Судебная бухгалтерия

Автор работы: r**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:25, курс лекций

Описание

Бухгалтерский учет - процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации, о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений.

Финансовая отчетность - бухгалтерская отчетность, которая содержит информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия, за отчетный период.

Работа состоит из  1 файл

Самостоятельная работа.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Причем  записи на счетах производятся таким  образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета – с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах.

Внимание: правило, не имеющее исключений, –  для каждой хозяйственной операции сумма по дебету должна равняться сумме по кредиту.

В связи  с этим метод двойной записи имеет  контрольное значение. Так, регистрация  хозяйственной операции, в которой  сумма по дебету не равна сумме  по кредиту, изначально неверна, так  как нарушается равенство сторон.

Если  такое равенство не достигнуто, то это является следствием следующих  ошибок:

вместо  кредита записан дебет или  наоборот;

неправильно выведено сальдо счета;

при перенесении  сальдо в баланс допущена ошибка;

неправильно подсчитана валюта баланса.

Поскольку каждая хозяйственная операция вызывает двойные взаимосвязанные изменения  капитала, источников его образования  и обязательств, то между счетами, на которых записана соответствующая  операция, возникает взаимосвязь. Эта  взаимосвязь выражается в том, что дебет одного счета сочетается с кредитом другого счета, давая в двух взаимосвязанных изменениях отражение одной и той же операции.

Так, например, оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в одной и той же сумме.

В случае если организацией не используются счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между  дебетом одного и кредитом другого  счета, возникающая в результате двойной записи на них хозяйственной операции.

Счета при этом называются корреспондирующими.

Внешние связи между счетами (их корреспонденция) и величина изменения (факт хозяйственной  деятельности) составляют сущность бухгалтерской  проводки.

Бухгалтерская проводка – это выраженное в письменной форме указание дебета и кредита  счетов, затрагиваемых данной хозяйственной  операцией, на которые следует на основании первичных учетных  документов отнести стоимостную  оценку показателя, характеризующего конкретный хозяйственный факт. Например, Д–т 60 К–т 51 – отражено перечисление денежных средств поставщику за приобретенные ценности.

Подчеркиваем  еще раз необходимость составления  бухгалтерской проводки только на основании  первичных учетных документов.

Для составления  бухгалтерской проводки необходимо выполнить следующие действия:

определить  экономическое содержание объекта  учета (исходя из требования приоритета содержания над формой);

признать  объект учета (с условием большей  готовности к принятию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов);

технически  отразить объект учета на соответствующих  счетах бухгалтерского учета по дебету и по кредиту.

Корреспонденция счетов имеет определенное экономическое  значение, поскольку позволяет раскрывать основное содержание операции.

Бухгалтерские проводки бывают следующих видов:

простые проводки, в которых указываются  два корреспондирующих счета;

сложные проводки, в которых взаимодействуют  более двух корреспондирующих счетов.

На практике чаще всего встречаются простые  проводки.

При осуществлении  простых проводок в хозяйственной  операции участвуют только два учитываемых  объекта. 

8. Характеристика журнально-ордерной  формы ведения  бухгалтерского учета  и порядок отражения хозяйственных операций. 

Журнально-ордерная форма получила свое название по основному  регистру, используемому при этой форме счетоводства, -- журналу-ордеру. Она широко применяется в организациях различных форм собственности. В  основе ее использования лежит принцип накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, что позволяет отразить все подлежащие учету средства и хозяйственные операции по их использованию за отчетный месяц. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров. Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, а оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. Журнал хронологической регистрации не ведется.

Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, совместно в единой системе записей. Карточки аналитического учета могут быть заведены в виде исключения по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов. Сохраняются инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий.

В журнально-ордерной форме счетоводства применяются  в основном два вида бухгалтерских  регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Кроме того, в целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных могут применяться и специальные разработочные таблицы.

Журналы-ордера -- это бухгалтерские регистры, построенные  по шахматному принципу на свободных листах специального разграфления. Записи в них производятся по мере поступления документов либо итогами за месяц в зависимости от характера и содержания операции.

По строению различают два вида журналов-ордеров. Журналы-ордера первого вида служат для отражения кредитовых операций по одному синтетическому счету; они являются накопительными ведомостями, где отражаются кредитовые обороты данного счета или по каждому первичному документу, или по итогам за день, или по итогам за более длительный период. Записи в журнале-ордере № 1 производятся итогами за день на основании отчетов кассира, подтвержденных приложенными к ним документами (приходными и расходными ордерами или заменяющими их документами). При незначительном количестве кассовых документов допускаются записи операций в регистры в целом по нескольким отчетам кассира. В этом случае в графе «Дата» указываются начальные и конечные числа, за которые производят записи, например: 1--3, 15--17 и т.д. Итоги за день в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путем подсчета сумм однородных операций, отраженных в кассовом отчете или приложенных к нему документах, согласно бухгалтерской разметке, предварительно проставляемой в отчете кассира или на документах. На протяжении месяца данные для контроля и оперативных целей берутся из остатков средств, показанных в отчетах кассира.

Второй  вид журналов-ордеров предназначен для отражения операций по кредиту  нескольких синтетических счетов, одинаковых по своему экономическому содержанию. В этом случае для каждого из них в регистре отведен раздел или графа.

В промышленных организациях для учета затрат на производство наряду с журналом применяются  ведомости. Они используются, когда  требующиеся аналитические показатели сложно получить непосредственно в журналах-ордерах; в таких случаях группировка данных первичных документов предварительно осуществляется в ведомостях, итоги которых переносятся в журналы-ордера.

В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных  ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций: данные первичных документов регистрируются только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. В порядке исключения кассовые операции, операции по расчетному и валютному счетам в банке регистрируются как по кредиту, так и по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо, чтобы контролировать и не разобщать кассовые и банковские документы для записей в различных журналах-ордерах.

Итоговые  данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу, которая используется для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. В ней показываются вступительное сальдо, текущие обороты и исходящее сальдо по каждому синтетическому счету. Запись текущих оборотов в Главную книгу одновременно является и регистрацией учетных данных, отраженных в журналах-ордерах. Обороты по кредиту синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету--в корреспонденции с кредитуемыми счетами. Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Главная книга открывается на год. На каждый счет отводится один или два листа. Если открываются два листа, то второй лист используется как вкладной к  основному. На основании Главной  книги и части других регистров заполняются баланс и другие формы отчетности.

Преимущество  журнально-ордерной формы бухгалтерского учета состоит прежде всего в  возможности ее применения при использовании  нового Плана счетов, поскольку в  ней совмещаются хронологические  и систематические записи, а по многим ордерам проводится однократная запись по счетам синтетического и аналитического учета. Применение журналов-ордеров позволяет не составлять мемориальные ордера и не вести регистрационный журнал, создает более равномерную нагрузку учетного персонала, ускоряет ее составление необходимой отчетности без каких-либо дополнительных выборок, обеспечивает ежедневный контроль за правильностью учетных записей, сокращает и удешевляет учетный труд, создает предпосылки для применения вычислительной техники и улучшения организации бухгалтерского учета.

Однако  эта форма имеет и некоторые  недостатки, один из которых -- неполная приспособленность к машинной обработке. Ведение учета по журнально-ордерной форме требует более высокого уровня подготовки счетных работников. 

9. Финансовая отчетность  по Закону Украины  от 16 июля 1999 года. Требования, предъявляемые к  финансовой отчетности  по данному Закону. 

Финансовая  отчетность — бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятий за отчетный период. 

Статья 11. Общие требования к финансовой отчетности

1. На  основе данных бухгалтерского  учета предприятия обязаны составлять  финансовую отчетность. Финансовую  отчетность подписывают руководитель и бухгалтер предприятия.

2. Финансовая  отчетность предприятия (кроме  бюджетных учреждений, представительств  иностранных субъектов хозяйственной  деятельности и субъектов малого  предпринимательства, признанных  такими в соответствии с действующим законодательством) включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчете о собственном капитале и примечаниях к отчетам.

3. Для  субъектов малого предпринимательства  и представительств иностранных  субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

4. Формы  финансовой отчетности предприятий  (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.

5. Формы  финансовой отчетности банков  устанавливаются Национальным банком  Украины.

6. Формы  финансовой отчетности бюджетных  учреждений устанавливаются Министерством финансов Украины.

7. Юридические  лица, отвечающие критериям, определенным  пунктом 154.6 статьи 154 Налогового  кодекса Украины, обязаны составлять  и подавать в соответствующие  органы финансовую отчетность, предусмотренную  для субъектов малого предпринимательства, один раз в год. 

10. Цель и качественные  характеристики финансовой  отчетности по  Положению (стандарту)  бухгалтерского учета  № 1. 

Информация о работе Судебная бухгалтерия