Сущность и содержание учета затрат и калькулирование себестоимости в химической промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:57, контрольная работа

Описание

Затраты – это средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии и отражаемых в балансе как активы предприятия, способные в будущем принести доход.
По мнению Кондракова Н.П. в этом определении следует выделить 3 момента:
затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов;

Работа состоит из  1 файл

Сущность и содержание учёта затрат и калькулирования себестоимости в химической промы%D-2.docx

— 45.63 Кб (Скачать документ)

- распределение по продуктам  затрат комплексного производства, в котором из одного вида  сырья в едином технологическом  процессе получается несколько  продуктов;

- распределение по продуктам  затрат, относящихся к обеспечению  процесса производства в целом  при отсутствии прямой связи  затрат с конкретным продуктом.

Затраты комплексных производств  химической и нефтехимической промышленности распределяются по продуктам следующими методами:

- методом прямой локализации  затрат: стоимости сырья - по рассчитываемым  коэффициентам прямого отнесения  компонентов исходного сырья  на отдельные виды выпускаемой  продукции;

- по условному соотношению  между сырьем и продуктом, выраженному  в натуральной форме, например  произведенному весовому соотношению  (определяемому по условным коэффициентам);

- других расходов - по переделам и отдельным стадиям (фазам) технологического процесса (по промежуточным продуктам), а в рамках отдельных стадий - пропорционально стоимости сырья или другими способами;

- путем исключения затрат. При этом один из получаемых продуктов принимается за основной, а остальные считаются побочными, стоимость которых вычитается из общих затрат по технологическому процессу по принятым для них условным измерителям. Разница между общей суммой затрат и стоимостью попутных продуктов представляет собой в этом случае затраты на производство основного продукта. Этот метод применяется при преобладающей части основного продукта и небольшой доле попутной продукции, оцениваемой либо по аналогии с ее затратами при обособленном производстве, либо по цене реализации за вычетом средней прибыли;

- распределением затрат  по одновременно получаемым продуктам,  приводимым к единому измерению  с помощью переводных коэффициентов,  в качестве которых используется  стоимость полезных веществ, находящихся  в сырье, и другие показатели. При этом необходимо разграничивать  расходы по переделам, подразделяя  их на общие затраты по переделу, распределяемые по продуктам  указанным выше способом, и на  затраты, которые могут быть  локализованы по прямому признаку;

- по принципу "потребительской  корзины", в соответствии с  которым сумма всех затрат  передела распределяется по продуктам,  выходящим из передела (потребительской  корзины) согласно коэффициентам  распределения, соответствующим химии процесса, и с учетом норм выхода продуктов;

- комбинированным методом,  при котором сочетаются несколько  указанных выше способов. Этот  метод применяется в многоступенчатых  производственных процессах со  сложными технологическими связями.

 

2. Нормативное регулирование учёта затрат и калькулирования себестоимости в химической промышленности

Источником нормативной информации по учёту затрат и калькулированию себестоимости является Налоговый кодекс РФ. Налоги и сборы включаются в себестоимость продукции, порядок расчёта которых определён Налоговым Кодексом.

В федеральном законе «О бухгалтерском учёте» даются понятие  бухгалтерского учёта, его объекты  и основные задачи, основные требования к ведению бухгалтерского учёта, такие как: в бухгалтерском учёте  организаций текущие затраты  на производство продукции и капитальные  вложения учитываются раздельно. А  также приводятся состав бухгалтерской  отчётности и бухгалтерская документация и регистрация.

Также источником нормативной  информации является ПБУ 6/01 «Учёт основных средств». Положение устанавливает  правила формирования в бухгалтерском  учёте информации об основных средствах  организации. В части второй оговаривается, что признаётся первоначальной стоимостью основных средств и фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств. В  третьей части определено, что  стоимость объектов основных средств  погашается путём начисления амортизации. В частях 4 и 5 оговаривается, что  затраты на восстановление объекта  основных средств, а также расходы  от списания с бухгалтерского учёта  объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учёте в отчётном периоде, к которому они относятся.

Положение по бухгалтерскому учёту 5/01 «Учёт материально-производственных запасов» устанавливает правила  формирования в бухгалтерском учёте  информации о материально-производственных запасах организации. Во второй части  определено, что является фактической  себестоимостью материально-производственных запасов и что относится к  фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов. В третьей части данного положения  устанавливаются способы оценки материально-производственных запасов  при их отпуске в производство и ином выбытии.

ПБУ 9/99 «Доходы организации» устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации о доходах коммерческих организаций. Доходами организации признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения  обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением  вкладов участников (собственников  имущества). Во второй и третьей частях определено, что является доходами от обычных видов деятельности и  прочими поступлениями. В четвёртой  же главе определены условия, при  наличии которых признаются выручка  и прочие поступления в бухгалтерском  учёте.

Аналогично ПБУ 10/99 «Расходы организации» устанавливает правила  формирования в бухгалтерском учёте  информации о расходах коммерческих организаций, а также даёт определение расходов организации. Во второй и третьей частях определено, что является расходами от обычных видов деятельности и прочими расходами. В четвёртой же главе определены условия, при наличии которых признаются расходы в бухгалтерском учёте.

Следующим источником нормативной  информации являются Методические положения  по планированию, учёту затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях химического комплекса. Целью таких положений является создание методической базы для формирования современного механизма управления затратами организаций (налогоплательщиков) и обеспечение условий для повышения эффективности производства, увеличения прибыли организаций (налогоплательщиков) и доходов бюджета. Во второй главе определяется состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Источником нормативной  информации является и Постановление  Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. №88 «Об  утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций, по учёту  результатов инвентаризации». Ведение  первичного учета по унифицированным  формам первичной учетной документации, включенным в данный альбом, распространяется на юридические лица всех организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в отраслях экономики (за исключением кредитных  организаций). В настоящий альбом включены унифицированные формы  первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету  результатов инвентаризации денежных средств, ценных бумаг и бланков  документов строгой отчетности. В частности в Альбоме представлены унифицированные формы инвентаризационных описей, которые составляются по результатам инвентаризации незавершённого производства с указанием его стоимости.

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В разделе 3 «Затраты на производство» сгруппированы коды счетов с наименованиями для учёта затрат на предприятиях. А в разделе 8 «Финансовые результаты» сгруппированы коды счетов с наименованиями для обобщения информации о доходах и расходах организации, в том числе счёт 97 «Расходы будущих периодов», а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период. В инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, а также корреспондирующие с данными счета.

 

  1. Документальное оформление учёта затрат

Порядок документального  оформления отпуска материалов зависит  от организации производства, направления  расхода и периодичности отпуска. Расход материалов, отпускаемых в  производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). Отпуск материалов сторонним организациям оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения. При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную. Списание материалов оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией, с участием материально ответственного лица. По истечении одного месяца цехи составляют отчёты о расходе сырья и материалов, на основании которых бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счёту в отдельности ведомости распределения материалов. Стоимость израсходованных в производстве сырья и материалов отражается за вычетом стоимости возвратных отходов.

Выдачу работникам специальной одежды оформляют накладными и записями в личных карточках  работников. В личных карточках записывают наименование выданной специальной одежды, её стоимость, срок носки, процент годности на момент выдачи, дату выдачи и возврата. Накладную выписывают в двух экземплярах. Она должна быть подписана представителями структурных единиц и сдана в бухгалтерию.

Для контроля за использованием и движением полуфабрикатов на предприятии составляют оперативный баланс движения полуфабрикатов, в котором по каждому их виду отражают остаток в цехе на начало месяца, поступление за месяц, расход за месяц и остаток на конец месяца.

Стоимость топлива  и энергетических расходов между отдельными видами продукции распределяют в ведомости распределения услуг вспомогательных производств и хозяйств. Затраты вспомогательных производств отражаются также в путевых листах, нарядах на сдельную работу, ведомости дефектов на ремонт машин и др. Путевой лист выписывается диспетчером или заведующим гаражом. При этом указывается задание, выполнение которого предполагается в течение 1 рабочего дня меньшего или большего периода. По мере выполнения работ в путевом листе отражают объём выполненных работ, время под погрузкой, разгрузкой, время в пробеге, время простоев и др.

Наряд на сдельную работу выписывает руководитель структурного подразделения, указывая при этом вид  продукции, работ или услуг, плановый объём, требования к качеству, сдельные расценки, сроки выполнения работ  и пр. По окончании месяца наряд  должен быть закрыт, подписывает его  руководитель структурного подразделения, руководитель организации, далее наряд  поступает в бухгалтерию для  начисления заработной платы.

Ведомость дефектов составляется в двух экземплярах, один экземпляр передают на склад для  подбора и выдачи запасных частей, другой экземпляр оставляют в  мастерской как сметный документ на проведение ремонта. После завершения ремонта ведомость дефектов сдают  в бухгалтерию, где определяют фактическую  стоимость ремонта. На основании  ведомости дефектов делают записи в  журнал учёта затрат в ремонтной  мастерской.

Общепроизводственные  расходы ежемесячно собирают в ведомости № 12 по данным первичных документов в разрезе установленной номенклатуры статей. Аналогично общехозяйственные расходы собирают в ведомости № 15 на основании первичных документов. Общепроизводственные расходы распределяют по объектам учёта затрат основного производства в ведомости распределения общепроизводственных расходов. Общехозяйственные расходы распределяются по объектам аналитического учёта в ведомости распределения общехозяйственных расходов.

Основанием для  расчётов с поставщиками являются счёт-фактура  с приложенными актами на выполненные  работы, товарно-транспортными накладными и другими документами, подтверждающими  выполненный объём работ и  услуг.

Страховые взносы с сумм оплаты труда каждого работника  отражаются в бухгалтерской справке. Расходы на оплату труда включаются в состав расходов основного производства на основании табеля учёта использования рабочего времени, путевых листов, а также нарядов на сдельную работу. Хозяйственные и командировочные расходы подотчётных лиц включаются в состав расходов основного производства на основании авансового отчёта. Табель учёта использования рабочего времени состоит из двух разделов: учёт использования рабочего времени, в котором по каждому работнику указывается за каждый день отчётного месяца явки и неявки; расчёт с персоналом по оплате труда, в котором по каждому работнику отражается начисленная повременная заработная плата, дополнительные выплаты. После окончания отчётного периода табель закрывают, подводят итоги, подписывают лицо, которое составляет табель, и руководитель структурного подразделения.

Расходы будущих  периодов, приходящиеся на затраты  текущего отчётного периода, оформляют  в ведомости распределения расходов будущих периодов и бухгалтерской  справке.

Информация о работе Сущность и содержание учета затрат и калькулирование себестоимости в химической промышленности