Специфика организации бухгалтерского дела в некоммерческих организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание

коммерческие организации занимают особое место в рыночной экономике. Они образуют отдельный сектор, называемый «третьим сектором» (другими секторами являются государство и коммерческие организации).
Некоммерческие организации являются субъектом и неотъемлемым элементом нормально функционирующего рыночного хозяйства, на которые возлагается создание и реализация общественных благ и услуг. Как показывает опыт ведущих развитых стран, государство в условиях рыночной экономики не способно справиться с решением многих социальных проблем. Для решения проблем в областях здравоохранения и образования, политики и духовного воспитания, спорта и культуры, охраны природы, благотворительности и ряда других создаются некоммерческие организации.

Содержание

Введение 3
1. Правовой статус некоммерческих организаций 5
2. Специфика организации бухгалтерского дела в некоммерческой организации 9
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая бухдело.doc

— 290.50 Кб (Скачать документ)

    По  большинству вопросов организации  бухгалтерского учета и составления отчетности НКО (кроме бюджетных учреждений) используют те же нормативные документы, что и коммерческие организации (в этих документах приведены общие положения для всех организаций с указанием в отдельных случаях специфики НКО):

    - Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

    - Положение по ведению бухгалтерского  учета, утвержденное Приказом  Минфина Российской Федерации  от 29 июня 1998 года №34н «Об утверждении  Положения по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;

    - отдельные положения по бухгалтерскому  учету, регулирующие порядок учета  отдельных объектов и операций;

    - План счетов бухгалтерского учета,  утвержденный Приказом Минфина  Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». 

    Некоммерческие организации  обязаны составлять свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета. Некоммерческая организация по общему правилу признается плательщиком налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, в силу чего у некоммерческой организации должна быть и своя налоговая политика.

    Особенности бухгалтерского и налогового учета  в некоммерческих организациях обусловлены их гражданско-правовым статусом, а также механизмом формирования средств, за счет которых они достигают поставленных целей.

    Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», некоммерческие организации, так же как и коммерческие фирмы обязаны вести бухгалтерский учет. На это же указывает и статья 32 Закона N 7-ФЗ, в соответствии с которой НКО ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом НКО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими учредительными документами. В соответствии с Законом N 7-ФЗ размеры и структура доходов НКО, а также сведения о размерах и составе имущества, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в ее деятельности не могут быть предметом коммерческой тайны.

    К сожалению, действующее бухгалтерское законодательство не содержит единого нормативного документа, определяющего специфику ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Исключение касается лишь бюджетных учреждений, которые сегодня ведут бухгалтерский учет на основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 г. N 148н.

    В силу чего при ведении бухгалтерского учета НКО в основном руководствуются  нормами Закона N 129-ФЗ, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 34н.

    Кроме того они, как и коммерческие компании, в части учета некоторых объектов или операций руководствуются положениями по бухгалтерскому учету, устанавливающими порядок ведения учетной работы в отношении отдельных объектов учета или операций. Вместе с тем, следует иметь в виду, что действие некоторых бухгалтерских стандартов на некоммерческие организации не распространяется. В качестве таковых выступают:

    - Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 25.11.1998 г. N 56н;

    - Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 16.10.2000 г. N 92н;

    - Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 28.11.2001 г. N 96н;

    - Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 27.01.2000 г. N 11н;

    - Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 29.04.2008 г. N 48н.

    Из статьи 6 Закона N 129-ФЗ вытекает, что за организацию бухгалтерского учета в НКО отвечает ее руководитель, он же утверждает и учетную политику некоммерческой организации. Как сказано в статье 5 Закона N 129-ФЗ, организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. При этом они обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет. Таким нормативным документом в отношении формирования и раскрытия учетной политики сегодня выступает Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 г. N 106н.

    Причем  в силу пункта 3 ПБУ 1/2008 в части формирования учетной политики оно в полной мере распространяется и на некоммерческие фирмы.

    В составе своей учетной политики НКО должна утвердить:

    - рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    - формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета,  а также документов для внутренней  бухгалтерской отчетности;

    - порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации;

    - способы оценки активов и обязательств;

    - правила документооборота и технологию  обработки учетной информации;

    - порядок контроля над хозяйственными  операциями;

    - другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета.

    При разработке своего рабочего плана счетов некоммерческие организации, как правило, руководствуются Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

    Причем  необходимость утверждения своего рабочего плана счетов в первую очередь  связана с созданием в НКО  такой схемы учета, которая обеспечивала бы ей не только требуемую детализацию учетных процессов, но и позволяла бы с минимальной трудоемкостью формировать необходимую бухгалтерскую и статистическую отчетность. При разработке своего рабочего плана счетов НКО должна руководствоваться тем составом хозяйственных операций, которые осуществляются ею постоянно, кроме того следует учесть те операции, которые она намерена осуществлять в ближайшем будущем. Особое внимание некоммерческая организация должна уделить балансовому счету 86 "Целевое финансирование", на котором отражаются сведения о суммах, полученных от источников финансирования некоммерческой организации. Особенностью деятельности таких компаний является то, что они ведут свою деятельность в рамках сметы доходов и расходов, составляемой ими ежегодно исходя из предполагаемых поступлений и направлений расходования, имеющихся в ее распоряжении и поступивших денежных средств. При этом форма сметы доходов и расходов, ее состав и структура показателей разрабатывается НКО самостоятельно с учетом специфики своей деятельности, а ее использование закрепляется в учетной политике.

    В качестве источников финансирования НКО  могут выступать:

    - регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

    - добровольные имущественные взносы  и пожертвования;

    - выручка от реализации товаров,  работ, услуг;

    - дивиденды (доходы, проценты), получаемые  по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

    - доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

    - другие, не запрещенные законом  поступления.

    Законами  могут устанавливаться ограничения  на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов, а  в части учреждений, в т.ч., отдельных типов.

    Рассмотрим  подробнее ведение бухгалтерского учета некоммерческой организации:

    а) учет уставного капитала.

    Гражданским кодексом РФ предусмотрена необходимость  формирования ставного капитала некоммерческих организаций, а регистрирующие органы требуют его внесения для тех некоммерческих организаций, которые созданы за счет средств и имущества учредителей.

    Уставный (складочный) капитал образуется в  том случае, если некоммерческая организация  имеет статус юридического лица, а  юридическое лицо - собственник, например, некоммерческого учреждения - финансирует его и несет ответственность по его обязательствам.

    Но  большинство некоммерческих организаций  создаются в такой форме, при  которой их участники не имеют  прав на переданное этим организациям имущество, и даже на членские взносы. Соответственно, они не отвечают по обязательствам этих некоммерческим организаций.

    В этом случае образуется не уставный капитал, а уставный фонд. Возможность его  формирования с использованием счета 80 «Уставный капитал» предусмотрена Планом счетов. В дальнейшем любой вклад в некоммерческую организацию в соответствии с ее уставными документами будем условно называть «уставный капитал». Порядок формирования долей учредителей, сроки внесения денежных средств и (или) имущества в уставный капитал определяются в уставе и учредительном договоре.

Учет  уставного капитала ведется на пассивном счете 80 «Уставный капитал». Сальдо по счету 80 должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах. Операции по счету 80 «Уставный капитал» производятся при увеличении или уменьшении доли уставного капитала, осуществляемом в установленном порядке, и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы.

    Учет  имущества, предоставленного в собственность некоммерческих организаций в счет вкладов в уставный капитал в натуральной форме, производится по стоимости, определенной по договоренности учредителей.

    Учет  имущества, предоставленного некоммерческим организациям в натуральной форме  в пользование организации в счет вкладов в уставный капитал, производится по стоимости, определенной, исходя из арендной платы за пользование этим имуществом, исчисленной за весь указанный в учредительных документах срок деятельности организации или другой установленный учредителями срок.

    Аналитический учет по счету 80 «Уставный капитал» организуется таким образом, чтобы обеспечить учет информации по учредителям организации. Хозяйственные операции, отражающие создание уставного капитала, показаны в таблице 2.1;

    Таблица 2.1

    Учет  уставного капитала некоммерческой организации

Содержание  хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма
Зарегистрирован уставный капитал некоммерческой организации  в сумме вкладов учредителей 75 80 100000
Поступление вкладов учредителей в виде денежных средств 50,51,52 75 25000
Взнос вкладов в виде основных средств  и нематериальных активов 08 75 45000
Взнос вкладов в виде материальных ценностей 10 75 20000
Внесение  в счет вкладов прав пользования  землей, водой, другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также иных имущественных прав 04 75 10000
 

    б) учет поступления средств целевых поступлений.

    Если  источников финансирования НКО несколько, то на счете 86 необходимо организовать обособленный учет по всем источникам финансирования, а если это возможно, то и по финансируемым программам или проектам. Например, в соответствии с классификацией доходов можно рекомендовать открытие к счету 86 следующих субсчетов:

Информация о работе Специфика организации бухгалтерского дела в некоммерческих организациях