Состав, этапы формирования и представления бухгалтерской финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание

Целью исследования, проводимого в ходе написания курсовой работы, является изучение понятия бухгалтерской отчетности в целом, ее элементов и этапов составления, а также рассмотрение особенностей бухгалтерской отчетности и порядка ее представления.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Состав, этапы формирования и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………….5
1.1.Состав, назначение и виды отчетности………………………………...5
1.2.Основные требования, предъявляемые к отчетности………………..10
1.3.Порядок составления бухгалтерской отчетности……………………14
1.4. Порядок представления отчетности………………………………….18
Заключение…………………………………………………………….……21
Список литературы……………………………………………………….22
Глава 2. решение сквозной задачи на примере условной организации ООО «эталон»…

Работа состоит из  1 файл

курсовая моя.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

На формах бухгалтерской отчетности, составленных организацией, должны быть обязательные реквизиты.

Данные в отчетных формах приводятся в тысячах рублей (при существенных оборотах продаж, активов и обязательств – в миллионах рублей) без десятичных знаков. Никаких помарок и подчисток в формах бухгалтерской отчетности не допускается [19].

Отчетность представляется учредителям или участникам организации, собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики. Кроме того, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ ее необходимо представлять в налоговые органы по месту регистрации организации [1]. Государственные и муниципальные унитарные предприятия также обязаны направлять бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. А также необходимо представлять бухгалтерскую отчетность и другим органам государственной власти, банкам и иным пользователям в соответствии с законодательством Российской Федерации [22].

 

 

 

1.2. Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

 

Принятие обоснованных управленческих решений на основании данных бухгалтерской отчетности возможно только в том случае, если эта отчетность полно и достоверно отражает финансово-экономическое положение организации, иными словами, составлена без ошибок [17,с. 65].

Бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета.

Для того, чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета; осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» и являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), и означают следующее [10, с. 536].

Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. В бухгалтерском учете это требование выражается в сплошной и непрерывной регистрации всех фактов хозяйственной деятельности в хронологическом порядке.

Требование нейтральности означает, что при формировании отчетной бухгалтерской информации должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей при игнорировании интересов других.

Требование целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Требование последовательности, закрепляемое учетной политикой организации, означает постоянство избранных способов (методов) от одного отчетного периода к другому.

Существенной информацией признаются данные бухгалтерской отчетности, без знания которых невозможна достоверная оценка пользователями имущественного и финансового состояния организации. Для выполнения этого требования показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, в случае их существенности должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно [22].

По общему правилу существенным считается показатель, отсутствие отражения которого может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принятые на основе отчетной информации. Существенность того или иного показателя организация определяет самостоятельно исходя из характера данных и их стоимостной оценки, а также конкретных обстоятельств возникновения.

Традиционным для российской практики количественным критерием существенности показателей является величина, равная или превышающая 5% к общему итогу соответствующих данных за отчетный год [11, с. 51].

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности данные по каждому конкретному показателю должны показываться как минимум за два года – предыдущий и отчетный. При этом, если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период по ряду причин, то данные предшествующего периода подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование своевременности означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и сопоставляемой на его основе отчетности. Утвержденный учетной политикой организации документооборот и порядок обработки учетной информации должны обеспечивать формирование в установленные законодательством сроки полной и достоверной отчетности.

Требование осмотрительности означает большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Установленный нормативными документами по бухгалтерскому учету порядок позволяет признавать и принимать к учету только отвечающие установленным правилам и документально подтвержденные доходы и активы. При формировании расходов возможно создание объявленных в учетной политике резервов под предстоящие расходы [22].

Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.

Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно [10, с. 537].

Требование приоритета содержания над формой подразумевает порядок, при котором отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя, прежде всего, из экономического содержания фактов и условий хозяйствования, и только потом из правовой формы их оформления.

Требование непротиворечивости обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах, в учетных регистрах и соответствующей отчетности.

Требование рациональности предполагает оптимальную структуру организации учетной работы и учетного аппарата, исходя из условий хозяйствования, объемов организации и экономической целесообразности. В тех случаях, когда информация бухгалтерского учета по конкретным объектам удовлетворяет потребности налогового учета в полном объеме, нет смысла вводить для этих целей дополнительные налоговые регистры, что не противоречит ст. 313 НК РФ [22].

Требование возможности проверки предполагает, что данные об операции или событии, содержащиеся в бухгалтерских отчетах, могут быть проведены в том случае, если независимые эксперты (аудиторы, ревизоры) согласятся с тем, что эти данные с разумной степенью точности соответствуют реальным операциям или событиям.

Требования, установленные в Законе «О бухгалтерском учете» и других нормативных актах, фактически являются основополагающими принципами, на которых базируются бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации [11, с. 42].

 

 

1.3. Порядок составления бухгалтерской отчетности

 

Составление годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности состоит из ряда последовательных этапов, которые можно схематично представить в таблице 1.

Табл. 1

Этапы составления бухгалтерского отчета

Этап составления промежуточного бухгалтерского отчета

Этап составления годового бухгалтерского отчета

Содержание

Содержание

1

2

3

4

1

Уточнение распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами (месяц, квартал и т.д.)

1

В соответствии с Законом «О бухгалтерс-ком учете» проводится годовая инвентаризация имущества и обязательств, после чего остатки Главной книги корректируются на результаты инвентаризации (период: октябрь – декабрь прошлого года)

2

Проверка записей на счетах бухгалтерского учета и их соответствие счетам Главной книги

2

Отражение приобретенных материальных ценностей, находящихся в пути, неотфактурованных поставок, уточнение оценки забалансовых статей

3

Исправление выявленных ошибок

3

Уточнение оценки статей актива баланса заключительными записями декабря, образование оценочных резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости материальных ценностей, ценных бумаг и др.)

4

Закрытие собирательно-распределитель-ных счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой продукции, проданной продукции (работ и услуг) и незавершенного производства

4

Уточнение распределения доходов и расходов, прибылей и убытков между двумя календарными годами, а также закрытие счета учета затрат, формиро-вание себестоимости готовой и проданной продукции и незавершенного производства

5

Пересчет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

5

Выявление окончательного (годового) финансового результата путем суммирования всех частных результатов (т.е. определение чистой прибыли, закрытие счетов финансовых результатов), расчет отложенных налогов

6

Выявление промежуточного финансового результата от продажи продукции (работ и услуг)

6

Внесение в Главную книгу (декабря месяца) уточнений по выявленным условным фактам и событиям после отчетной даты или отражение этих уточнений в Пояснительной записке к годовому отчету согласно требованиям ПБУ 7/98 и 8/01

 

 

 

 

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

7

Выявление промежуточного финансового результата от прочих операций, не относящихся к обычным видам деятельности

7

Составление итоговой оборотной ведомости по счетам Главной книги, охватывающей все исправительные и дополнительные записи, которая является основой для составления формы отчетности

8

Выявление промежуточной (с начала го-да) чистой прибыли (непокрытого убытка)

8

Проверка (аудит, ревизия) годовой бухгалтерской отчетности

9

Составление оборотно-сальдовой ведо-мости, проверка правильности и соответствия дебетовых и кредитовых остатков по счетам. Составление Главной книги на конец промежуточного отчетного периода. Формирование промежуточной бухгалтерской отчетности

9

Утверждение годовой бухгалтерской отчетности уполномоченным органом управления организацией

 

Составлению бухгалтерской отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа. При этом объем работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности значительно выше объема работы, проводимой перед составлением промежуточной отчетности. Промежуточный баланс составляется обычно на основе книжных записей [20]. Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы:

1. В соответствии со ст.12 Закона о бухгалтерском учете обязательно должна проводиться инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации [10, с.539].

Инвентаризация может проводиться с любой периодичностью (ежемесячно, раз в квартал), но в любом случае обязательно перед составлением годового отчета. При этом инвентаризацию незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства, готовой продукции и товаров на складах, материалов рекомендуется проводить не ранее 1 октября, затрат в незавершенном производстве – не ранее 1 декабря, основных средств – не ранее 1 ноября. Результаты годовой инвентаризации должны обязательно найти отражение в Главной книге за декабрь месяц. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета [11, с. 56].

2. Аналогичным образом осуществляется проверка расчетов со всеми покупателями, поставщиками и другими субъектами рынка, с которыми организация имеет расчеты. Такая проверка может вызвать появление сторнировочных записей, дополнительных статей.

3. Проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т.п.; заключительными записями декабря образуются оценочные резервы (например, резервы по сомнительным долгам), предусмотренные учетной политикой организации или действующим законодательством.

4. Уточняется распределение доходов и расходов, прибылей и убытков между смежными отчетными периодами.

5. Выявляется окончательный финансовый результат работы организации путем суммирования  всех частных результатов.

6. Производится закрытие в конце отчетного года всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово- результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Информация о работе Состав, этапы формирования и представления бухгалтерской финансовой отчетности