Сравнительный анализ основных требований к составлению учетной политики, изменению бухгалтерских оценок и исправлению ошибок в МСФО[1] и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:47, лекция

Описание

Определение учетной политики, представленное в МСФО, аналогично определению, данному в РСБУ.Отличие заключается в том, что учетная политика по МСФО ориентирована на подготовку финансовой отчетности, в то время как по РСБУ назначение учетной политики в большей степени относится к ведению бухгалтерского учета.

Содержание

Таблица 1. Основные понятия и определения
Таблица 2. Подходы к формированию учетной политики
Таблица 3. Изменение учетной политики
Таблица 4. Изменение в расчетных оценках и отражение исправления ошибок
Таблица 5. Раскрытие информации в финансовой отчетности

Работа состоит из  1 файл

Семинары 2010 МСФО Минфин РФ Сравнительный анализ.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

Набор критериев должен позволять отделить организации, финансовая отчетность которых имеет заинтересованных пользователей, от организаций, у которых таких пользователей нет.

Требовать составлять бухгалтерскую отчетность от тех организаций, у которых отсутствуют заинтересованные пользователи данной отчетности (либо их интерес малозначителен), не имеет смысла. Такие организация должны быть вообще освобождены от применения каких бы то ни было стандартов отчетности.

 

"Рис. 6"

В отношении организаций, имеющих заинтересованных пользователей, должен применяться единый комплект качественных стандартов финансовой отчетности (на настоящий момент это набор требований МСФО).

Применение разных стандартов в отношении отдельных категорий организаций может быть обосновано только упрощением требований для менее значимых составителей. Разделение по принципу РПБУ/МСФО не является вариантом упрощения и поэтому не должно рассматриваться как возможное.

При определении критериев применения МСФО необходимо принимать во внимание не только совокупность интересов пользователей финансовой отчетности, но и степень необходимости отчетности для каждой категории пользователей. Для одних пользователей возможность пользоваться данными финансовой отчетности может являться чуть ли не основным условием ведения деятельности, а другими пользователями подобные данные могут применяться лишь изредка наряду со значительным массивом иной информации. Для примерной оценки степени значимости отчетности было бы достаточным осуществить ранжировку пользователей отчетности по этому признаку ( рис. 6).

В данном перечне, несомненно, первое место занимают владельцы долей в капитале организации и потенциальные приобретатели таких долей. Причем среди них особо следует выделить продавцов и покупателей долевых финансовых инструментов организации, действующих на организованном рынке ценных бумаг. На ступеньку ниже стоят покупатели облигаций и иных подобных долговых финансовых инструментов организации. Далее следует отметить Банк России. Следующую позицию занимают работники тех организаций, в которых в 1990-егг. прошлого века проходила приватизация путем распределения долей среди персонала организации. Далее по значимости следуют органы государственной статистики. Следующей наиболее значимой категорией являются банковские вкладчики, причем среди них не обязательно отделять физических лиц от юридических. Далее следуют индивидуальные кредиторы организации, предоставляющие кредиты вне рынка ценных бумаг. Ниже находятся все отдельно не идентифицированные пользователи, которых можно обозначить терминами "население" или "общественность". Среди них в особую категорию стоит выделить вкладчиков банков. Далее по значимости следуют государственные органы в сферах антимонопольного регулирования и контроля за несостоятельностью и банкротством. В конец списка включены контрагенты организации: в первую очередь, поставщики и подрядчики, во вторую очередь, покупатели и заказчики.

Конечно, нельзя не упомянуть и налоговые органы. Но в данном перечне они приводятся вне связи с контролем за расчетом налогов, поскольку речь идет не о налоговой, а о финансовой отчетности общего назначения. Тем не менее такая отчетность также может представлять для налоговиков определенный интерес, удовлетворяемый в общем порядке. Обязательность представления финансовой отчетности в налоговые органы должна быть немедленно отменена.елевой специальной отчетности

В отношении каждой из представленных категорий пользователей финансовой отчетности необходимо обозначить те критерии, по которым могут быть выделены составители отчетности. Их можно объединить в четыре группы ( рис. 7).

 

Критерии применения организациями стандартов финансовой отчетности общего
назначения по пользователям

 

 

 

Показатели

Организационно – правовая фрма юридического лица

 

Выпуск ценных бумаг в свободное обращение

Количественные параметры

Сфера деятельности

Необходимость

Необходимость финансовой отчетности (ранжирование)

1

2

3

4

5

6

7

Долевые инвесторы на ОРЦБ

Открытые общества

Листинг

 

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

 

1

Долевые инвесторы вне на ОРЦБ

Открытые общества

Эмиссия долевых ценных бумаг

 

 

 

2

Покупатели  долговых инструментов

 

Эмиссия долевых ценных бумаг

 

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

 

3

Банк России

 

 

 

Кредитные организации

 

4

Работники

 

 

Численность  персонала

Градообразующие

Естественные монополии

Отдельные специальные показатели (например добавочная стоимость)

5

Государственная статистика

 

 

Размер организации

 

Дополнительный набор показателей

6

Вкладчики

 

 

 

Кредитные организации

 

7

Индивидуальные кредиторы

Инвестиционный фонд

Выпуск долговых ценных бумаг

 

Инвестиционная

 

8

Общественность (население)

Пенсионный фонд

Инвестиционный фонд

 

Градообразующие

Привлечение денежных средств населения

Социальные услуги

Естественные монополии

Страховая деятельность

 

9

Антимонопольное регулирование

 

 

Доля на рынке

Естественные монополии

Отдельные специальные показатели

10

Контроль за несостоятельностью

 

Выпуск долговых ценных бумаг

Размер организации

Градообразующие

Социальные услуги

 

11

Поставщики (подрядчики)

 

 

Размер организации

Доля на рынке

Уникальные потребители

 

12

Покупатели (заказчики)

 

 

Размер организации

Доля на рынке

Естественные монополии

Страховая деятельность

 

13

Фискальная система

 

 

Размер организации

 

 

Обособленная система расчета показателей

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Рис. 7"

Результаты анализа критериев применения разными организациями стандартов финансовой отчетности с точки зрения разных категорий пользователей отчетности представлены в таблице (см. выше).

 

Литература

 

1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

2. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности".

2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу одобренная приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180.

3. Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н.

4. Международный стандарт финансовой отчетности 2007: издание на русском языке. М.: Аскери-АССА. 2007. 1 078 с.

И.Р. Сухарев,

кандидат экономических наук,

управляющий партнер Бухгалтерского методологического центра

 

"Международный бухгалтерский учет", N 5, май 2008 г.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) По материалам выступления 21 декабря 2007 г. в рамках совместного круглого стола, организованного Институтом профессиональных бухгалтеров и Минфином России.

 

3

 



[1] - используемые в предлагаемом материале Международные стандарты финансовой отчетности имеют аббревиатуру IAS.

[2] Требования о раскрытии информации в отношении политики управления капиталом являются обязательными для годовых периодов, начинающихся не ранее 1 января 2007 года, при этом досрочное применение приветствуется. 


Информация о работе Сравнительный анализ основных требований к составлению учетной политики, изменению бухгалтерских оценок и исправлению ошибок в МСФО[1] и