Автор работы: r**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:25, курс лекций
Бухгалтерский учет - процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации, о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений.
Финансовая отчетность - бухгалтерская отчетность, которая содержит информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия, за отчетный период.
Причем записи на счетах производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета – с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах.
Внимание: правило, не имеющее исключений, – для каждой хозяйственной операции сумма по дебету должна равняться сумме по кредиту.
В связи с этим метод двойной записи имеет контрольное значение. Так, регистрация хозяйственной операции, в которой сумма по дебету не равна сумме по кредиту, изначально неверна, так как нарушается равенство сторон.
Если такое равенство не достигнуто, то это является следствием следующих ошибок:
вместо кредита записан дебет или наоборот;
неправильно выведено сальдо счета;
при перенесении сальдо в баланс допущена ошибка;
неправильно подсчитана валюта баланса.
Поскольку
каждая хозяйственная операция вызывает
двойные взаимосвязанные
Так, например, оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в одной и той же сумме.
В случае если организацией не используются счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникающая в результате двойной записи на них хозяйственной операции.
Счета при этом называются корреспондирующими.
Внешние связи между счетами (их корреспонденция) и величина изменения (факт хозяйственной деятельности) составляют сущность бухгалтерской проводки.
Бухгалтерская проводка – это выраженное в письменной форме указание дебета и кредита счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, на которые следует на основании первичных учетных документов отнести стоимостную оценку показателя, характеризующего конкретный хозяйственный факт. Например, Д–т 60 К–т 51 – отражено перечисление денежных средств поставщику за приобретенные ценности.
Подчеркиваем
еще раз необходимость
Для составления бухгалтерской проводки необходимо выполнить следующие действия:
определить экономическое содержание объекта учета (исходя из требования приоритета содержания над формой);
признать объект учета (с условием большей готовности к принятию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов);
технически отразить объект учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета по дебету и по кредиту.
Корреспонденция счетов имеет определенное экономическое значение, поскольку позволяет раскрывать основное содержание операции.
Бухгалтерские проводки бывают следующих видов:
простые проводки, в которых указываются два корреспондирующих счета;
сложные проводки, в которых взаимодействуют более двух корреспондирующих счетов.
На практике чаще всего встречаются простые проводки.
При осуществлении
простых проводок в хозяйственной
операции участвуют только два учитываемых
объекта.
8.
Характеристика журнально-
Журнально-ордерная форма получила свое название по основному регистру, используемому при этой форме счетоводства, -- журналу-ордеру. Она широко применяется в организациях различных форм собственности. В основе ее использования лежит принцип накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, что позволяет отразить все подлежащие учету средства и хозяйственные операции по их использованию за отчетный месяц. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров. Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, а оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. Журнал хронологической регистрации не ведется.
Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, совместно в единой системе записей. Карточки аналитического учета могут быть заведены в виде исключения по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов. Сохраняются инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий.
В журнально-ордерной форме счетоводства применяются в основном два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Кроме того, в целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных могут применяться и специальные разработочные таблицы.
Журналы-ордера -- это бухгалтерские регистры, построенные по шахматному принципу на свободных листах специального разграфления. Записи в них производятся по мере поступления документов либо итогами за месяц в зависимости от характера и содержания операции.
По строению различают два вида журналов-ордеров. Журналы-ордера первого вида служат для отражения кредитовых операций по одному синтетическому счету; они являются накопительными ведомостями, где отражаются кредитовые обороты данного счета или по каждому первичному документу, или по итогам за день, или по итогам за более длительный период. Записи в журнале-ордере № 1 производятся итогами за день на основании отчетов кассира, подтвержденных приложенными к ним документами (приходными и расходными ордерами или заменяющими их документами). При незначительном количестве кассовых документов допускаются записи операций в регистры в целом по нескольким отчетам кассира. В этом случае в графе «Дата» указываются начальные и конечные числа, за которые производят записи, например: 1--3, 15--17 и т.д. Итоги за день в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путем подсчета сумм однородных операций, отраженных в кассовом отчете или приложенных к нему документах, согласно бухгалтерской разметке, предварительно проставляемой в отчете кассира или на документах. На протяжении месяца данные для контроля и оперативных целей берутся из остатков средств, показанных в отчетах кассира.
Второй
вид журналов-ордеров
В промышленных
организациях для учета затрат на
производство наряду с журналом применяются
ведомости. Они используются, когда
требующиеся аналитические
В основу
построения журналов-ордеров и
Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу, которая используется для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. В ней показываются вступительное сальдо, текущие обороты и исходящее сальдо по каждому синтетическому счету. Запись текущих оборотов в Главную книгу одновременно является и регистрацией учетных данных, отраженных в журналах-ордерах. Обороты по кредиту синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету--в корреспонденции с кредитуемыми счетами. Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.
Главная книга открывается на год. На каждый счет отводится один или два листа. Если открываются два листа, то второй лист используется как вкладной к основному. На основании Главной книги и части других регистров заполняются баланс и другие формы отчетности.
Преимущество
журнально-ордерной формы бухгалтерского
учета состоит прежде всего в
возможности ее применения при использовании
нового Плана счетов, поскольку в
ней совмещаются
Однако
эта форма имеет и некоторые
недостатки, один из которых -- неполная
приспособленность к машинной обработке.
Ведение учета по журнально-ордерной
форме требует более высокого
уровня подготовки счетных работников.
9.
Финансовая отчетность
по Закону Украины
от 16 июля 1999 года. Требования,
предъявляемые к
финансовой отчетности
по данному Закону.
Финансовая
отчетность — бухгалтерская отчетность,
содержащая информацию о финансовом
состоянии, результатах деятельности
и движении денежных средств предприятий
за отчетный период.
Статья 11. Общие требования к финансовой отчетности
1. На
основе данных бухгалтерского
учета предприятия обязаны
2. Финансовая
отчетность предприятия (кроме
бюджетных учреждений, представительств
иностранных субъектов
3. Для
субъектов малого
4. Формы
финансовой отчетности
5. Формы
финансовой отчетности банков
устанавливаются Национальным
6. Формы
финансовой отчетности
7. Юридические
лица, отвечающие критериям,
10.
Цель и качественные
характеристики финансовой
отчетности по
Положению (стандарту)
бухгалтерского учета
№ 1.