Систематизация нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание

Нормативное регулирование любой области общественных отношений возможно только в рамках системы, основой которой является право. Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей.

Работа состоит из  1 файл

Сущность системы нормативного регулирования.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические  счета (счета первого порядка) и  субсчета (счета второго порядка). Если ведение счетов и указание их нумерации является строго обязательным, то использование в текущем учете субсчетов такой жесткой регламентации не имеет.

Такой методологический подход к применению единого Плана  счетов создает четкую регламентацию  при организации бухгалтерского учета, упрощает его ведение, дает возможность автоматизировать все участки бухгалтерского учета, сведя к минимуму ошибки в корреспонденции счетов.

В Плане счетов по каждому синтетическому счету дана типовая схема его корреспонденции  с другими синтетическими счетами, которая закладывается в программы при разработке автоматизированных систем учета. Это не исключает возможности при возникновении новых фактов хозяйственной деятельности дополнить типовую схему новыми корреспонденциями. Но при этом следует строго соблюдать основные методические принципы ведения бухгалтерского учета, которые изложены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

На основе Плана  счетов бухгалтерского учета организация  утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, применяемых этой организацией.

Таким образом, План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и  группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете организации.

Он является единым и обязательным к применению в  организациях всех отраслей народного  хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы  собственности и организационно-правовой формы.

В основу построения Плана  счетов положены следующие  подходы:

а) преемственность  в построении плана счетов; 

б) строгая иерархия счетов и субсчётов; 

в) сочетание государственного регулирования учета и предоставления хозяйствующим субъектам максимально возможной самостоятельности в выборе перечня субсчетов и аналитических счетов бухгалтерского учета; 

г) относительная независимость  процесса систематизации и накапливания информации о фактах хозяйственной  деятельности от процесса формирования данных для целей налогообложения,

В основу Плана счетов положены принципы:

1) универсальности  и обязательности применения  всеми организациями (кроме бюджетных  и кредитных) независимо от  вида деятельности и формы  собственности; 

2) раздельного ведения счетов финансовой и управленческой бухгалтерии; 

3) группировки счетов  по разделам в соответствии  с их экономическим содержанием; 

4) обособленного отражения  забалансовых счетов; 

5) двузначного кодового  обозначения синтетических счетов  и трехзначного — забалансовых счетов.

План счетов разработан на основе экономической классификации  счетов. Счета сгруппированы по признаку экономического содержания отражаемых хозяйственных процессов и расположены  в определенной, экономически обоснованной, последовательности – в порядке увеличения ликвидности.

Все синтетические  счета имеют двузначный шифр (от 01 до 99). Счета разбиты на 8 разделов: «Внеоборотные активы», «Производственные  запасы», «Затраты на производство»; «Готовая продукция и товары», «Денежные  средства», «Расчеты», «Капитал», «Финансовые результаты» и 11 забалансовых счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности организации в рыночной экономике. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета.

Аналитические счета (счета третьего порядка) открываются в зависимости от поставленных целей и специфики деятельности организации в рыночной экономике.

В Инструкции по применению плана счетов приводится краткая характеристика синтетических счетов и субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболее распространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета.

Следует отметить, что  План счетов и Инструкция по его  применению не являются полным описанием  содержания счетов и способов ведения  учета на них, а лишь устанавливают  общий порядок отражения фактов хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Не смотря на всю  важность и место Плана счетов в бухгалтерском учете, не стоит  преувеличивать его значимости.

Многие считают, что  План счетов бухгалтерского учета якобы  является основополагающим нормативным документом по бухгалтерскому учету, что прямо противоречит содержанию Инструкции по применению Плана счетов, где сказано, что принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. Этим определено место Плана счетов бухгалтерского учета в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации как документа, не носящего нормативно - правовой характер [33].

Таким образом, третий, методический уровень занимает важное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета. Трудно точно назвать необходимое число методических указаний по бухгалтерскому учету. Можно лишь констатировать, что в предложениях по разработке первоочередных положений по бухгалтерскому учету в перечне оказалось около 30 тем, а по методическим указаниям — перспективы необозримы, поскольку они разрабатываются применительно к важнейшим отраслям народного хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.), их число может достигнуть 300. 

2.4 Организационный  уровень 

Внутренние документы  организации относятся к четвертому уровню системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета и утверждаются в рамках принятой учетной политики.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета  учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных  способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности, то есть составляющие содержания метода бухгалтерского учета.

В МСФО 1 «Раскрытие учетной  политики» и в соответствующем  ему ПБУ 1/99 «Учетная политика организаций» установлено, что учетная политика охватывает принципы, основы, обычаи, правила и процедуры, принятые руководством для подготовки и представления финансовой отчетности, то есть данный стандарт, в первую очередь, ориентирован на внешних пользователей учетной информации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о бухгалтерском  учете организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации  о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский  учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете учетная политика оформляется приказом или распоряжением; при этом утверждаются:

1) рабочий план  счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; 

2) формы первичных  учетных документов, применяемых  для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 

3) порядок проведения  инвентаризации и методы оценки  видов имущества и обязательств; 

4) правила документооборота и технология обработки учетной информации; 

5) порядок контроля  за хозяйственными операциями, а  также другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского  учета.

Формирует учетную  политику предприятия ее главный  бухгалтер. При этом он исходит из обязательного соблюдения допущений и требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы. Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.

Методологический  аспект раскрывает природу отдельных  объектов учета, исходя из действующей  нормативной базы. Способы ведения  бухгалтерского учета, оказывающие  существенное влияние на оценку и  принятие управленческих решений пользователями бухгалтерской отчетности, должны получить отражение в учетной политике организации. Поэтому признак существенности рассматривается как совокупность этих способов, игнорирование которых создаст сложности для пользователей бухгалтерской отчетности, последствием которых может явиться неправильная интерпретация фактов хозяйственной деятельности предприятия и невозможность дать объективную оценку о его финансовой устойчивости на соответствующем сегменте рынка. Способы ведения бухгалтерского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом его издания. В течение всего года они не должны изменяться, за исключением следующих случаев:

а) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных  документов по бухгалтерскому учету; 

б) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; 

в) существенного изменения  условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение  вида деятельности и т. д.).

Технический аспект учетной  политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:

1. рабочего плана  счетов бухгалтерского учета  на базе общепринятого Плана  счетов; 

2. форм первичных  учетных документов, по которым  не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов; 

3. форм документов  для внутренней бухгалтерской  отчетности; 

4. форм бухгалтерского  учета; 

5. порядка проведения  инвентаризации; 

6. методов оценки  отдельных видов имущества и  обязательств; 

7. правил документооборота и технологии обработки учетной информации; 

8. продолжительности  первого отчетного года, если  предприятие приобрело права  юридического лица после 1 октября.

Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость  в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего Плана счетов, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации.

Технический аспект учетной  политики включает также разработку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию, форму ведения бухгалтерского учета, определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления.

Организационным аспектом учетной политики является форма управления бухгалтерской службы. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия и ответственность за постановку бухгалтерского учета возложены на руководителя организации. Согласно статьи 6 Закона о бухгалтерском учете руководитель организации в зависимости от объема учетной работы может учредить бухгалтерию как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.

Таким образом, документы  четвертого, организационного, уровня системы регулирования бухгалтерского учета формируются непосредственно на месте возникновения бухгалтерской информации – в организациях. Такая приближенность к непосредственным участникам экономических отношений и свобода в разработке их учетной политики позволяет всей системе бухгалтерского законодательства соответствовать рыночным реалиям и служить во благо как всего государства, так и отдельным организациям. 

Заключение 

На протяжении последних  десяти лет в России сложилась  определенная, еще не законченная, но уже имеющая четкие очертания, система  нормативного регулирования бухгалтерского учета. В рамках этой системы и на основе проделанной работы можно сделать несколько важных выводов о ней.

Информация о работе Систематизация нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России