Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:31, реферат
ФЗ «Об АД» № 119-ФЗ, принятый 07.08.01 призван рег-ать АД в РФ. В нем содержатся понятие и осн-е принципы аудита, порядок осущ-ия ауд-ой деят-ти, объекты и субъекты ауд-ой проверки, порядок гос. рег-ия, аттестации, лицен-ия и стандартизации ауд-ой деят-ти, права, обязанности и ответ-ость ауд-ов и их клиентов. До принятия закона ауд-ая Дея-сть рег-тся Врем-ми прав-ми. Закон об ауд-ой деят-ти в России отн-ся к осн-ым закон-ым актам. Этот закон опр-ет место аудита в фин-во-хоз-ной Дея-ти в кач-ве ее необ-го равноправного элемента.
Сущность, становление и развитие аудиторской деятельности в РФ
1. ФЗ «Об АД»,
его сод-ие, роль и значение
в становлении и развитии ауд-
ФЗ «Об АД» № 119-ФЗ, принятый 07.08.01 призван рег-ать АД в РФ. В нем содержатся понятие и осн-е принципы аудита, порядок осущ-ия ауд-ой деят-ти, объекты и субъекты ауд-ой проверки, порядок гос. рег-ия, аттестации, лицен-ия и стандартизации ауд-ой деят-ти, права, обязанности и ответ-ость ауд-ов и их клиентов. До принятия закона ауд-ая Дея-сть рег-тся Врем-ми прав-ми. Закон об ауд-ой деят-ти в России отн-ся к осн-ым закон-ым актам. Этот закон опр-ет место аудита в фин-во-хоз-ной Дея-ти в кач-ве ее необ-го равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически гос-ый фин-ый контроль превалировал над др. видами контроля. Именно принятие закона позволит считать, что становление аудита в России состоялось. ФЗ регулирует:
а) аттестацию ауд-ов и лицен-е ауд-ой деят-ти со стороны гос-ва; б) отв-сть юр. и физ. лиц за осущ-ие ауд-ой дея-ти без лицензии; в) ответ-сть экон-х субъектов за уклонение от проведения обяз-ой ауд-ой проверки либо препятствование ее проведению; г) ответ-сть аудиторов (ауд-их фирм) за неквалифицированное проведение ауд-ой проверки (законность и обоснованность ее рез-ов), предприн-во в работе ауд-ов и аудиторских орг-ий уступило место процессуализации этой деят-ти.
2. Аккредитованные
профессиональные аудиторские
АПАО – объединение аудиторов, индив-х аудиторов, аудит-х организаций, созданное в соотв-вии с закон-вом РФ в целях обеспечения условий аудит-й деят-ти своих членов, защиты их интересов, действующее на некомм-кой основе, устанавливающее обязательные для своих членов стандарты осущ-ния проф-ной деят-ти и проф-ной этики, а также систематич. контроль за их соблюдением.
Професс-ное аудит. объединение, удовлетворяющее всем требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федер. орган заявление об аккредитации.
Любая аудит. орган-ция и любой индив-й аудитор могут являться членами хотя бы одного АПАО.
АПАО имеют право:
участвовать в аттестации аудиторов, проводимой федер-м уполномоч-м органом (ФУО);
разрабатывать учебные программы и планы, осущ-ть проф-ную подготовку аудиторов;
проводить проверки качества работы аудит-х организаций или индив-х аудиторов, являющихся их членами самостоятельно или по поручению ФУО;
применять меры воздействия к виновным лицам или обращаться в ФУО с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на этих лиц по итогам проведенных проверок;
ходатайствовать перед ФУО о выдаче претендентам квалиф-х аттестатов аудита;
ходат-ть перед ФУО о приостановлении действия и аннулировании квалиф-го аттестата аудитора в отношении своих членов;
ходат-ть перед ФУО о выдаче приостановления действия и аннул-ния лицензии в отношении своих членов;
обращаться в Совет по аудит-й деят-ти с предложением по урегул-ю аудит. деят-ти;
содействовать развитию профессии аудитора и повышению эфф-ти аудит. деят-ти;
защищать проф-ные интересы аудиторов в органах гос. власти, судах и МВД;
разрабатывать и издавать лит-ру, периодические издания и др. услуги;
представлять интересы аудиторов в Междун-х Професс-х Орган-х Аудиторов;
осущ-ть иные функции определенные ФУО.
При аннул-нии лицензии на осущ-ние аудит. деят-ти, аудитор или аудит. организация исключаются из состава всех аудит-х професс-х объединений без права повторного вступления в любые аккредитованные объединения на срок установленный ФУО, но не более 3х лет со дня аннул-я лицензии.
3. Этика аудитора.
Взаимоотношение аудитора и
Существует кодекс этики аудиторов РФ, принят МинФином РФ. Этика – система норм нравственного поведения человека или общественной проф. группы.
Кодекс этики не является обязательным для соблюдения, но его нарушение ведет к нарушению закона. В ФЗ об АД определена цель аудита. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Основные принципы аудита бух-ой (фин-ой) отчетности. Аудитор должен руководствоваться следующими принципами:
1.независимость; 2.честность;
3.объективность; 4. профессиональная
компетентность и
1. независимость - аудиторы,
выполняющие задание по
2. честность- аудитор должен быть последовательным и честным при оказании профессиональных услуг.
3. профессиональная
4. конфиденциальность (аудиторская
тайна) – аудитор обязан
5. объективность – аудитор
должен действовать
6. профессиональное поведение
– аудитор должен вести себя
в соответствии с высокой
7. добросовестность –
аудитор должен оказывать
4. Права и обязанности аудиторских организаций
Аудит. организация (АО) – это коммерч организация осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Она может осущ-ть свою деят-ть только после получения лицензии на условиях и в порядке предусматриваемых Законом об аудит деят-ти и иным Законодат-м.
АО может быть создана в любой организационно-правовой форме кроме ОАО. К АО предъявляются требования по гражданству работающего в ней персонала. Не менее 50% кадрового состава АО должны составлять граждане РФ, а в случае, если руководителем АО является иностранец, то граждане РФ в ней должны составлять не менее 75%. В штате АО должно состоять не менее 5 аттестованных аудиторов.
При проведении аудит. проверки АО и индив. аудиторы имеют право:
самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки;
проверять в полном объеме документацию связанную с фин-хоз деят-ю аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества учтенного в этой документации;
получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам.
отказаться от проведения аудиторской проверки или выражения своего мнения о достоверности финансовой отчетности в аудиторском заключении в случаях:
а) непредоставления аудируемым лицом всей необх-й документации;
б) выявления в ходе аудит проверки обстоятельств оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение АО или индивид-го аудитора о степени достоверности фин отчетности аудируемого лица.
осуществлять иные права вытекающие из существа правоотношений определенных договором оказания аудит. услуг и не противоречащие закон-ву и Закону об аудит деят-ти.
При проведении аудит проверки АО и индив аудиторы обязаны:
осущ-ть проверки в соотв-вии с закон-вом и Законом об аудит. деят-ти;
предоставлять по требованию аудируемого лица необх-ю информацию на основе закон-ва касающегося проверки, а также о нормативных актах на которые основываются замечания и выводы.
в срок установленный договором оказания аудируемых услуг передать аудит. заключение аудируемому лицу или лицу заказавшему проведение аудит. проверки.
обеспечить сохранность доказательств получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица кроме случаев предусмотренных законодат-м;
исполнять иные обязанности вытекающие из существа правоотношений определяемых договором по оказанию аудиторских услуг и не противоречащих закон-ву.
Аудиторская тайна
В соответствии с требованиями Закона «об аудит. деят-ти» АО (аудит. организации) и индив-ные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторы обязаны обеспечивать
сохранность сведений и документов,
получаемых и (или) составляемых ими
при осуществлении аудиторской
деят-ти, и не вправе передавать указанные
сведения и документы или их копии
3м лицам либо разглашать их без
письменного согласия организаций
и (или) индив-х предпринимателей, в
отношении которых
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий гос регулирование аудит. деят-ти, и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.
В случае разглашения АОцией,
индивидуальным аудитором, уполномоченным
федер-м органом, а также иными
лицами, получившими доступ к сведениям,
составляющим аудиторскую тайну, на
основании Федер Закона №119-ФЗ и
иных нормат-х правовых актов РФ,
аудируемое лицо или лицо, которому
оказывались сопутствующие
Находящиеся в распоряжении АОции и индив-го аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам гос власти РФ в случаях, предусмотренных закон-ми актами РФ об их деят-ти.
5. Планирование аудита. Общий план
Аудиторская организация
должна начинать планировать аудит
до написания письма-
Аудиторы должны планировать
свою работу так, чтобы проверка была
проведена эфф-но. Планирование способствует
выявлению потенциальных
Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета и аудит-го заключения. Аудитору необх-мо составить и документально оформить общий план аудита в котором следует отразить предполагаемый объем и порядок проведения проверок. При разработке общего плана аудитор должен учитывать множество факторов, в том числе деят-ть аудир-го лица в системе б/у и внутреннего контроля, риск и существенность и др.
Аудиторская орган-я определяет в общем плане и роль внутреннего аудита, а также необх-ть привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
Общий план аудита и программа по мере необх-ти должны уточняться и пересматриваться. Планирование работы аудитора осущ-ся непрерывно на протяжении всей проводимой проверки в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.
6. Существенность в аудите
Единые требования касающиеся существенности и ее связи с аудируемым риском установлены в федеральном стандарте №4. При проверке отчетности аудитор оценивает выявленные в ней ошибки, которые по своей сути и содержанию бывают существенными (материальными) и несущественными.
Во время аудита аудитор обязан оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском.
Информация об отдельных
активах, обязательствах, доходах-расходах
и хозяйственных операциях
Существенность зависит от величины показателя фин-бух отчетности и/или ошибки оцениваемой в случае их отсутствия или искажения.
Существенность оценивается аудитором по его професс-му суждению. При разработке плана аудитор определяет приемлемый уровень существенности для того, чтобы выявить существенные с количественной точки зрения искажения. Аудитор должен еще думать и о качественном искажении.
Информация о работе Сущность, становление и развитие аудиторской деятельности в РФ