Совершенствование учета денежных средств организации и анализа их движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:12, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является разработка рекомендаций по совершенствованию учета денежных средств организации и анализа их движения.

Основными задачами являются:

- изучение теоретических вопросов учета и анализа движения денежных средств;

- рассмотрение организационно-экономической характеристики объекта исследования;

- оценка организации бухгалтерского учета объекта исследования;

- оценка учета денежных средств в исследуемой организации;

- изучение и анализ движения денежных средств организации прямым и косвенным методом;

- расчет операционного и финансового цикла;

- разработка рекомендаций по совершенствованию учета и анализа денежных средств.

Работа состоит из  1 файл

Анализ ден. средств.rtf

— 1.29 Мб (Скачать документ)

     Финансовый цикл - есть условное название периода как типового повторяющегося элемента торгово-технологического процесса, в начале которого денежные средства фактически "уходят" в оплату поставщикам за купленные у них сырье и материалы и в конце которого - "возвращаются" в виде выручки. Показатель, характеризующий среднюю продолжительность между фактическим оттоком денежных средств в связи с осуществлением текущей производственной деятельности и их фактическим притоком как результатом производственно-финансовой деятельности, называется продолжительностью финансовою цикла [13, 55].

     Сокращение операционного и финансового цикла в динамике рассматривается как положительная тенденция и наоборот. Если сокращение операционного цикла может быть сделано за счет ускорения производственного процесса и оборачиваемости дебиторской задолженности, то финансовый цикл может быть сокращен как за счет данных факторов, так и за счет некоторого некритического замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.

     Таким образом, продолжительность финансового цикла в днях оборота рассчитывается по формуле 1: 

     ПФЦ = ПОЦ - ВОК, (1) 

     где ПОЦ - продолжительность операционного цикла (оборачиваемость дебиторской задолженности в днях + оборачиваемость запасов в днях), тыс.руб;

     ВОК - время оборачиваемости кредиторской задолженности, тыс.руб.

     Расчет продолжительности операционного и финансового цикла за 2005 - 2007г.г представлен в таблице 10. 

 

      Таблица 10 - Расчет продолжительности операционного и финансового цикла ООО "Фирма "Тик" за 2005 - 2007г.г

     
Наименование показателя Формула расчета Годы Абс. откл. 2007 от 2005г
2005 2006 2007
Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов Выручка от реализации/средняя

дебиторская задолженность

3,8 2,9 2,5 -1,3
Продолжительность 1 оборота дебиторской задолженности, дней 360/оборачиваемость дебиторской задолженности 95 124 144 49
Оборачиваемость запасов, оборотов Выручка от реализации /

средние запасы

8,7 6,1 5,3 -3,4
Продолжительность 1 оборота запасов, дней 360/оборачиваемость запасов 41 59 68 27
Оборачиваемость кредиторской задолженности,оборотов Выручка от реализации /средняя кредиторская задолженность 4,4 3,9 2,0 -2,4
Продолжительность 1 оборота кредиторской задолженности 360/ оборачиваемость кредиторской задолженности 82 92 180 98
Продолжительность операционного цикла, дней Оборачиваемость дебиторской задолженности + оборачиваемость запасов 136 183 212 76
Продолжительность финансового цикла, дней Продолжительность операционного цикла - продолжительность оборота кредиторской задолженности 54 91 32 -22
 

     Данные таблицы 10 говорят о том, что оборачиваемость дебиторской задолженности в 2007 году снизилась с 3,8 в 2005г до 2,5 оборотов в год, тем самым, продолжительность одного оборота увеличилась на 49 дней.

     Оборачиваемость запасов в 2007 году составила 5,3 оборота в год, что на 3,4 оборота меньше, чем в 2005г, когда этот показатель составлял 8,7 оборотов в год. Продолжительность одного оборота увеличилась на 27 дней.

     Оборачиваемость кредиторской задолженности в 2007 году снизилась на 2,4 оборота в год по сравнению с 2005г продолжительность одного оборота увеличилась на 98 дней.

     Из-за высокой продолжительности одного оборота запасов и дебиторской задолженности, продолжительность операционного цикла ООО "Фирма "Тик" с 2005 по 2007г.г увеличивается. В 2007г продолжительность операционного цикла организации составила 212 дней, что на 76 дней больше, чем в 2005г.

     Продолжительность финансового цикла ООО "Фирма "Тик" в 2005 - 2007г.г является положительной величиной, что говорит о растущих потребностях организации в привлечении заемных средств. В 2007 году данный показатель в организации составил 32 дня, однако это на 22 дня меньше, чем в 2006г. Снижение показателя финансового цикла является положительной тенденцией, так как свидетельствует о снижении потребности в заемных средствах. Это происходит за счет управления кредиторской задолженностью, из-за того, что организация откладывает срок ее погашения. 

 

      4. Рекомендации по совершенствованию учета и анализа денежных средств в ООО "Фирма "Тик" 

     4.1 Рекомендации по исправлению недостатков в бухгалтерском учете денежных средств 

     В ходе анализа организации бухгалтерского учета, оценке учета денежных средств и их анализа в ООО "Фирма "Тик" были выявлены нарушения. В качестве мероприятий по совершенствованию учета денежных средств в нашей дипломной работе мы предлагаем произвести устранение ошибок и недостатков в бухгалтерском учете. Рассмотрим их подробнее.

     В мае 2007г в кассе организации был превышен лимит остатка кассы. Лимит остатка кассы ООО "Фирма "Тик" установлен банком в размере 60 тыс. рублей. 10.05.2007г остаток кассы составил 70590,53 рубля и 25.05.2007г - 75336,80 рублей. Лимит остатка кассы для организаций с 01.01.98г устанавливается в соответствии с Положением ЦБ РФ от 05.01.98г №14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации". Организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации [27, 8-12; 28, 28-31]. Однако, 10.05.07г и 25.05.07г выплата заработной платы не производилась, следовательно, возможно применение к организации штрафных санкций.

     Превышение лимита расчетов наличными предполагает наложение штрафа, предусмотренного ст. 15.1 "Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций" КоАП РФ.

     В рассматриваемой организации также был превышен лимит расчетов наличными деньгами. 25.12.2007г от ООО "АраМас" было принято по одному договору 150000 рублей.

     Ведение наличных расчетных операций разрешено в пределах установленного лимита. Указанием Банка России от 20.06.2007г N 1843-У, установлено, что наличные расчеты между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями по одной сделке не должны превышать сумму 100 000 руб.

     Превышение лимита расчетов наличными предполагает наложение штрафа, предусмотренного ст. 15.1 "Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций" КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

     В качестве нарушения в ООО "Фирма "Тик" выявлено отсутствие приказа о подотчетных суммах.

     Руководитель торговой организации должен издать приказ, в котором необходимо установить размер выдаваемых в подотчет денежных средств, а также сроки, на которые деньги выдаются подотчетным лицам [9]. Кроме того, по мнению налоговиков, этим приказом также должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право получать денежные средства в подотчет, и порядок представления авансовых отчетов [29, 15-19]. В случае отсутствия приказа, устанавливающего сроки, на которые выдаются подотчетные суммы, расчеты по выданным в подотчет суммам необходимо осуществить в пределах одного рабочего дня.

     Мы рекомендуем ООО "Фирма "Тик" разработать приказ о подотчетных суммах, в котором был бы установлен размер выдаваемых в подотчет денежных средств, сроки на которые выдаются денежные средства под отчет, а также перечень лиц, имеющих право получать денежные средства в подотчет и порядок представления авансовых отчетов.

     Выявленные нарушения в бухгалтерском учете ООО "Фирма "Тик" представлены в таблице 11, где также представлены возможные штрафные санкции. 

     Таблица 11 - Нарушения в бухгалтерском учете ООО "Фирма "Тик" и возможные штрафные санкции

     
Содержание нарушения Сумма, руб Нормативный документ Возможный штраф
Превышение лимита кассы 25927,33 Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации на должностных лиц 4000-5000 рублей; на юридических лиц - 40000-50000 рублей
Превышение лимита расчетов наличными 50000,00 Указание Банка России от 20.06.2007г N 1843-У на должностных лиц 4000-5000 рублей; на юридических лиц - 40000-50000 рублей
Отсутствие приказа о подотчетных суммах - Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации -
 

     Из таблицы 11 видно, что при применении наших рекомендаций на практике, положительный эффект проявляется в виде предотвращенных штрафов за допущенные бухгалтерские ошибки.

     Еще одним выявленным нарушением является отсутствие графика документооборота, что является свидетельством компетентности главного бухгалтера, качества системы учета и внутреннего контроля и, как следствие, успешной работы фирмы.

     Обязательность составления графика документооборота предусмотрена "Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете". К сожалению, в реальной жизни главный бухгалтер не всегда может его предъявить. Причины этого явления различны, а последствия выражаются не столько в нарушении законодательства и возможности наказания, сколько в нежелании или неумении его разработать.

     Мы предлагаем ООО "Фирма "Тик" разработать статический график документооборота. Статические графики документооборота представляют собой порядок оборота каждого вида документа в коммерческой организации, начиная от его получения или создания, регистрации, утверждения, передачи, текущего хранения, постоянного хранения и заканчивая его уничтожением или сдачей в архив.

     В статическом графике документооборота можно выделить семь основных этапов обращения каждого документа:

     - составление документа в момент совершения хозяйственной операции согласно требованиям, предъявляемым к его оформлению;

     - передача документа из соответствующего отдела в бухгалтерию, где контролируются своевременность и полнота сдачи его для учетной обработки;

     - проверка бухгалтером принятых документов по форме (проверяются полнота и правильность оформления, заполнение обязательных реквизитов);

     - проверка принятых документов бухгалтером по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей);

     - арифметическая проверка первичного документа;

     - обработка документа в бухгалтерии - осуществляется в три этапа:

     а) таксировка (расценка) - предусматривает перевод натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель. Например, передан табель рабочего времени, на основании которого рассчитывается заработная плата работников;

     б) группировка - подбор документов, однородных по экономическому содержанию (приход и расход товарно-материальных ценностей);

     в) котировка - указание в первичном документе корреспонденции счетов по конкретной хозяйственной операции, вытекающей из содержания документа;

     - сдача и оформление документов в архив на хранение после составления по ним учетных регистров.

     Наиболее оптимальный, статистический график документооборота для ООО "Фирма "Тик" приведен в Приложении Т. Фрагмент предложенного графика документооборота по операциям с денежными средствами приведен в таблице 12. 

     Таблица 12 - Фрагмент графика документооборота

     
№ фор-мы Наименование документа Кол-во экз. Срок исполнения Сроки передачи в бухгалтерию другими

подразделениями

Сроки архивного хранения
  По учету кассовых операций        
КО-1 Приходный кассовый ордер 1 Ежедневно при движении наличных средств по кассе На следующий

день после проведе-ния вместе с отчетом кассира

5 лет
КО-2 Расходный кассовый ордер 1 То же То же 5 лет
КО-3 Журнал регистрации

приходных и расходных кассовых документов

1 -"- -"- 5 лет
КО-4 Кассовая книга 1 -"- -"- 5 лет
КО-5 Книга учета принятых и выданных денежных средств 1 -"- -"- 5 лет
  По учету расчетов с подотчетными лицами        
АО-1 Авансовый отчет 1 При не-обходимости, но не позднее 3 дней после срока, уста-новленного учетной политикой В день заполнения 5 лет
  Расчетные документы        
  Платежное поручение 3 По мере необходимос-ти Составляется бухгалтером финансовой службы 5 лет с момента составления
  Объявление на взнос наличными 1 По мере не-обходимости при сдаче выручки в банк -"- 5 лет с момента составления

Информация о работе Совершенствование учета денежных средств организации и анализа их движения