Судебная бухгалтерия

Автор работы: r**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:25, курс лекций

Описание

Бухгалтерский учет - процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации, о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений.

Финансовая отчетность - бухгалтерская отчетность, которая содержит информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия, за отчетный период.

Работа состоит из  1 файл

Самостоятельная работа.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

обеспечивает  проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия. 

8. Ответственность  за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества и обязательств предприятия и составление ликвидационного баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, которая создается в соответствии с законодательством. 

Статья 9. Первичные учетные документы  и регистры бухгалтерского учета 

1. Основанием  для бухгалтерского учета хозяйственных  операций являются первичные  документы, фиксирующие факты  осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы. 

2. Первичные  и сводные учетные документы  могут быть составлены на бумажных  или машинных носителях и должны  иметь следующие обязательные  реквизиты: 

название  документа (формы); 

дату  и место составления; 

название  предприятия, от имени которого составлен документ; 

содержание  и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной  операции; 

должности лиц, ответственных за осуществление  хозяйственной операции и правильность ее оформления; 

личную  подпись или другие данные, позволяющие  идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции. 

3. Информация, которая содержится в принятых  к учету первичных документах, систематизируется на счетах  бухгалтерского учета в регистрах  синтетического и аналитического  учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно. 

Данные  аналитических счетов должны быть тождественны соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца. 

4. Регистры  бухгалтерского учета должны  иметь название, период регистрации  хозяйственных операций, фамилии  и подписи или другие данные, позволяющие идентифицировать лиц,  которые принимали участие в их составлении. 

5. Хозяйственные  операции должны быть отражены  в учетных регистрах в том  отчетном периоде, в котором  они были осуществлены. 

6. В  случае составления и хранения  первичных документов и регистров  бухгалтерского учета на машинных  носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами. 

7. Предприятие принимает все необходимые меры для предотвращения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащее хранение в течение установленного срока. 

8. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы. 

9. Первичные  документы и регистры бухгалтерского  учета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов, принятому в пределах их полномочий, предусмотренных законами. Должностное лицо предприятия имеет право в присутствии представителей органов, осуществляющих изъятие, снять копии изымаемых документов. Обязательным является составление реестра изымаемых документов в порядке, установленном законодательством. 

Статья 10. Инвентаризация активов и обязательств 

1. Для  обеспечения достоверности данных  бухгалтерского учета и финансовой  отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. 

2. Объекты  и периодичность проведения инвентаризации  определяются владельцем (руководителем)  предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательству. 

5. Государственное  регулирование бухгалтерского  учета и финансовой  отчетности. 

Законодательная база по ведению бухгалтерского учета  в Украине была реформирована  в 1999 году. Законодательно установлено, что регулирование бухгалтерского учета в Украине осуществляется государством. Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Министерством финансов Украины. Оно разрабатывает и утверждает национальные положения (стандарты)  бухгалтерского учета и иные нормативно-правовые акты, касающиеся ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. 

Порядок ведения бухгалтерского учета и  составления финансовой отчетности в банках устанавливается Национальным банком Украины в соответствии с национальными  положениями (стандартами) бухгалтерского учета. 

Порядок ведения бухгалтерского учета и  составления финансовой отчетности про исполнение бюджетов и хозрасчетных операций бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины. 

Законом "Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине" определены принципы ведения и организации  бухгалтерского учета на предприятии - определены функции должностных лиц предприятия, их обязанности и ответственность за ведение учета и составление отчетности. Права самостоятельно определять учетную политику, способ и порядок ведения бухгалтерского учета. Это же Закон определяет требования к финансовой отчетности предприятия.

Правила ведения и стандарты учета  регламентируются национальными стандартами  ведения бухгалтерского учета и  отчетности. 

6. Обязанности главного  бухгалтера по  ведению бухгалтерского  учета и финансовой  отчетности. 

Обязанности Главного бухгалтера Закон Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности» определяет следующим образом: 

  • Обеспечивает  на предприятии исполнение единых методологических принципов учета;
 
  • Обеспечивает  составление и предоставление в  установленные сроки финансовой отчетности;
 
  • Организует  контроль над отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных  операций;
 
  • Принимает участие в оформлении документов, связанных с недостачами, кражами  и порчей активов предприятия;
 
  • Обеспечивает  проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах и других обособленных подразделениях.
 

7. Понятие хозяйственной  операции; двойной  записи в учете. 

Хозяйственная операция – факт финансово-хозяйственной  деятельности, оказавший влияние  на состояние капитала, имущества  и финансовые обязательства предприятия. В действующих нормативных документах понятия «хозяйственная операция» и «факт хозяйственной деятельности» рассматриваются как синонимы. Я.В.Соколов и М.Л.Пятов считают, что хозяйственная операция – чисто бухгалтерский термин, означающий результат квалификации фактов хозяйственной жизни. Согласно определению, приведенному в бухгалтерском словаре, «хозяйственные операции (от лат. Оperatio – действие) – это отдельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств». Факт хозяйственной деятельности (жизни) определяется как важнейшая категория бухгалтерского учета, вступающая элементом хозяйственного процесса. Он означает состояние, действие или событие, приводящее к констатации имеющихся в наличии средств и источников организации или к изменению в их составе. Следовательно, факт хозяйственной деятельности составляет предмет бухгалтерского дела. 

Двойная запись – это специфический бухгалтерский прием.

Двойная запись является способом отражения  на бухгалтерских счетах вызываемых хозяйственными операциями двойных  взаимосвязанных изменений в  составе капитала, источниках и обязательствах организации.

Хозяйственные средства, над которыми организация получила контроль в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем, называются активами.

Иначе говоря, активы – это контролируемые организацией экономические ресурсы (хозяйственные средства), стоимость которых в момент приобретения может быть объективно измерена.

Ресурсы (хозяйственные средства) будут экономическими, если они обеспечивают будущий экономический  эффект организации. Это возможно, если ресурсы (хозяйственные средства) являются:

денежными средствами или могут быть превращены в денежные средства;

товарами, которые предполагается продать  и получить за них денежные средства;

объектами учета, предполагаемыми для использования  в будущей деятельности организации, когда возникает приток денежных средств.

Требования  различных лиц в отношении  этих активов называются пассивами.

Пассивы подразделяются на два вида:

обязательства, то есть требования кредиторов к организации  на дату составления бухгалтерского баланса (иными словами, требования любых третьих лиц, кроме собственников организации) – сумма задолженностей организации банкам, поставщикам, подрядчикам, своим работникам и другим кредиторам;

капитал (вложения собственников и прибыль, накопленная за время деятельности организации). Капитал отражает требования собственников.

Понятие "требования" в отношении активов  организации имеет наибольшее значение в случае, если организация ликвидируется  в связи с банкротством, что  не соответствует одному из основных принципов бухгалтерского учета – допущению непрерывности деятельности организации.

Поскольку все активы организации могут  быть востребованы либо ее собственниками, либо кредиторами и поскольку  общая сумма этих претензий не может превышать сумму востребованных активов, следовательно, активы и пассивы равны (или активы = капитал + обязательства).

Таким образом, каждый рубль, вложенный в  активы организации, предоставляется  либо кредиторами, либо собственниками, и каждый предоставленный рубль  вкладывается в некоторый вид активов.

Это –  основное бухгалтерское уравнение, формально выражающее сущность двойной  записи.

Система двойной записи основывается на принципе двойственности, который означает, что все экономические явления  имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, пожертвование и приобретение, которые компенсируют друг друга.

Возникающие в процессе хозяйственной деятельности операции не могут нарушить баланс, так как при их регистрации  используется принцип двойной записи – одна и та же хозяйственная операция отражается на счетах как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме. В связи с этим всегда поддерживается баланс: сумма актива равна сумме пассива.

Таким образом, двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, при котором сведения о совершении каждой хозяйственной операции находят одновременное отражение на двух разных счетах в равных суммах.

Информация о работе Судебная бухгалтерия