Современные тенденции развития управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание

Система управленческого учета позволяет: определить стратегию развития бизнеса, сформулировать цели и выработать пути их достижения; рассчитать эффективность бизнеса в целом, эффективность каждого структурного подразделения и деятельности каждого; проводить качественную оценку инвестиционных проектов и любых инноваций, разобраться со всеми бизнес-процессами компании и разумно детализировать все хозяйственные операции; разработать систему сбора, консолидации и анализа информации, как финансовой, так и нефинансовой, которая быстрее сигнализирует о проблемах (например, количество отказов клиентов быстрее, чем уменьшение прибыли, сигнализирует о снижении качества продукции); повысить эффективность управления денежными средствами компании; установить систему взаимоотношений между структурными подразделениями, организовать эффективную многоступенчатую систему внутреннего контроля на предприятии; создать систему управления затратами с целью их оптимизации ; внедрить систему бюджетирования ; принимать обоснованные управленческие решения, как стратегические, так и оперативные.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Цели, задачи и содержание управленческого учета…………….……………5
1.1. Функции, цели и задачи управленческого учета………….………………..5
1.2. Содержание управленческой отчетности…………………..……………….7
2. Необходимость организации и ведения управленческого учета на предприятии………………………………………………………….…………..11
3. Зарубежный опыт организации управленческого учета……………………18
3.1. Бюджетное планирование (бюджетирование)…………………………….19
3.2. Ценообразование……………………………………………………………22
3.3. Анализ прибылей и издержек……………………...……………………….25
3.4. Отчёты по текущей деятельности………...………………………………..26
3.5. Перспективы трансформации зарубежного опыта………………………………………………………………………..…….28
4. внедрение управленческого учета на Российские предприятия………...…30
5. Управленческий учет в информационной системе предприятия……….....40
6. Управленческий учет как способ повышения конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………….…..49
Заключение………………………………………………………………………53
Список использованной литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Современные тенденции развития управленческого учета.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

отсутствие четкости в предоставлении нужной документации, несогласованность  сроков и мест предоставления документации и отчетов (регламентация); 

отсутствие в компании современных  средств связи и программного обеспечения, ускоряющих скорость обмена информацией; 

отсутствие полной и достоверной  информации, позволяющей понять пути оптимизации финансовых и организационных  структур, информационного обмена, товарно-денежных потоков, проанализировать возможные варианты снижения издержек и использования скрытых ресурсов, внедрения новых технологий управления; 

дублирование отчетности, «двойной ввод» информации в систему; 

выбор программного обеспечения, не учитывающего специфику и особенности конкретной компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Зарубежный опыт  организации управленческого учета.

 

Опубликованная финансовая отчётность — самый показательный продукт  системы бухгалтерского учёта компании, с которым более всего ознакомлены и общество, и индивидуальные пользователи. Однако это лишь часть всей информации, генерируемой в компании. Более важная с точки зрения учёта информация и самые сокровенные учётные данные формируются сотрудниками компании для внутреннего пользования. В первую очередь для руководства компании, иногда для акционеров. Отчёты, формируемые для менеджеров компании, могут представлять собой итоговые расчёты по конкретным аспектам деятельности компании за какой-то период в прошлом, прогноз различных показателей в будущем или комбинацию двух вариантов. 

Подготовка подобной информации составляет предмет управленческого учёта, который в западной трактовке  включает в себя 4 основных элемента: бюджетное планирование (budgetary planning), ценообразование (cost finding), анализ прибылей и издержек (cost and profit analysis), отчёты по текущей деятельности (performance reporting).

Западные теоретики, в частности  К. Друри, рассматривают управленческий учёт наряду с финансовым учётом как часть бухгалтерского учёта (на Западе используется термин accounting). Под управленческим учётом в данном случае понимается предоставление лицам в самой организации необходимой информации, на основе которой они принимают более обоснованные решения и повышают эффективность и производительность текущих операций.

В российской практике под управленческим учётом понимают процесс подготовки, анализа, интерпретации и предоставления информации, необходимой менеджменту  предприятия для осуществления  функций прогнозирования, планирования, нормирования, анализа и контроля; для принятия эффективных управленческих решений; для обеспечения оптимального уровня использования ресурсов компании, а также для подготовки финансовой отчётности.

 

3.1. Бюджетное планирование (бюджетирование)

 

Основным компонентом  системы внутреннего учёта является система формирования бюджетов (budgetary plans) и планов производства (performance standards). Для создания системы производственных планов и программ служит система  измерения фактических результатов и выявления различий между выполнением производственных программ и планируемыми показателями (system for measuring actual results and reporting differences between actual performance and the plans).

 

Планирование предполагает составление  и последующее выполнение реальных планов. Полученные результаты сравниваются с результатами прогнозов, что отражается в специально разработанной форме отчётности. Менеджмент компании, таким образом, может оперативно реагировать на отклонения от плана, внося в него соответствующие корректировки либо пересмотрев план, если исходные условия текущей деятельности компании подверглись существенным изменениям.

Планы могут рассматриваться  как некие стратегические основы будущего компании; как графики выпуска  продукции в рамках осуществления специальных программ повышения производительности; как способ временной разбивки деятельности. Большинство производственных планов периодические, то есть рассчитаны и отражают деятельность компании в определенном временном промежутке (неделя, месяц, квартал, полугодие, год). Периодические планы составляются на основе ряда проектируемых финансовых расчётов или бюджетов.

Принято выделять две формы бюджетной отчётности (budget statements): план прибылей (бюджет доходов  и расходов) (profit plan) и прогноз движения наличности (cash forecast) (бюджет движения денежных средств). План прибылей — это отчёт о прибылях, рассчитанный на период, на который составляется бюджет. Он обобщает в виде финансовых показателей данные по планируемым усилиям, по стимулированию продаж (показатель расходы на продажи — selling expense) и результат прилагаемых усилий (показатели: коммерческий доход — sales revenue и дополнительные затраты на продажи — accompanying cost of goods sold). Отдельные планы прибылей обычно готовятся по каждому из наиболее важных сегментов рынка, на которых работает компания. Данные, лежащие в основе плана прибылей, составляются коммерческим департаментом компании, на котором лежит ответственность за составление бюджетов продаж и издержек.

 

Многие компании составляют также альтернативные бюджеты с  целью оперирования ожидаемыми объемами в течение бюджетного периода. Набор  альтернативных бюджетов известен как  гибкий бюджет. Практика составления  гибких бюджетов широко применяется  на производственных предприятиях. Она позволяет облегчить оценку издержек производства (cost performance) при различных уровнях объема продаж.

Вторым основным элементом годового бюджета (annual budgetary plan) является прогноз  движения наличности (cash forecast) или  бюджет движения денежных средств (cash budget), в котором суммируются ожидаемые движения наличности по всем операциям компании. В него включаются ожидаемые наличные платежи, поступления наличности, количество наличных денег на руках. Предварительные прогнозы движения наличности используются при решении вопросов о наличии доступных денежных средств на выплату дивидендов, покупку или строительство зданий, оборудования, а также для ряда других программ, которые не требуют немедленной оплаты. Объём краткосрочных заимствований (short-term borrowing) или краткосрочных инвестиций (short-term investment) временно не используемых фондов (temporarily idle funds) в идеале должен соответствовать обязательствам на конец отчётного периода.

Другими элементами бюджета, в дополнение к плану прибылей (profit plan) и прогнозу движения наличности (cash forecast), являются бюджет капитальных расходов (capital expenditure budget) (инвестиционный бюджет), бюджеты расходов на персонал (personnel budgets), производственные бюджеты (production budgets) и прогнозный баланс (budgeted balance sheet). Все они составляются с целью оптимизации процесса принятия управленческих решений и соотнесения полученных результатов с запланированными для возможной корректировки бизнес-процессов.

 

Управленческий учёт имеет ряд основополагающих целей:

 

1) подготовка оперативных  данных для менеджмента компании  с целью последующего принятия  стратегических решений по вопросам  текущей и будущей операционной, инвестиционной и финансовой  деятельности компании;

2) формирование, обслуживание, контроль и корректировка системы бюджетного планирования компании;

3) анализ и расчет  альтернативных вариантов возможного  экономического эффекта в зависимости  от выборки возможных действий;

4) сопоставление предварительных  планов и предложений, анализ производственных программ, стратегий развития производства, маркетинга;

5) управление через центры  финансовой ответственности, оценка  и повышение стоимости компании, управление себестоимостью, оценка  деятельности подразделений и  функциональных блоков;

6) сбор, анализ и предоставление  информации менеджменту для обеспечения  выполнения функций планирования, оценки результатов и управления  финансово-хозяйственной деятельностью  (в первую очередь управления  активами и стоимостью компании);

7) оптимизационные решения по  вопросам аутсорсинга, политика  закупок, управление прибыльностью  продуктов и структурных подразделений.

 

3.2. Ценообразование

 

Опорой бизнес-планирования, как  правило, является себестоимость производимой продукции. Ценообразование — это процесс расчёта стоимости произведённой продукции, оказанных услуг, функционирования подразделения. Анализ может быть как ретроспективным (какой была стоимость), так и перспективным (какой будет стоимость).

Базовый принцип ценообразования  — стоимость (себестоимость), приписываемая некоторому объекту (деятельности или продукту), должна соответствовать объёму затрат на производство данного продукта или осуществление данного вида деятельности.

Наиболее распространённый метод ценообразования — расчет фактически понесенных затрат на производство отдельного продукта. Самый простой метод — процессное ценообразование (process costing), в российской практике он соответствует процессному методу учёта затрат и калькулирования себестоимости. В этом методе сначала накапливаются затраты по каждой отдельной производственной операции, по каждому отдельному процессу в течение отчётного периода. Общая сумма затрат делится на объём производства (выпуск) за тот же период. Таким образом, получается себестоимость одной единицы продукции. Метод процессного учёта затрат (process costing) применяется как в российской, так и зарубежной практике при производстве однородной продукции (когда не нужно определять затраты на каждую единицу продукции) с относительно непрерывным производственным процессом. В таком случае продукты одинаковы, требуют одинаковых прямых издержек и накладных расходов. Поскольку при использовании данного метода нет необходимости рассчитывать затраты на каждую отдельную единицу продукции, на практике принято вычислять средние издержки на каждую выпущенную единицу продукции соотнесением общих расходов за отчётный период с общим количеством единиц продуктов за тот же период.

Второй метод  ценообразования (учёта затрат) —  показная калькуляция затрат (job order costing). Он используется при производстве разнообразных единиц продукции в течение отчётного периода, в связи с чем затраты рассчитываются применительно к каждому отдельному заказу. Например, при оказании аудиторских и консалтинговых услуг компании предоставляют каждому клиенту индивидуальный комплекс услуг и используют определённый набор ресурсов. Следовательно, на каждую оказанную аудиторскую или консалтинговую услугу будет приходиться разный объем затрат. При использовании этого метода применяются две категории производственных затрат: затраты на отдельную партию товаров или определённые изделия (prime costs) и общепроизводственные расходы (factory overhead costs). К затратам на отдельную партию товаров относятся прямые затраты на труд и прямые затраты на материалы, используемые в процессе производства. К общепроизводственным затратам, например, относятся издержки, ложащиеся на заработную плату сотрудников.

Трансфертное  ценообразование — метод установления цен, по которым происходит передача товаров или оказание услуг между подразделениями компании. Формирование системы трансфертного ценообразования преследует следующие цели: принятие обоснованных экономических решений (прибыль, полученная отдельными подразделениями, увеличивает общую прибыль компании) и перераспределение части прибыли между подразделениями фирмы в рамках принятых стратегических решений. Установление трансфертной цены влияет на рентабельность каждого подразделения, так как трансфертная цена — это расходы для принимающего подразделения и поступления для поставляющего. Более того, трансфертная цена влияет на объём используемых ресурсов и на выпуск продукции, тем самым формируя общую прибыль компании. На практике применяются 5 типов трансфертных цен: 1) на основе рыночных цен; 2) на основе маргинальных издержек; 3) на основе полных затрат; 4) цены типа «затраты +»; 5) на основе переговоров (договорные).

Трансфертные  цены на основе рыночных цен устанавливаются  исходя из объявленных цен на аналогичные  товары или услуги; это может быть либо фактическая цена, по которой подразделение продает промежуточную продукцию внешним заказчикам, либо цена, предлагаемая конкурентом.

Трансфертные  цены на основе маргинальных издержек устанавливаются исходя из маргинальных издержек, которые считают примерно равными краткосрочным переменным издержкам. Краткосрочные переменные издержки, в свою очередь, рассчитываются как сумма прямых издержек и переменных косвенных издержек.

Трансфертные  цены на основе полных затрат (полные затраты  или долгосрочные издержки) отражают всю сумму расходов на используемые ресурсы в долгосрочном периоде. В некоторых компаниях, чтобы покрыть постоянные издержки, к переменным издержкам прибавляют условные надбавки, что примерно соответствует полным издержкам.

Трансфертные  цены типа «затраты +» получаются так: если трансфертная цена поставляющего подразделения устанавливается на основе себестоимости, то данное подразделение не получает никакой прибыли при передаче продуктов другому подразделению компании. Поэтому, чтобы обеспечить формирование прибыли у поставляющего подразделения, к себестоимости часто добавляется надбавка, позволяющая поставляющему подразделению при трансфертах внутри компании получать прибыль.

Трансфертные  цены на основе переговоров (договорные) формируются внеэкономическими способами: формальные процедуры при установлении данного вида трансфертных цен не применяются, как правило, цена устанавливается на основе внутренних договоренностей менеджмента поставляющих и получающих подразделений. Критериями для обоснования договорной трансфертной цены могут быть рыночные цены, маргинальные расходы и некоторые другие критерии, значимые для двух сторон.

Информация о работе Современные тенденции развития управленческого учета