Сущность, содержание, основные задачи и функции бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:16, шпаргалка

Описание

Для выполнения основных задач бухгалтерский учет выполняет следующие функции: информационную, контрольную и аналитическую.
Информационная функция. Учетно-аналитическая информация, характеризующая фактическое состояние финансово - хозяйственной деятельности организации, формируется в бухгалтерском учете.

Работа состоит из  1 файл

chast1.docx

— 77.95 Кб (Скачать документ)

 

При составлении рабочего плана  счетов следует помнить, что нельзя изменять синтетические счета, предусмотренные  Планом счетов. Если есть необходимость, можно воспользоваться свободными номерами счетов для учета дополнительных операций, но при этом необходимо согласовать  с Минфином России. А вот субсчета, предусмотренные   Планом счетов, используются каждой организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Иными словами, можно уточнять содержание субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета (Письмо Минфина России от 18.01.2006 № 07-05-06/07).

 

Рабочий план счетов строится по тому же принципу, что и План счетов, то есть в развитие синтетического счета  открываются субсчета, а затем  аналитические счета.  Иными словами, в рабочем плане счетов  организации может быть использовано столько счетов, сколько ей необходимо.

 

Так, допустим, если предприятие общественного  питания не планирует использовать или создавать нематериальные активы, то и  счета 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов» нет необходимости. Даже в том случае, если предприятие общественного питания, помимо основного вида деятельности, решит заняться деятельностью, связанной с производство и реализацией продукции,  то она может не использовать счет 20 «Основное производство», а все расходы отражать на счете 44 «Расходы на продажу».

 

При формировании рабочего плана счетов следует помнить, что  организация должна включить все счета, которые она планирует использовать. Так, например, счет 50 «Касса» используют все организации и поэтому его включение в рабочий план счетов обязательно. Иными словами, рабочий план счетов формируется не только на основании тех счетов, которые организация планирует использовать в силу своей специфики, но и которые вообще планирует использовать в своей деятельности.

 

Как известно, малые предприятия  могут вести бухгалтерский учет по упрощенной системе,  при этом сокращая количество синтетических счетов за счет  их объединения. Конкретные рекомендации по данным операциям даны в Информационном письме от 11.06.2009 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Синтетический и аналитический учет на счетах. Понятие о субсчетах. Взаимосвязь счетов и баланса.

Синтетические счета – это счета учета имущества, обязательств и хозяйственных процессов в обобщенном виде, т. е. только в деньгах. Синтетические счета – это бухгалтерские счета первого порядка.

Отражение событий хозяйственной  жизни организации с использованием синтетических счетов называется синтетическим  учетом. Синтетический учет является частью бухгалтерского учета.  В частности, синтетическим счетом является счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». На этом счете учитываются взаимоотношения между организацией и ее сотрудниками в целом, без детализации до отдельных работников.

Аналитические счета – это счета детального учета с точностью до конкретного объекта учета, например, до конкретной ценности или конкретного работника организации. Аналитические счета вводятся (открываются) в развитие синтетических счетов.

Отражение событий хозяйственной  жизни организации на аналитических  счетах называется аналитическим учетом. Аналитический учет лишь отчасти  является бухгалтерским учетом.

Например, в развитие синтетического счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» можно открыть аналитические  счета для учета оплаты труда  конкретных работников. Эти аналитические  счета можно назвать так: «Расчеты с Ивановым И.И. по оплате труда», «Расчеты с Петровым П.П. по оплате труда» и  т. д.

Денежная сумма, числящаяся на синтетическом  счете, должна быть равна общей денежной сумме, числящейся на всех аналитических  счетах, открытых в развитие этого  синтетического счета. Отсутствие такого равенства означает, что в синтетическом  или аналитическом учете допущена ошибка.

Синтетические счета, к которым  не требуется открывать аналитические  счета, называются простыми счетами. К простым счетам относится счет 50 «Касса». А синтетические счета, к которым нужно открывать аналитические счета, называются сложными счетами. К сложным счетам относятся все счета по учету материальных ценностей: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др.

Синтетический учет – это профессиональная обязанность бухгалтеров. А аналитическим учетом могут заниматься и другие работники организации. Материально ответственные лица ведут картотеки материальных ценностей, за сохранность которых они отвечают. На каждую отдельную материальную ценность или группу однородных материальных ценностей они заводят отдельную карточку, в которой описывается материальная ценность и указывается ее учетная стоимость.

С точки зрения бухгалтера подобные действия материально ответственных  лиц являются аналитическим учетом. Карточки учета материальных ценностей, которые ведут материально ответственные лица, для бухгалтера являются регистрами аналитических счетов. При проведении инвентаризаций денежные суммы, числящиеся у материально ответственных лиц на этих карточках, сверяются с денежными суммами, которые числятся в бухгалтерии на соответствующих синтетических счетах.

Аналитический учет может давать так  много информации, что ее представление  в обозримом виде становится проблемой. Один из способов ее решения – формирование нескольких отчетов, где итоги аналитического учета будут представлены в разных разрезах.

Разные разрезы – это разные способы сортировки информации, разная последовательность получения промежуточных  итогов. Например, итоги аналитического учета материальных ценностей можно  получать в разрезе видов материальных ценностей и в разрезе мест их хранения. Отчет о наличии материальных ценностей в разрезе их видов  будет показывать перечень видов  материальных ценностей с указанием  их количества и стоимости. Отчет  о наличии материальных ценностей  в разрезе мест хранения будет  показывать перечень мест их хранения с указанием стоимости материальных ценностей, хранящихся в каждом месте. Естественно, оба отчета должны показывать одинаковую итоговую денежную сумму.

Часто объекты аналитического учета  отражаются на нескольких бухгалтерских  счетах. Например, основные средства как  объекты аналитического учета отражаются на двух бухгалтерских счетах: 01 «Основные  средства» и 02 «Амортизация основных средств». Материально ответственные лица, отвечающие за основные средства, ведут аналитический учет с помощью карточек учета основных средств. В них регистрируются как начальная стоимость основных средств, которая в бухгалтерии отражается на счете 01, так и накопившийся износ, который в бухгалтерии отражается на счете 02, а также остаточная стоимость основного средства – разница между его начальной стоимостью и суммой накопившейся амортизации.

Другая большая категория объектов аналитического учета – это работники  организации. В бухгалтерском учете  взаимоотношения с работниками  организации учитываются на нескольких счетах: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 68 «Расчеты по налогам  и сборам» (точнее, субсчет расчетов по налогу на доходы), 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению».

В аналитическом учете взаимоотношения  с каждым работником по трем указанным  счетам удобнее учитывать вместе, с использованием одного регистра аналитического учета – лицевого счета работника. Тем более что суммы, которые  в бухгалтерском учете распределяются по трем разным счетам (70, 68 и 69), для  каждого работника рассчитываются от одной денежной суммы – от размера начисленной оплаты труда. Задача аналитического учета материальных ценностей отличается от задачи ведения бухгалтерского учета. Отдельная проблема аналитического учета – это учет взаимоотношений работодателя с работниками по оплате труда.

Как уже упоминалось, бухгалтерские  счета могут делиться на субсчета, которые занимают промежуточное положение между синтетическими и аналитическими счетами.

Если субсчет отражает имущество, обязательства и хозяйственные  процессы в достаточно обобщенном виде, без детализации до конкретного  объекта учета, то такой субсчет  по своему экономическому смыслу ближе  к синтетическому счету. Если же субсчет  достаточно конкретизирован и соответствует  отдельному объекту учета, то по своему экономическому смыслу он является аналитическим счетом.

9. Документация и инвентаризация  как элементы метода бухгалтерского  учета.

Кратко рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета.

Так, на этапе первичного наблюдения на первый план выступает документирование - первичная регистрация хозяйственных операций в момент и в местах их совершения с помощью документов при соблюдении определенных требований, в результате чего документ приобретает юридическую силу. Даже если операция зафиксирована на машинном носителе, то в последующем она должна быть оформлена в соответствии с унифицированной системой документации.

Таким образом, документирование(документация) - это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только правильно оформленный документ, в котором заполнены все реквизиты. Основными реквизитами документа являются: название документа, его номер, показатели, характеризующие документ, наименование организации, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию их расшифровка. Первоочередное требование к документам - своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного, текущего и последующего контроля за хозяйственной деятельностью организации и активного воздействия на результаты ее работы.

При помощи инвентаризации обеспечивается и контролируется сохранность материальных ценностей, денежных средств и других активов, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. С помощью инвентаризации организуется более четкий контроль за наличием и движением активов и обязательств организации, работой материально-ответственных лиц.

Как было указано выше, основным измерителем  в учете является денежный измеритель. Для перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный применяется способ, называемый оценкой. При этом необходимо соблюдение принципа реальности и единства. В бухгалтерском учете принят основной принцип оценки его объектов - по фактической себестоимости.

Таким образом, оценка представляет собой способ выражения в денежном измерителе активов организации и источников их формирования.


Информация о работе Сущность, содержание, основные задачи и функции бухгалтерского учета