Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:12, дипломная работа
Целью настоящей работы является разработка рекомендаций по совершенствованию учета денежных средств организации и анализа их движения.
Основными задачами являются:
- изучение теоретических вопросов учета и анализа движения денежных средств;
- рассмотрение организационно-экономической характеристики объекта исследования;
- оценка организации бухгалтерского учета объекта исследования;
- оценка учета денежных средств в исследуемой организации;
- изучение и анализ движения денежных средств организации прямым и косвенным методом;
- расчет операционного и финансового цикла;
- разработка рекомендаций по совершенствованию учета и анализа денежных средств.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в ООО "Фирма "Тик" проводится инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Инвентаризации подлежат все имущество организации, независимо от места нахождения, и все виды обязательств.
Инвентаризация в ООО "Фирма "Тик" проводится в следующие сроки:
- основных средств - не реже одного раза в два года по состоянию на 1 ноября отчетного года;
- нематериальных активов - ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года;
- незавершенного капитального строительства - ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года;
- сырья, товаров, материалов - ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года;
- расходов будущих периодов - ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;
- денежных средств на счетах в учреждениях банков - ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;
- денежных средств в кассе - не реже чем один раз в месяц;
- финансовых вложений - ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года;
- расчетов с дебиторами и кредиторами - ежеквартально по состоянию на конец квартала;
- расчетов по налогам и обязательным отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды - ежегодно по состоянию на 31 декабря текущего года.
Для проведения инвентаризации создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии, состав которых утверждается приказом руководителя организации.
Система внутреннего контроля включает в себя следующие составляющие:
- соответствие организационной структуры размеру и характеру деятельности;
- распределение ответственности и полномочий;
- установленная кадровая политика;
- наличие должностных инструкций для всего персонала организации;
- наличие приказа по учетной политике;
- соблюдение сроков утверждения учетной политики;
- соответствие принятых элементов учетной политики требованиям действующего законодательства;
- наличие ревизионной комиссии;
- соблюдение графика подготовки отчетности;
- тождественность показателей бухгалтерского баланса и сводных регистров;
- осуществляются меры, направленные на ограничение несанкционированного доступа к активам;
- осуществляются меры, направленных на ограничение доступа неуполномоченных лиц к системе документооборота и ведения бухгалтерского учета.
К процедурам контроля, принятым руководством ООО "Фирма "Тик", относятся:
- подотчетность одних работников другим;
- внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
- сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);
- сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;
- проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;
- осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;
- ограничение доступа к активам и записям;
- сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями.
Изучив и оценив особенности системы бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля, можно сделать вывод, что система внутреннего контроля в ООО "Фирма "Тик" соответствует предъявляемым нормативными документами требованиям, а именно:
- учет компьютеризирован;
- обязанности работника бухгалтерии закреплены служебными должностными инструкциями;
- проводится повышение квалификации кадров, посещение семинаров;
- материально-ответственные лица на предприятии назначаются приказом руководителя, с ними заключены договоры о полной материальной ответственности.
ООО
"Фирма "Тик" подлежит аудиторской
проверке по федеральному закону "Об
акционерных обществах" № 208-ФЗ. Аудиторские
проверки на предприятии проводит ЗАО
"Аудиторская группа "Ваш СоветникЪ".
Аудит проводился на выборочной основе
и включал в себя изучение на основе тестирования
доказательств, подтверждающих числовые
показатели в финансовой (бухгалтерской)
отчетности и раскрытие в ней информации
о финансово-хозяйственной деятельности,
оценку соблюдения принципов и правил
бухгалтерского учета, применяемых при
подготовке финансовой (бухгалтерской)
отчетности, рассмотрение основных оценочных
показателей, полученных руководством
аудируемого лица, а также оценку представления
финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Последняя аудиторская проверка на предприятии
была проведена в декабре 2007 года.
2.3
Документальное оформление операций с
денежными средствами
К кассовым относятся операции, связанные с получением и расходованием наличных денег непосредственно из кассы предприятия. Эти действия предприятия регламентированы документом "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации 22 сентября 1993г № 40, в соответствии с которым наличные деньги предприятия хранятся в его кассе в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим банком. Сверх установленного лимита допускается хранение наличных денег, полученных на оплату труда в течение трех дней, включая день получения их в банке.
Для ведения кассовых операций в штате ООО "Фирма "Тик" предусмотрена должность кассира. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принимаемых им ценностей. После издания приказа о назначении кассира руководитель предприятия обязан ознакомить его с правилами ведения кассовых операций. С кассиром заключен договор о материальной ответственности. Кассир не может передоверять кому бы то ни было выполнение своих обязанностей. При необходимости временной замены обязанности кассира приказом возлагают на другого работника, с которым в свою очередь заключают договор о полной материальной ответственности. В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь) находящиеся у него под отчетом ценности передают другому кассиру в присутствии инвентаризационной комиссии обязательным составлением акта (форма инв.-15).
ООО "Фирма "Тик" создает условия, необходимые для обеспечения сохранности денежных средств в кассе, при доставке их из учреждения банка и при сдаче в банк. Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждены Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке и Единые требования по технической укрепленности и оборудованию. Для кассы выделено особое помещение и сейфы, которые по окончании работы кассир закрывает ключом. Ключи от сейфов хранятся у кассира, а дубликаты ключей в опечатанных кассиром пакетах -- у руководителя предприятия. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем, результаты которой фиксируются в акте. При утрате ключей руководитель информирует о происшествии органы внутренних дел. Не разрешается хранить в кассе наличные деньги и другие ценности, не принадлежащие предприятию, и входить в помещение лицам, не имеющим отношения к ее работе.
Наличные деньги поступают в кассу с расчетного счета в банке, от покупателей, заказчиков и др. Поступление денег в кассу оформляется по приходным кассовым ордерам (форма КО-1), которые выписывает работник бухгалтерии, подписывает главный бухгалтер или лицо, на это уполномоченное приказом руководителя предприятия. К приходному ордеру выписывается квитанция, которая вручается лицу, внесшему деньги, или прикладывается к выписке банка (при поступлении из банка). До передачи в кассу приходный ордер обязательно регистрируют в журнале регистрации приходных и расходных документов (форма КО-3). Порядок заполнения реквизитов приходных кассовых ордеров приведен в Приложении К.
Действующим правилом запрещено выдавать приходные кассовые ордера на руки лицам, вносящим деньги. Приходный кассовый ордер передают для исполнения непосредственно в кассу, где кассир проверяет правильность его оформления, наличие и подлинность подписи главного бухгалтера, принимает деньги, подписывает приходный кассовый ордер и квитанцию. Деньги по кассовым ордерам принимают только в день их составления.
При приемке наличных денег кассир руководствуется документом "Признаки и правила определения платежеспособности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России". Этим документом определены: признаки платежеспособности, допустимые повреждения платежеспособных банкнот и монет, порядок экспертизы денежных знаков.
Наличные деньги выдают из кассы предприятия на основании расходных кассовых ордеров (форма КО-2) или платежных ведомостей. Все документы на выдачу денежных средств должны быть подписаны руководителем предприятия и главным бухгалтером или уполномоченными ими лицами. Если на документах, прилагаемых к расходному кассовому ордеру, имеется разрешительная надпись руководителя, то его подпись на ордере необязательна. Расходный кассовый ордер составляют в бухгалтерии, регистрируют в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и передают кассиру для исполнения. Выдача расходных кассовых ордеров на руки лицам, получающим деньги, не допускается. Порядок заполнения реквизитов расходных кассовых ордеров дан в Приложении Л.
При выдаче денег отдельному лицу кассир должен требовать предъявление паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; записывать в расходный кассовый ордер наименование и номер документа, кем и когда он выдан, и отбирать расписку получателя. Предъявление документов, удостоверяющих личность, обязательно и при получении денег по одному платежному документу, выписанному на несколько лиц. Лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, деньги выдают только по расходным кассовым ордерам, выписываемым на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров [17, 389].
Информация о работе Совершенствование учета денежных средств организации и анализа их движения