Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании основных направлений правового регулирования налогообложения малых предприятий, рассмотрение специальных режимов налогообложения применяемых к малым предприятиям.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты правового регулирования налогообложения: понятие малого предприятия;
- Раскрыть сущность системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход;
- Выявить положительные и отрицательные моменты изученных специальных режимов.
- проанализировать результаты правового налогового стимулирования малого предпринимательства

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты правового регулирования налогообложения 5
1.1.Понятие малого предприятия. 5
1.2. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) 7
1.3 Упрощенная система налогообложения учета и отчетности для малых предприятий 11
1.4 . Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности 18
Глава II. Плюсы и минусы специальных налоговых режимов и пути их совершенствования. 23
2.1 Единый сельскохозяйственный налог: плюсы и минусы 23
2.2 Упрощенная система налогообложения: плюсы и минусы 26
2.3 Единый налог на вмененный доход: плюсы и минусы 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧЧЧЧЧЧ.docx

— 67.14 Кб (Скачать документ)

     Приведем  пример для сравнения.

  1. Общая система налогообложения. Предприятие за год закупает у поставщиков товары, работы, услуги на 118 млн. руб., в том числе НДС – 18 млн. руб. (18%), а продает продукции на 165 млн. руб., в том числе НДС – 15 млн. руб. (10%). Общий доход (без учета других затрат) – 53 млн. руб. (разница между продажами и покупками без НДС – 50 млн. руб. плюс разница между НДС к возмещению и НДС к уплате – 3 млн. руб.).
  2. Единый сельскохозяйственный налог. Аналогичное предприятие за год закупает у поставщиков товары, работы, услуги на 118 млн. руб., а продает продукции на 150 млн. руб. (Поскольку расчет с покупателями-плательщиками НДС ведется без стоимости налога). Общий доход (без учета других затрат) – 32 млн. руб.

    Следовательно, переход на ЕСХН выгоден тем предприятиям, товарно-денежные потоки которых в  меньшей степени связаны с  плательщиками НДС (как поставщиками, так и покупателями).

         Не  являются плательщиками НДС фирмы  и предприниматели с небольшими объемами реализации, в добровольном порядке получившие освобождение от налога на добавленную стоимость. Не платят НДС также субъекты хозяйственной  деятельности, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или  переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных  видов деятельности.

         Минимизировать  потери от утраты возможности возмещать  НДС можно путем перевода взаимоотношений  с покупателями на условия комиссии, поручения, агентских договоров  в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

2.2 Упрощенная система налогообложения: плюсы и минусы

     Многие  аналитики до сих пор не могут  прийти к единому мнению насчет упрощенной системы налогообложения (УСН). Эта  система задумывалась для поддержания  субъектов малого бизнеса, однако, содержит в себе как явные преимущества, так и очевидные минусы. Постараемся  в тезисной форме взвесить все  «за» и «против» упрощенной системы  налогообложения.

    К преимуществам УСН относятся: 
    • Существенная экономия на налогах. Юридическое лицо, перешедшее на УСН, платит лишь единый налог вместо нескольких. Таким образом, отпадает необходимость в уплате налога на прибыль, налога на имущество организаций, НДС. Из-за такой экономии переходить на «упрощенку» стало выгодно многим компаниям, так как благодаря ней на счету остается больше собственных средств. 
    • В налоговую инспекцию заполняется и сдается лишь одна декларация по единому налогу; 
    • Предприниматель получает право не вести бухгалтерский учет, кроме учета нематериальных активов и основных средств.
     

    Как и у  любой системы у УСН имеются  свои недостатки: 
    • Существует вероятность утратить право работать по УСН, а это означает доплату налога на прибыль и выплату пени; 
    • Отсутствует обязанность платить НДС, а это может существенно снизить количество покупателей, которые платят этот налог; 
    • При возврате с упрощенной формы нужно будет сдать большое количество налоговых и бухгалтерских документов; 
    • Если вы по каким-то причинам теряете право работать по УСН, то нужно будет восстановить все бухгалтерские данные за весь период работы по УСН; 
    • Юридические лица, работающие по УСН, не смогут отразить в статье расходов многие свои затраты. Потери от брака, представительские расходы, издержки на обслуживание банка и многое другое нельзя будет представить, поскольку этот перечень является закрытым; 
    • Перед переходом на УСН нужно восстановить отчетность и НДС по оприходованным, но еще не списанным ценностям; 
    • Упрощенная форма закрывает для фирмы возможность открывать филиалы и представительства, заниматься некоторыми видами деятельности, а также продавать некоторые товары. В частности, становится недоступной банковская и страховая деятельность.

     
    Большинство недостатков могут и  не встретиться в работе, однако, считаться с ними все равно  стоит. Особое внимание стоит обратить на последний пункт. Если вы видите большой потенциал в своем бизнесе и возможность существенного расширения производственных или торговых площадей, то УСН вам вряд ли подойдет.

2.3 Единый налог на  вмененный доход:  плюсы и минусы

     Преимущества  единого налога на вмененный доход (ЕНВД):

     - Снижение налоговой нагрузки. Организации, применяющие единый налог  на вмененный доход, освобождаются от уплаты ряда налогов, таких как -   налог на прибыль, налога на имущество организаций, НДС. Индивидуальные предприниматели – от НДФЛ, налога на имущество физических лиц.

     - Одним из плюсов данной системы налогообложения заключается в упрощенном ведении бухгалтерского учета;

    - Сумма налога фиксированная, и не изменяется в зависимости от дохода предприятия.

     К недостаткам единого налога на вмененный доход можно отнести:

     - Ограниченный перечень видов деятельности;

      - Величина налога не зависит ни от доходов, ни от убытков;

     - Отказ крупных заказчиков, плательщиков НДС, от работы с организациями и ИП применяющими единый налог на вмененный доход, из-за невозможности налогового вычета по НДС.

     Также в Государственную думу внесен законопроект, предусматривающий исключение с 1 января 2014 года из перечня специальных налоговых  режимов единого налога на вмененный  доход. Полный отказ от ЕНВД предлагается провести в несколько этапов:

     Во-первых, установить с 1 января по 31 декабря 2012 года для розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с  площадью торгового зала не более 150 кв.м. и для оказания услуг общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м., ограничение по среднесписочной численности работников до 50 человек. Отметим, что первоначальный вариант законопроекта предполагал предельную численность работников в количестве 15 (!) человек.

     Во-вторых, с 1 января 2013 года указанные виды деятельности будут исключены из перечня видов  деятельности, подпадающих под ЕНВД.

     И, наконец, с 1 января 2014 года глава 26.3 (ЕНВД) будет изъята из части второй Налогового кодекса.

     Этим  же законопроектом исключительно для  индивидуальных предпринимателей предлагается установить добровольный специальный  налоговый режим – «Патентная система налогообложения».

     Нельзя  сказать, что «Патентная система» вводится взамен ЕНВД: возможность получения  патента юридическими лицами законопроектом не предусмотрена, налоговая ставка, порядок определения размера  налога и т.п. отличны. Но очевидное  сходство новой системы с ЕНВД все же есть: и там и тут налоговая  база определяется как денежное выражение  возможного дохода.

     Хотя  и новой патентную систему  назвать сложно. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными  предпринимателями на основе патента  регулируется статьей 346.25.1. НК РФ, за счет расширения положений которой и  предполагается выделить самостоятельный  налоговый режим.

     Как следует из пояснительной записки  к законопроекту, его целью является «стимулирование развития малого предпринимательства  на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента». По всей видимости, главным «стимулом» и является отмена ЕНВД.

     Отмена  «вменёнки», возможно, и приведет к  увеличению численности ИП «на патенте», но все же большая часть ЕНВДшников (как юридических лиц, так и  индивидуальных предпринимателей) будет  вынуждена либо перейти на ОСНО, либо на УСН (а это в любом случае влечет значительное увеличение налогового бремени), поскольку патентная система  рассчитана уж на совсем «малое» предпринимательство.

     Общественная  оценка законопроекта неоднозначна: кто-то высказывает «благодарность»  правящей партии за лоббирование интересов  крупных торговых «сетевиков» по уничтожению небольших магазинов, кто-то расценивает отмену ЕНВД как  необходимую меру, поскольку непонятно, почему организации с разными  оборотами платят одинаковые суммы  налога. Хотя и при патентной системе  величина налогового бремени в зависимость  от масштабов бизнеса не ставится.

Ознакомившись со мнением многих экспертов, могу сделать  вывод, что отмена ЕНВД вызвана утратой  государством контроля над финансовыми  потоками «вмененщиков» и, как следствие, ростом уверенности в том, что  его (государства) «доля» в таком  бизнесе может быть значительно  больше.  

Заключение

  В работе рассмотрена общетеоретическая  характеристика специальных налоговых  режимов. Итак, упрощенная система налогообложения, введена для поддержки субъектов малого предпринимательства. Вопрос о том, стоит ли применять упрощенную систему налогообложения или обычную систему налогообложения, решается на основе обычного критерия - экономической выгодности - путем взвешивания достоинств и недостатков УСН в каждом конкретном случае. Безусловно, ЕСХН, УСН и ЕНВД обладают рядом преимуществ по сравнению с общим режимом. Так, например, ряд налогов заменяются единым налогом с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования. Данное обстоятельство значительно упрощает ведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятий только в отношении одного налога. Немаловажным фактом является упрощение бухгалтерского учета для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. Данное упрощение заключается в том, что отпадает необходимость ведения бухгалтерского учета и заменой его ведением Книги учета доходов и расходов, в которой порядок ведения бухгалтерских записей максимально упрощен.

     Значительно снижаются риски по уплате в бюджет налоговых санкций, предусмотренных  частью первой НК РФ. Даже если бухгалтером  будет допущена ошибка, нарушение  коснется только одного налога – единого  налога, уплачиваемого по результатам  хозяйственной деятельности.

   Исторический  опыт становления и развития налоговой  системы свидетельствует о том, что последняя формируется и  функционирует  в тесной связи с экономической, политической и социальной ситуацией. Неоднократные попытки государства увеличить доход бюджета за счет жестких мер приводили к временным положительным эффектам, которые перерастали в длительные периоды стагнации всей экономики и препятствовали развитию предпринимательской деятельности. Лояльная налоговая политика государства в силу специфики российского налогоплательщика приносила в отдельные периоды истории не меньший урон бюджетной системе страны. Таким образом, до настоящего момента процессы реформирования российского налогового законодательства, в том числе и в отношении малого предпринимательства, еще окончательно не завершены, а их результаты в очередной раз ощутит на себе бюджетная система государства.

   Отсутствие  адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий налогоплательщиков – малых, средних, крупных не позволяет  оценить эффективность общепринятой системой налогообложения при ее применении субъектами малого предпринимательства, равно как и провести ее сравнение  со специальными налоговыми режимами, действующими в отношении малого бизнеса.

   Однако  из всего выше изложенного можно  сделать вывод, что специальные  режимы налогообложения значительно  способствуют развитию малого предпринимательства  в стране, следовательно в этой области можно ожидать дальнейшее реформирование. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
    1. Налоговый Кодекс Российской Федерации 
    2. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
    3. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг;
    4. Братухина, О.А. Методология, методика и практика исчисления налогов / О.А. Братухина. - Ростов н/Д: Феникс. - 2009
    5. Петров, М.А. Налоговая система и налогообложение в России / М.А. Петров. - Ростов н/Д: Феникс. - 2009
    6. Ю.Феоктистов, И.А. Упрощенная система налогообложения : полн. практ. рук. / И.А. Феоктистов, Ф.Н. Филина. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009
    7. Никишина, О.Г. Как выбрать объект налогообложения при УСН. Недостатки применения УСН / О.Г. Никишина // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. -2008. - №21;
    8. Ю.Феоктистов, И.А. Упрощенная система налогообложения : полн. практ. рук. / И.А. Феоктистов, Ф.Н. Филина. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009
    9. Шкребела, Е.В. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы решения. Под ред. д.э.н. Синельникова-Мурылева С, к.э.н. ТрунинаИ.
    10. http://www.glavbukh.ru
    11. http://www.akdi.ru
    12. http://www.klerk.ru
    13. СПС Консультант Плюс

Приложения

Информация о работе Специальные налоговые режимы