Систематизация нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание

Нормативное регулирование любой области общественных отношений возможно только в рамках системы, основой которой является право. Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей.

Работа состоит из  1 файл

Сущность системы нормативного регулирования.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

Бухгалтерская отчетность подписывается главным бухгалтером  и руководителем организации.

Рассматривая вопрос об этапах бухгалтерского учета, необходимо заметить, что все этапы тесно  связаны между собой. Так, например, этап сбора информации также является и этапом ее регистрации, так как любая информация, собираясь, регистрируется в первичных учетных документах. Этап регистрации может выступать в качестве этапа обобщения бухгалтерской информации, так как запись в регистры бухгалтерского учета представляет собой, по сути, обобщение информации на основе какого-либо признака.

Аналогичное отражение  имеют не только этапы учета, но все  остальные категории, обозначенные в определении бухгалтерского учета.

Данный закон имеет  большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:

а) повышает юридический  статус норм бухгалтерского учета для  коммерческих и некоммерческих организаций; 

б) закрепляет обязанность  ведения бухгалтерского учета в юридических лицах 

в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса  норм другого законодательства. 

Особняком в первой группе документов стоит Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, появление которого связано с нормой Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части осуществления Правительством Российской Федерации общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации. В целях реализации этой нормы распоряжением от 21.03.98 № 382-р Правительство РФ обязало Минфин России разработать и утвердить Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. На основе данного Положения были разработаны Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в которых нормы Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности получили более подробное раскрытие. 

2.2 Нормативный уровень 

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), составленные на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, разработка которых вменена в обязанность Законом о бухгалтерском учете Минфину РФ. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

ПБУ представляет собой  элемент системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством.

Разработка ПБУ  базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами.

Структура каждого стандарта  включает:

-  введение (общие  положения);

-  определения;

-  содержание;

-  необходимые пояснения  (предписания), регулирующие процедуру  практического применения отдельных  требований, составляющих основу  того или иного ПБУ;

-  дату вступления  в действие. 

В первой части ПБУ — введении указывается, что данное ПБУ устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о сфере применения этого Положения. Определяются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды и прочее). Приводится характеристика организации учета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным ПБУ.

Во введении наряду с раскрытием общего содержания ПБУ указываются также его цели и задачи.

Во  второй части Положения даются определения основных понятий, что позволяет однозначно понимать термины, содержание соответствующих объектов учета и их показатели.

Основное содержание объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях ПБУ.

Разработка и внедрение  в практику Положений по бухгалтерскому учету происходит в рамках «Программы реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которая была принята постановлением Правительства № 283 от 6 марта 1998 г. В данной Программе прописано, что ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Таким образом, отечественные ПБУ разрабатываются в соответствии с МФСО.

План внедрения  положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 г. № 587-р в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". Разработанные и внедренные на сегодняшний день ПБУ представлены в таблице 1. 

Таблица 1 
 

№ ПБУ Название документа Соответствующий международный  стандарт
ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций» МСФО 1
ПБУ 2/94 «Учет доходов (контрактов) на капитальное строительство» МСФО 11
ПБУ 3/2000 «Учет активов и  обязательств организации, стоимость  которых выражена в иностранной  валюте» МСФО 21
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» МСФО 1
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» МСФО 2
ПБУ 6/01 «Учет основных средств» МСФО 16
ПБУ 7/98 «События после  отчетной даты» МСФО 10
ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной  деятельности» МСФО 10
ПБУ 9/99 «Доходы организации» -
ПБУ 10/99 «Расходы организации» -
ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» МСФО 28
ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» МСФО 14
ПБУ 13/2000 «Учет государственной  помощи» МСФО 20
ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» МСФО 38
ПБУ 15/2001 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» МСФО 23
ПБУ 16/2002 «Информация по прекращаемой деятельности» МСФО 35
ПБУ 17/2002 «Учет расходов на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы» МСФО 28
ПБУ 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль» МСФО 12
ПБУ 19/2002 «Учет финансовых вложений» МСФО 39
ПБУ 20/2003 «Информация об участии  в совместной деятельности» МСФО 31
 
 

Из перечисленных  положений особенно важным является Положение «Учетная политика организаций», так как в нем изложены основные принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в виде требований и допущений. Считаю необходимым остановиться на них более подробно.

Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций

Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Допущение последовательности применения учетной  политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Допущение временной определенности факторов хозяйственной  деятельности означает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Требование  полноты указывает на необходимость полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.

Требование  своевременности указывает на необходимость своевременного отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Требование  осмотрительности указывает на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Требование  приоритета содержания перед формой указывает на необходимость отражать в бухгалтерском учете факторы хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Требование  непротиворечивости указывает на необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

Требование  рациональности указывает на необходимость рационального ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. 

2.3 Методический уровень 

Как было сказано в  предыдущем параграфе, ПБУ хотя и  дают базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся  к отдельным участкам учета, и возможные бухгалтерские приемы, но не раскрывают конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Такое раскрытие должно осуществляться в документах третьего уровня — методических указаниях  по ведению бухгалтерского учета, в том числе, в инструкциях, рекомендациях и тому подобное. К этой группе документов относятся План счетов, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и другое. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, договор о доверительно управлении, векселя и казначейские обязательства, лизинговое имущество и другие).

В методических указаниях и методических рекомендациях осуществляется детальная проработка и раскрытие основных требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета документами более высоких уровней. Требования нормативных документов первого и второго уровней конкретны и однозначны, они обязательны к применению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования предприятиями и организациями при разработке методологической базы учета с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности, в основном при формировании учетной политики.

Важнейшими  документами этого  уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности предприятий  и Инструкция по его  применению. Остановимся на этом документе более подробно.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную  номенклатуру перечня счетов, которую  должны применять организации всех организационно-правовых форм собственности  различных отраслей народного хозяйства, транспорта и так далее. Специфические особенности некоторых из них учитываются на отдельных счетах, которые вправе вводить организации по ходатайству соответствующих министерств и ведомств, последние обязаны согласовывать необходимость применения этих счетов с Министерством финансов Российской Федерации.

Информация о работе Систематизация нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России