Специфика организации бухгалтерского дела в некоммерческих организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание

коммерческие организации занимают особое место в рыночной экономике. Они образуют отдельный сектор, называемый «третьим сектором» (другими секторами являются государство и коммерческие организации).
Некоммерческие организации являются субъектом и неотъемлемым элементом нормально функционирующего рыночного хозяйства, на которые возлагается создание и реализация общественных благ и услуг. Как показывает опыт ведущих развитых стран, государство в условиях рыночной экономики не способно справиться с решением многих социальных проблем. Для решения проблем в областях здравоохранения и образования, политики и духовного воспитания, спорта и культуры, охраны природы, благотворительности и ряда других создаются некоммерческие организации.

Содержание

Введение 3
1. Правовой статус некоммерческих организаций 5
2. Специфика организации бухгалтерского дела в некоммерческой организации 9
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая бухдело.doc

— 290.50 Кб (Скачать документ)

    - 86-1 «Вступительные членские взносы»;

    - 86-2 «Добровольные взносы и пожертвования  от юридических и физических  лиц»;

    - 86-3 «Целевые поступления от юридических  и физических лиц»;

    - 86-4 «Ассигнования из бюджета»;

    - 86-5 «Доходы от внереализационных  операций»;

    - 86-6 «Средства от собственной предпринимательской деятельности» и т.д.

    При разработке вариантов системы учета  целевых средств организация  может использовать субсчета второго  и третьего порядка. Важным представляется и выбор метода отражения целевых  средств на счете 86 суммы целевых поступлений - в момент их непосредственного получения (кассовый метод) или же, когда у НКО имеется уверенность в том, что целевое финансирование будет получено (метод начисления). Обычно НКО учет поступлений целевых средств ведет в порядке, который применяется коммерческими фирмами - по получении достоверной информации о выделении финансирования. Избранный вариант учета в обязательном порядке закрепляется в учетной политике.

    Учет  поступления средств целевого финансирования целесообразно вести в порядке, установленном для коммерческих организаций, то есть по поступлении достоверной информации о том, что необходимые средства будут выделены и получены организацией. В этом случае дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредитуется счет 86 «Целевое финансирование». После фактического получения денежных средств или иного имущества дебетуются счета учета активов и кредитуется счет 76.

    Такой порядок учета соответствует  основному принципу бухгалтерского учета - принципу начисления, предполагающему фиксацию доходов и расходов в момент их возникновения независимо от даты оплаты;

    Таблица 2.2

    Учет  целевого финансирования

Содержание  хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма
Выделены  средства целевого финансирования 76 86 50000
Поступление средств целевого финансирования в  виде денежных средств 50,51,52 76 10000
Поступление средств целевого финансирования в  виде основных средств и нематериальных активов 08 76 30000
Поступление средств целевого финансирования в  виде материальных ценностей 10 76 10000
 

    в) учет основных средств.

    Учет  своего имущества (основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений), НКО  ведут в том же порядке, что  и коммерческие фирмы, руководствуясь соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету указанных активов.

    В то же время следует иметь в  виду, что в соответствии с пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 г. N 26н амортизация по основным средствам НКО не начисляется, по ним линейным методом начисляется износ. Причем Планом счетов бухгалтерского учета определено, что износ начисляется в конце года, между тем из текста ПБУ 6/01 косвенно вытекает, что НКО должны начислять износ ежемесячно. Учитывая то, что нормативные бухгалтерские документы содержат два варианта начисления износа, НКО должна выбрать свой вариант и закрепить его использование в учетной политике. При этом нужно иметь в виду, что начисление износа в конце года повлечет за собой завышение налоговой базы по налогу на имущество.

    Аналитический учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту на инвентарных карточках (форма ОС-6), которые подлежат регистрации в специальной описи (форма ОС-7). Указанные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

    При небольшом количестве объектов учет ведется в инвентарной книге. Синтетический учет основных средств, принадлежащих организации на правах собственности, ведется на счетах 01 «Основные средства», 02 «Износ основных средств», 08 «Капитальные вложения». Арендованные основные средства  учитываются на забалансовом счете 001.

    В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной, восстановительной  и остаточной стоимости.

    Основными способами поступления основных средств в некоммерческую организацию являются:

    1) приобретение;

    2) безвозмездное получение по договору  дарения и иным договорам, а  также в качестве пожертвования; 

    3) создание (хозяйственным или подрядным  способом);

    4) получение в качестве вклада в уставный капитал;

    5) получение по обмену (бартеру).

    Приобретенные основные средства отражаются в бухгалтерском  учете по их первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на приобретение, причем изменения первоначальной стоимости допускаются в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов (п. 43 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ).

    При отражении поступления основных средств на синтетических счетах следует соблюдать два условия:

    - производить записи с использованием счета 08 «Капитальные вложения»;

    - относить НДС на счет 86 «Целевое  финансирование» при оприходовании основных средств и введении их в эксплуатацию.

    Расходы по приобретению основных средств отражаются по дебету счета 08 «Капитальные вложения» и кредиту счетов денежных средств и расчетов. При оприходовании основных средств дебетуется счет 01 «Основные средства» и кредитуется счет 08.

    В соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 в бухгалтерском  учете стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации. По основным средствам некоммерческих организаций в конце года на забалансовом счете 010 отражается износ по установленным нормам амортизационных отчислений. Основные операции по учету основных средств отражены в таблице 2.3;

    Таблица 2.3

    Учет  основных средств

Содержание  хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма
Отражено  использование средств целевого финансирования. 86 83 90000
Приобретен  объект ОС за счет целевых поступлений, включая НДС 08 60 80000
Отражены погрузочно-разгрузочные, транспортные, монтажные работы, включая НДС 08 60,70,76 10000
Продолжение таблицы 2.3
Объект  принят на баланс по первоначальной стоимости 01 08 90000
Произведена оплата объекта ОС и расходов, связанных  с его приобретением 60,70,76 51 90000
Отражен источник финансирования приобретения объекта ОС. 96 86-2 90000
Списана первоначальная стоимость основного  средства 01/выб 01 90000
Списана остаточная (первоначальная) стоимость  основного средства 83 01/выб 90000
Списан  износ, начисленный по основному средству за время его эксплуатации   010 45000
 

    г) учет нематериальных активов.

    В части НМА отметим, что их учет ведется НКО в соответствии с  Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)", утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 27.12.2007 г. N 153н, при этом в соответствии с пунктом 24 указанного бухгалтерского стандарта амортизация по НМА некоммерческих организаций не начисляется.

    Основными способами поступления в организацию  объектов основных средств и нематериальных активов являются следующие способы:

    - приобретение за плату; 

    - создание самой организацией;

    - получение объектов безвозмездно;

    - получение объектов в счет  вклада в уставный капитал.

    Каждый  из указанных случаев поступления нематериальных активов имеет собственный порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете и схож с учетом основных средств;

    д) учет материалов.

    Для учета материалов используется счет 10 «Материалы», к которому открываются такие субсчета, которые нужны организации в соответствии с видами ее уставной деятельности, например, субсчета «Хозяйственные материалы», «Топливо», «Строительные материалы», «Продукты питания», «Медикаменты». Основные операции по учету материалов показаны в таблице 2.4;

    Таблица 2.4

    Учет  материалов

Содержание  хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма
Перечислены денежные средства за материалы  76 51 11800
Поступление материалов 10 76 10000
Отражен НДС 19 76 1800
Списан НДС 86 19 1800
Отпущены  материалы 86 10 10000
 

    е) учет расходов.

    В соответствии с действующей Инструкцией  по применению Плана счетов при направлении  средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации  оформляется проводка по дебету счета 86 в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы».

    Счет 26 «Общехозяйственные расходы» целесообразно  использовать для обобщения информации о произведенных административных, хозяйственных и иных аналогичных  расходах, которые не относятся к конкретной программе или целевому мероприятию. Списание аккумулированных затрат следует производить ежемесячно с распределением по сметам расходов на проведение отдельных программ или мероприятий. При этом можно использовать один из следующих вариантов:

    1) распределять суммы расходов между отдельными программами и списывать на соответствующие субсчета, открытые к счету 20;

    2) списывать распределенные суммы общехозяйственных расходов непосредственно в корреспонденции со счетом 86 по субсчетам третьего порядка.

    При этом следует иметь в виду, что  общехозяйственные расходы, произведенные  некоммерческими организациями, могут  осуществляться за счет всех видов  доходов. Средства целевого финансирования направляются, как правило, на обеспечение отдельных программ. При этом может оговариваться доля средств, которые некоммерческая организация может направить на общехозяйственные расходы, но может быть и так, что целевыми поступлениями, направленными участниками некоммерческой организации, финансируются только прямые расходы по выполнению какой-либо программы, а общие расходы обеспечиваются суммами вступительных и членских взносов. Эти особенности следует учитывать при определении схем распределения общехозяйственных расходов по источникам финансирования. При распределении общехозяйственных расходов за основу можно принимать сумму целевого финансирования, полученного (или подлежащего получению) для обеспечения отдельных программ или мероприятий, размер заработной платы работников, занятых на основных работах (по данным штатных расписаний), или иные показатели, экономический характер которых связан с экономическим характером осуществляемой деятельности;

    В бухгалтерском учете некоммерческих организаций при учете расходов могут оформляться следующие основные проводки, приведенные в таблице 2.5.

Информация о работе Специфика организации бухгалтерского дела в некоммерческих организациях