Автор работы: r**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:25, курс лекций
Бухгалтерский учет - процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации, о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений.
Финансовая отчетность - бухгалтерская отчетность, которая содержит информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия, за отчетный период.
обеспечивает
проверку состояния бухгалтерского
учета в филиалах, представительствах,
отделениях и других обособленных подразделениях
предприятия.
8. Ответственность
за бухгалтерский учет хозяйственных
операций, связанных с ликвидацией предприятия,
включая оценку имущества и обязательств
предприятия и составление ликвидационного
баланса и финансовой отчетности, возлагается
на ликвидационную комиссию, которая создается
в соответствии с законодательством.
Статья
9. Первичные учетные документы
и регистры бухгалтерского учета
1. Основанием
для бухгалтерского учета
2. Первичные
и сводные учетные документы
могут быть составлены на
название
документа (формы);
дату
и место составления;
название
предприятия, от имени которого составлен
документ;
содержание
и объем хозяйственной
должности
лиц, ответственных за осуществление
хозяйственной операции и правильность
ее оформления;
личную
подпись или другие данные, позволяющие
идентифицировать лицо, которое принимало
участие в осуществлении хозяйственной
операции.
3. Информация,
которая содержится в принятых
к учету первичных документах,
систематизируется на счетах
бухгалтерского учета в
Данные
аналитических счетов должны быть тождественны
соответствующим счетам синтетического
учета на первое число каждого месяца.
4. Регистры
бухгалтерского учета должны
иметь название, период регистрации
хозяйственных операций, фамилии
и подписи или другие данные,
позволяющие идентифицировать
5. Хозяйственные
операции должны быть отражены
в учетных регистрах в том
отчетном периоде, в котором
они были осуществлены.
6. В
случае составления и хранения
первичных документов и
7. Предприятие
принимает все необходимые меры для предотвращения
несанкционированного и незаметного исправления
записей в первичных документах и регистрах
бухгалтерского учета и обеспечивает
их надлежащее хранение в течение установленного
срока.
8. Ответственность
за несвоевременное составление первичных
документов и регистров бухгалтерского
учета и недостоверность отраженных в
них данных несут лица, составившие и подписавшие
эти документы.
9. Первичные
документы и регистры
Статья
10. Инвентаризация активов и обязательств
1. Для
обеспечения достоверности
2. Объекты
и периодичность проведения
5.
Государственное
регулирование бухгалтерского
учета и финансовой
отчетности.
Законодательная
база по ведению бухгалтерского учета
в Украине была реформирована
в 1999 году. Законодательно установлено,
что регулирование бухгалтерского учета
в Украине осуществляется государством.
Регулирование вопросов методологии бухгалтерского
учета и финансовой отчетности осуществляется
Министерством финансов Украины. Оно разрабатывает
и утверждает национальные положения
(стандарты) бухгалтерского учета и
иные нормативно-правовые акты, касающиеся
ведения бухгалтерского учета и составления
финансовой отчетности.
Порядок
ведения бухгалтерского учета и
составления финансовой отчетности
в банках устанавливается Национальным
банком Украины в соответствии с национальными
положениями (стандартами) бухгалтерского
учета.
Порядок
ведения бухгалтерского учета и
составления финансовой отчетности
про исполнение бюджетов и хозрасчетных
операций бюджетных учреждений устанавливается
Государственным казначейством Украины.
Законом "Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине" определены принципы ведения и организации бухгалтерского учета на предприятии - определены функции должностных лиц предприятия, их обязанности и ответственность за ведение учета и составление отчетности. Права самостоятельно определять учетную политику, способ и порядок ведения бухгалтерского учета. Это же Закон определяет требования к финансовой отчетности предприятия.
Правила
ведения и стандарты учета
регламентируются национальными стандартами
ведения бухгалтерского учета и
отчетности.
6.
Обязанности главного
бухгалтера по
ведению бухгалтерского
учета и финансовой
отчетности.
Обязанности
Главного бухгалтера Закон Украины «О
бухгалтерском учёте и финансовой отчётности»
определяет следующим образом:
7.
Понятие хозяйственной
операции; двойной
записи в учете.
Хозяйственная
операция – факт финансово-хозяйственной
деятельности, оказавший влияние
на состояние капитала, имущества
и финансовые обязательства предприятия.
В действующих нормативных документах
понятия «хозяйственная операция» и «факт
хозяйственной деятельности» рассматриваются
как синонимы. Я.В.Соколов и М.Л.Пятов считают,
что хозяйственная операция – чисто бухгалтерский
термин, означающий результат квалификации
фактов хозяйственной жизни. Согласно
определению, приведенному в бухгалтерском
словаре, «хозяйственные операции (от
лат. Оperatio – действие) – это отдельные
хозяйственные действия, вызывающие изменения
в объеме, составе, размещении и использовании
средств, а также в составе и назначении
источников этих средств». Факт хозяйственной
деятельности (жизни) определяется как
важнейшая категория бухгалтерского учета,
вступающая элементом хозяйственного
процесса. Он означает состояние, действие
или событие, приводящее к констатации
имеющихся в наличии средств и источников
организации или к изменению в их составе.
Следовательно, факт хозяйственной деятельности
составляет предмет бухгалтерского дела.
Двойная запись – это специфический бухгалтерский прием.
Двойная запись является способом отражения на бухгалтерских счетах вызываемых хозяйственными операциями двойных взаимосвязанных изменений в составе капитала, источниках и обязательствах организации.
Хозяйственные средства, над которыми организация получила контроль в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем, называются активами.
Иначе говоря, активы – это контролируемые организацией экономические ресурсы (хозяйственные средства), стоимость которых в момент приобретения может быть объективно измерена.
Ресурсы (хозяйственные средства) будут экономическими, если они обеспечивают будущий экономический эффект организации. Это возможно, если ресурсы (хозяйственные средства) являются:
денежными средствами или могут быть превращены в денежные средства;
товарами, которые предполагается продать и получить за них денежные средства;
объектами
учета, предполагаемыми для
Требования различных лиц в отношении этих активов называются пассивами.
Пассивы подразделяются на два вида:
обязательства, то есть требования кредиторов к организации на дату составления бухгалтерского баланса (иными словами, требования любых третьих лиц, кроме собственников организации) – сумма задолженностей организации банкам, поставщикам, подрядчикам, своим работникам и другим кредиторам;
капитал (вложения собственников и прибыль, накопленная за время деятельности организации). Капитал отражает требования собственников.
Понятие "требования" в отношении активов организации имеет наибольшее значение в случае, если организация ликвидируется в связи с банкротством, что не соответствует одному из основных принципов бухгалтерского учета – допущению непрерывности деятельности организации.
Поскольку
все активы организации могут
быть востребованы либо ее собственниками,
либо кредиторами и поскольку
общая сумма этих претензий не
может превышать сумму
Таким образом, каждый рубль, вложенный в активы организации, предоставляется либо кредиторами, либо собственниками, и каждый предоставленный рубль вкладывается в некоторый вид активов.
Это – основное бухгалтерское уравнение, формально выражающее сущность двойной записи.
Система двойной записи основывается на принципе двойственности, который означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, пожертвование и приобретение, которые компенсируют друг друга.
Возникающие в процессе хозяйственной деятельности операции не могут нарушить баланс, так как при их регистрации используется принцип двойной записи – одна и та же хозяйственная операция отражается на счетах как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме. В связи с этим всегда поддерживается баланс: сумма актива равна сумме пассива.
Таким образом, двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, при котором сведения о совершении каждой хозяйственной операции находят одновременное отражение на двух разных счетах в равных суммах.