Сущность, содержание, основные задачи и функции бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:16, шпаргалка

Описание

Для выполнения основных задач бухгалтерский учет выполняет следующие функции: информационную, контрольную и аналитическую.
Информационная функция. Учетно-аналитическая информация, характеризующая фактическое состояние финансово - хозяйственной деятельности организации, формируется в бухгалтерском учете.

Работа состоит из  1 файл

chast1.docx

— 77.95 Кб (Скачать документ)

В бухгалтерском учете предпринимались  и предпринимаются попытки интерпретировать баланс. Интерпретации вытекают из различного понимания природы бухгалтерского баланса. В основе интерпретаций  лежат два различных подхода  к пониманию сущности бухгалтерского баланса: юридический и экономический. Юридический подход знаменует собой  отражение в балансе имущества  по его принадлежности или через  смену прав и обязательств. В свою очередь экономический баланс отражает кругооборот капитала или его  состояние средств и их источников.

Кроме этого, интерпретация баланса  также характеризуется двойственным подходом к пониманию отражаемых в нем объектов учета, в соответствии с которыми речь идет либо о состоянии  средств и источников организации, либо о движении капитала на различных  его стадиях. Это порождает две  трактовки баланса: статическую  и динамическую. В практике бухгалтерского учета в нашей стране почти  всегда осуществлялось смешение подходов и трактовок бухгалтерского баланса. Если исходить из правовых аспектов и  информационных характеристик показателей, отражаемых в действующей форме  бухгалтерского баланса, то преобладающей  можно считать юридическую трактовку  динамического баланса.

1.3 Актив и пассив  бухгалтерского баланса, и их  классификация

В активе баланса сгруппированы  хозяйственные средства по функциональной роли в процессе производства. Активы можно разделить на две большие  группы: внеоборотные и оборотные.

В состав внеоборотных активов включаются:

Основные средства - это стоимость  движимого и недвижимого имущества, используемого в качестве средств труда при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организации в течение периода, превышающего 12 месяцев. К основным средствам относятся, как действующие, так и находящиеся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, вычислительная техника, вычислительные, измерительные и регулирующие приборы, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и другие основные средства; а также находящиеся в собственности предприятия земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), капитальные вложения инвентарного характера в многолетние насаждения, коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам;

Нематериальные активы - это долгосрочные затраты организации по приобретению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в стоимости  патентов, лицензий, торговых знаков, знаков обслуживания, иных аналогичных прав. Например: права, возникающие из авторских  и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты  смежных прав, на программы для  ЭВМ, базы данных и др., из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки  обслуживания или лицензионных договоров  на их использование. Здесь также  учитываются организационные расходы, возникающие в момент образования  данного хозяйствующего субъекта, и  стоимость деловой репутации  приобретенной им организации. Характерной  особенностью нематериальных активов  является отсутствие их материально-вещественной структуры;

Вложения во внеоборотные активы, к которым относят долгосрочные инвестиции организации в приобретение земельных участков и объектов природопользования, в строительство и приобретение основных средств, а также в создание и приобретение нематериальных активов. Функционирующими объектами они могут считаться только с момента ввода их в эксплуатацию. По своей сути это затраты незавершенного строительства или стоимость неустановленного оборудования. Поэтому эти затраты требуют обособления в бухгалтерском учете и представляют собой расходы, которые еще не превратились во внеоборотные активы, но уже изъяты из оборотных средств. Сюда можно также отнести помимо незавершенного строительства (включая затраты на строительно-монтажные работы, осуществляемые как хозяйственным, так и подрядным способом), затраты по формированию основного стада;

Доходные вложения в материальные ценности - расходы организации в  виде вложений в здания, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией во временное пользование с целью  получения дохода.

Долгосрочные финансовые вложения - это инвестиции в акции акционерных  обществ, в государственные и  частные долговые ценные бумаги, уставные капиталы других организаций и т.п. Долгосрочные финансовые вложения осуществляются в целях достижения финансового  контроля над организацией, в которую  вкладываются инвестиции, или обеспечения  стабильных доходов в течение  длительного времени.

К оборотным активам относятся:

Товарно-производственные запасы, в  состав которых входят материалы, топливо, полуфабрикаты, готовая продукция  и товары. Под материалами понимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для  продажи (выполнения работ, оказания услуг). В свою очередь готовая продукция  представляет собой активы, полученные как конечный результат производственного  цикла, технические и качественные характеристики которых соответствуют  условиям договора или требованиям  иных документов, в случаях, установленных  законодательством, и предназначенные  для продажи. И, наконец, товары являются активами, приобретенными или полученными  от других юридических или физических лиц и предназначенными для продажи. Кроме того, в состав товарно-производственных запасов включаются затраты организации  на создание заделов незавершенного производства, необходимых по технологическому процессу для продолжения производства в будущих отчетных периодах.

Дебиторская задолженность (средства в расчетах) - это обязательства  физических и юридических лиц  перед организацией, т.е. средства, причитающиеся  к получению от должников организации. В состав дебиторской задолженности  входит задолженность перед организацией покупателей и заказчиков, дочерних и зависимых обществ, участников предприятия (учредителей) по взносам  в уставной капитал, выданные авансы и т.п.

Краткосрочные финансовые вложения - это вложения организации в акции  и облигации, займы, в том числе  под векселя, денежные средства на срочных  депозитных счетах банков и другие финансовые вложения, инвестированные  для извлечения доходов в виде процентов, дивидендов или разнице  в стоимости ценных бумаг при  их перепродаже. В составе краткосрочных  финансовых вложений выделяют стоимость  собственных акций, которые представляют собой акции, выкупленные акционерным  обществом у акционеров для их последующей перепродажи или  аннулирования. Выделение этой категории  в самостоятельный объект учетного наблюдения связано с вопросами  управления организацией в случаях  возникновения разногласий между  собственниками или необходимостью уменьшения уставного капитала.

Денежные средства - сумма денег  в кассе, на расчетных, валютных и  иных счетах в банках, готовая к  дальнейшему обороту.

Таким образом, рассмотренные активы представляют собой ресурсы организации  в различных их проявлениях, обеспечивающие ведение финансово-хозяйственной  деятельности и предназначенные  для получения будущих экономических  выгод. Но так как все имущество  организации формируется за счет собственного капитала и обязательств организации, поэтому классификация  активов организации неразрывно связна с классификацией ее пассивов.

В пассиве сгруппированы источники  образования хозяйственных средств  по их составу, целевому назначению и  размещению. Пассивы организации  складываются из ее собственного капитала и обязательств перед различными кредиторами:

Собственный капитал имеет сложное  строение, его структура зависит  от организационно-правовой формы организации. В соответствии с действующим  нормативным регулированием бухгалтерского учета в составе капитала организации  могут учитываться: уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль, резервный капитал, целевое  финансирование.

Обязательства (заемные источники) складываются из денежных средств, которые  предприятие должно за поставленные ему основные средства, нематериальные активы, материалы, товары, за произведенные  для него работы и услуги, а также  за пользование предоставленными ему  заемными средствами.

Виды балансов.

В современной мировой практике различают различные виды балансов:

бухгалтерский баланс,

баланс денежных доходов и расходов населения,

баланс доходов и расходов предприятия,

межотраслевой баланс,

платежный баланс,

баланс трудовых ресурсов и т.д.

У каждого из вышеперечисленных  видов балансов есть свое особое назначение. Большинство из них используются в статистических исследованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. План счетов бухгалтерского  учета. Рабочий план счетов  и его назначение.

План счетов — система бухгалтерских счетов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта. В План счетов включаются как синтетические (счета первого порядка), так и связанные с ними аналитические счета (субсчета или счета второго порядка). Построение плана счетов обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.

Виды планов счетов

Особенности объектов учёта в некоторых  организациях обусловливают применение различных бухгалтерских счетов и, соответственно, различных планов счетов. Различают следующие планы  счетов:

  • план счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (общий);
  • план счетов бухгалтерского учёта в кредитных организациях;
  • план счетов бюджетного учёта.

Страховые организации применяют  общий план счетов с дополнительно  введенными счетами бухгалтерского учёта.

План счетов бухгалтерского учёта в кредитных организациях — специализированный план счетов, разрабатываемый ЦБР* для обязательного использования в кредитных организациях на территории Российской Федерации.

*Центральный Банк Российской  Федерации

План счетов бюджетного учёта — разновидность плана счетов, предназначенная для отражения операций при ведении бюджетного учёта в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов.

Разработка рабочего плана счетов организуется  в соответствии с требованиями законодательств, а именно ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ), а так же п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденные Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н. Согласно Закону № 129-ФЗ,  при утверждении учетной политики каждая организация  должна  утвердить рабочий план счетов.

 

Формировать рабочий план счетов должны не только коммерческие организации, но и бюджетные, автономные и казенные организации исходя  из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им полномочий. Данная норма вытекает исходя из Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).

 

Рабочий план счетов бухгалтерского учета должен содержать синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения  бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В основу рабочего плана счетов ложится классификация объектов бухгалтерского учета, которая определяет возможность дальнейшей детализации информации бухгалтерского учета. Рабочий план счетов позволяет быстро получить ту или иную информацию определенному кругу лиц для принятия соответствующих решений.

 

Формирование рабочего плана счетов организуется в соответствии со следующими факторами:

 

 

Отраслевая принадлежность организации;

 

Организационно – правовая форма  организации;

 

Вид деятельности организации;

 

Масштаб организации;

 

Структура организации;

 

Формирование бухгалтерской отчетности в сфере детализации информации об объектах;

 

Необходимость ведения раздельного  учета.

 

 

Основой для разработки рабочего плана  счетов будет являться План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. В плане  счетов приведены счета первого  порядка – синтетические счета, а так же счета второго порядка  – субсчета, которые имеют номер  и наименование. План счетов содержит схему регистрации и группировки  фактов хозяйственной деятельности, а так же Инструкцию по его применению, которая устанавливает единые подходы  к применению Плана счетов организациями. Инструкция раскрывает информацию о  синтетических счетах и открываемых  к ним субсчетов по назначению и структуре, по экономическому содержанию и  т.д. Стоит отметить, что сам по себе не устанавливает каких – либо самостоятельных требований по учету отдельных видов активов, обязательств или операций.  Таким образом, разрабатывая рабочий план счетов, в него необходимо включить перечень тех синтетических счетов и субсчетов, которые необходимы ей для ведения бухгалтерского учета.

Информация о работе Сущность, содержание, основные задачи и функции бухгалтерского учета