем. Как система контроля деятельности предприятия это понятие сформировалось к началу XX столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в орган

Работа состоит из  1 файл

кур раб по аудиту Анна.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

Как уже  было отмечено выше, финансовый аудиторский  контроль (аудит) в зависимости от соотношения субъекта и объекта  подразделяют на внешний и внутренний.

Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными  аудиторами с целью объективной  оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия.

Внешний аудит в Республике Казахстан  с точки зрения направлений аудиторской  деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой  аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия. Так, данные внутреннего контроля помогают руководству предприятия и иному управленческому персоналу получать оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций, а данные внешнего контроля обеспечивают руководство информацией как о допущенных в течение отчетного периода ошибках и нарушениях, так и о недостатках организации самого внутреннего контроля.

Степень взаимосвязи между внутренним и  внешним контролем во многом зависит  от особенностей функционирования конкретного  предприятия. Так, некоторые предприятия могут вообще не подвергаться внешнему контролю, например, если они не подлежат обязательному внешнему аудиту; инициативные аудиторские проверки такие предприятия не проводят и не являются участниками финансово-промышленной группы. 

Внешний и внутренний аудита являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единой системы контроля. Но наряду с этим между внешним и внутренним контролем имеются существенные различия.

Также существует такое отличие внутреннего  и внешнего аудита, как привязка ко времени.

Внешний аудит  изучает финансово-хозяйственную  деятельность организации. В соответствии с принципом документальной обоснованности бухгалтерские проводки выполняются  после совершения хозяйственной  операции. Таким образом, основной целью  внешнего аудита является оценка достоверности отражения в учете того, что уже свершилось.

Внутренний  контроль призван организовать структуру  контроля, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в  каждый момент времени она соответствовала  целям предприятия. Если предприятие имеет только один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внутреннего контроля, если это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, структура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким образом, основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленными правилами.

  При определении задач, которые ставятся перед службой внутреннего аудита, должны быть учтены признаки, отличающие внутренний аудит от ревизии и внешнего аудита.

Задачи, стоящие перед внутренним аудитом, можно сформулировать следующим  образом:

периодический контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью головной организации и ее филиалов;

анализ  хозяйственной и финансовой деятельности и оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля головной организации и  ее филиалов. Решение этой задачи позволяет повысить эффективность деятельности отдельных обособленных подразделений и всей организации в целом, что даст возможность в полной мере выполнить основную цель, поставленную перед службой внутреннего аудита;

проведение  семинаров, повышение квалификации и обучение персонала, оказание помощи кадровой службе в подборе и тестировании бухгалтерского персонала головной организации и ее филиалов;

научная разработка, издание методических пособий  и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву, информационное обслуживание головной организации и ее филиалов;

консультирование  по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетинг оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

компьютеризация бухгалтерского учета, составления  отчетности, расчетов

 по  налога - обложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.;

взаимодействие  с внешними аудиторами, представителями  налоговых органов и других контролирующих органов.

В результате проверки, анализа и консультирования со стороны службы внутреннего аудита организация будет не только подготовлена к проверке внешними аудиторами, налоговой инспекцией и другими органами внешнего контроля, но и своевременно устранит возможные нарушения в учетной системе.

 Деятельность любого аудитора (как внутреннего, так и внешнего) должна основываться на независимости. Но в отношении внутреннего аудитора действие этого принципа несколько ограничено.

Ограничение зависимости внутреннего аудитора связано с тем, что служба внутреннего  аудита является подразделением той  организации, которую она проверяет, в отличие от внешнего аудита, который проводит независимая аудиторская фирма или независимый аудитор.

Таким образом, внутренний аудит (контроль) организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего  контроля (аудита) от прочих видов контроля.

 Любое юридическое лицо, кроме государственных учреждений, вправе осуществлять внутренний контроль посредством привлечения независимых аудиторских организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать  следующие выводы:

Внутренний  контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками  своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

Внутренний  контроль, имеющий отношение к  системе учета, связан с достижением  таких целей, как санкционирование операций осуществляется в соответствии с общим или специальным разрешением руководства,

все операции сразу записываются в виде точной суммы в соответствующих счетах и в должный срок , доступ к активам и записям осуществляется только с разрешения руководства, записанные активы сравниваются с имеющимися в наличии активами через определенные промежутки времени, а относительно всех расхождений принимаются соответствующие меры.

Система внутреннего контроля — это очень  сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия.

Значение  внутреннего контроля переоценить  трудно: при его помощи обеспечиваются защита имущества, качество учета и достоверность отчетности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производства, финансов и т.п. Внутренний контроль охватывает все сферы деятельности организации и направлен на повышение эффективности управления компанией.

Хотя  приемы внешнего и внутреннего аудита во многом идентичны и зачастую касаются одних и тех же объектов, между ними имеются существенные различия. Если объектами внешнего аудита являются разделы и участки бухгалтерского учета - основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, расчеты, уставный капитал, кредиты и займы и прочее, то при осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и, соответственно, объектами проверки являются циклы деятельности предприятия: снабжения, производства, реализации (сбыта) или получения дохода. Главным принципиальным отличием является то, что органы внутреннего аудита являются составной частью предприятия, системы его управления и функционируют под непосредственным контролем и по указанию его руководства. Внутренний аудит проводится не зависящими от проверяемого подразделения лицами, но принадлежащими персоналу предприятия, в то время как внешний аудит проводится не зависящими не только от проверяемого подразделения, но и вообще не состоящими в штате предприятия лицами. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1.     Конституция Республики Казахстан — Алматы: Адилетт- пресс, 1997. 

2.     Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 (с изменениями и дополнениями). 

3. Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» от 20.11.1998 (с изменениями и дополнениями). 

4.     Гражданский Кодекс Республики Казахстан. — Алматы: Борки, 1999. 

5.     Уголовный Кодекс Республики. — Закон Республики Казахстан от 16 июля

1997 №167 - 1. - Алматы: Дауыр, 1998. 

6.     Кодекс этики аудиторов Республики Казахстан. Алматы Алматы «Каржы каражат», 1995. 

9. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Алматы, БИКО. 2001. 

10.    Международные стандарты аудита в Казахстане. Алматы, 2001. 

11.    Адамс Р. Основы аудита. Пер. с англ. (Под ред. Я.В.Соколова) М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. 

12.    Аренс А., Лоббек Дж. Аудит. Пер. с англ. проф. Я.В.Соколова. 

13. Ажибаева З. Н. Аудит. Алматы, 2004. 

14. Абленов А. Аудит. Алматы, 2005. 

15. Березюк В.  И. Аудит: Учебное пособие. –  Караганда, 2007. 

16. Дюсембаев  К.Ш. и др. Аудит и анализ  финансовой отчетности: Учебное  пособие. - Алматы: «Каржы каражат», 1998. 

17.    Ержанов М.С. Теория и практика аудита. - Алматы: Гылым, 1994. 

18.    Кармайкл Д.Р., Бенис М. Стандарты и нормы аудита. Перевод с англ. М.: ЮНИТИ, 1995. 

19. Терехов А.А.  Аудит. - М.: Финансы и статистика, 1999. 

20. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М.,1999.


Информация о работе Система внутреннего контроля