Сущность, становление и развитие аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:31, реферат

Описание

ФЗ «Об АД» № 119-ФЗ, принятый 07.08.01 призван рег-ать АД в РФ. В нем содержатся понятие и осн-е принципы аудита, порядок осущ-ия ауд-ой деят-ти, объекты и субъекты ауд-ой проверки, порядок гос. рег-ия, аттестации, лицен-ия и стандартизации ауд-ой деят-ти, права, обязанности и ответ-ость ауд-ов и их клиентов. До принятия закона ауд-ая Дея-сть рег-тся Врем-ми прав-ми. Закон об ауд-ой деят-ти в России отн-ся к осн-ым закон-ым актам. Этот закон опр-ет место аудита в фин-во-хоз-ной Дея-ти в кач-ве ее необ-го равноправного элемента.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 51.34 Кб (Скачать документ)

Сущность, становление  и развитие аудиторской деятельности в РФ

1. ФЗ «Об АД»,  его сод-ие, роль и значение  в становлении и развитии ауд-ой  деят-ти в РФ

 

ФЗ «Об АД» № 119-ФЗ, принятый 07.08.01 призван рег-ать АД в РФ. В  нем содержатся понятие и осн-е  принципы аудита, порядок осущ-ия ауд-ой деят-ти, объекты и субъекты ауд-ой проверки, порядок гос. рег-ия, аттестации, лицен-ия и стандартизации ауд-ой деят-ти, права, обязанности и ответ-ость ауд-ов и их клиентов. До принятия закона ауд-ая Дея-сть рег-тся Врем-ми прав-ми. Закон об ауд-ой деят-ти в России отн-ся к осн-ым закон-ым актам. Этот закон опр-ет место аудита в фин-во-хоз-ной Дея-ти в кач-ве ее необ-го равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически гос-ый фин-ый контроль превалировал над др. видами контроля. Именно принятие закона позволит считать, что становление аудита в России состоялось. ФЗ регулирует:

а) аттестацию ауд-ов и лицен-е  ауд-ой деят-ти со стороны гос-ва; б) отв-сть юр. и физ. лиц за осущ-ие ауд-ой дея-ти без лицензии; в) ответ-сть  экон-х субъектов за уклонение  от проведения обяз-ой ауд-ой проверки либо препятствование ее проведению; г) ответ-сть аудиторов (ауд-их фирм) за неквалифицированное проведение ауд-ой проверки (законность и обоснованность ее рез-ов), предприн-во в работе ауд-ов и аудиторских орг-ий уступило место процессуализации этой деят-ти.

 

2. Аккредитованные  профессиональные аудиторские объединения

 

АПАО – объединение  аудиторов, индив-х аудиторов, аудит-х  организаций, созданное в соотв-вии  с закон-вом РФ в целях обеспечения  условий аудит-й деят-ти своих  членов, защиты их интересов, действующее  на некомм-кой основе, устанавливающее  обязательные для своих членов стандарты  осущ-ния проф-ной деят-ти и проф-ной  этики, а также систематич. контроль за их соблюдением.

Професс-ное аудит. объединение, удовлетворяющее всем требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федер. орган заявление об аккредитации.

Любая аудит. орган-ция и любой индив-й аудитор могут являться членами хотя бы одного АПАО.

АПАО имеют право:

участвовать в аттестации аудиторов, проводимой федер-м уполномоч-м органом (ФУО);

разрабатывать учебные программы  и планы, осущ-ть проф-ную подготовку аудиторов;

проводить проверки качества работы аудит-х организаций или  индив-х аудиторов, являющихся их членами  самостоятельно или по поручению  ФУО;

применять меры воздействия  к виновным лицам или обращаться в ФУО с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на этих лиц по итогам проведенных проверок;

ходатайствовать перед ФУО  о выдаче претендентам квалиф-х аттестатов аудита;

ходат-ть перед ФУО о  приостановлении действия и аннулировании  квалиф-го аттестата аудитора в отношении  своих членов;

ходат-ть перед ФУО о  выдаче приостановления действия и  аннул-ния лицензии в отношении  своих членов;

обращаться в Совет  по аудит-й деят-ти с предложением по урегул-ю аудит. деят-ти;

содействовать развитию профессии  аудитора и повышению эфф-ти аудит. деят-ти;

защищать проф-ные интересы аудиторов в органах гос. власти, судах и МВД;

разрабатывать и издавать лит-ру, периодические издания и др. услуги;

представлять интересы аудиторов  в Междун-х Професс-х Орган-х  Аудиторов;

осущ-ть иные функции определенные ФУО.

При аннул-нии лицензии на осущ-ние аудит. деят-ти, аудитор или аудит. организация исключаются из состава всех аудит-х професс-х объединений без права повторного вступления в любые аккредитованные объединения на срок установленный ФУО, но не более 3х лет со дня аннул-я лицензии.

 

3. Этика аудитора. Взаимоотношение аудитора и клиента.  Взаимоотношение аудитора с государственными  и правоохранительными органами

 

Существует кодекс этики  аудиторов РФ, принят МинФином РФ. Этика – система норм нравственного поведения человека или общественной проф. группы.

Кодекс этики не является обязательным для соблюдения, но его  нарушение ведет к нарушению  закона. В ФЗ об АД определена цель аудита. Целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Основные принципы аудита бух-ой (фин-ой) отчетности. Аудитор должен руководствоваться следующими принципами:

1.независимость; 2.честность; 3.объективность; 4. профессиональная  компетентность и добросовестность; 5.конфеденциальность; 6. профессиональное  поведение.

1. независимость - аудиторы, выполняющие задание по подготовке  официального заключения, должны  быть внешне и внутренне независимы.

2. честность- аудитор должен быть последовательным и честным при оказании профессиональных услуг.

3. профессиональная компетентность  – аудитор, выражая согласие  на оказание услуг, должен быть  уверен в том, что выполнит  работу на высоком профессиональном  уровне;

4. конфиденциальность (аудиторская  тайна) – аудитор обязан обеспечить  сохранность документов, получаемых  и составляемых в ходе аудита, и не использовать или разглашать  эту информацию без специального  разрешения клиента;

5. объективность – аудитор  должен действовать справедливо,  беспристрастно и не допускать  предвзятости или давления со  стороны;

6. профессиональное поведение  – аудитор должен вести себя  в соответствии с высокой репутацией  профессии и воздерживаться от  любых поступков, которые могли  бы его дискредитировать, соблюдать  приоритет общественных отношений.

7. добросовестность –  аудитор должен оказывать профессиональные  услуги с должной тщательностью,  внимательностью и надлежащим  использованием своих способностей

 

4. Права и обязанности  аудиторских организаций

 

Аудит. организация (АО) – это коммерч организация осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Она может осущ-ть свою деят-ть только после получения лицензии на условиях и в порядке предусматриваемых Законом об аудит деят-ти и иным Законодат-м.

АО может быть создана в любой организационно-правовой форме кроме ОАО. К АО предъявляются требования по гражданству работающего в ней персонала. Не менее 50% кадрового состава АО должны составлять граждане РФ, а в случае, если руководителем АО является иностранец, то граждане РФ в ней должны составлять не менее 75%. В штате АО должно состоять не менее 5 аттестованных аудиторов.

При проведении аудит. проверки АО и индив. аудиторы имеют право:

самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки;

проверять в полном объеме документацию связанную с фин-хоз деят-ю аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества учтенного в этой документации;

получать у должностных  лиц аудируемого лица разъяснения  в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам.

отказаться от проведения аудиторской проверки или выражения  своего мнения о достоверности финансовой отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необх-й документации;

б) выявления в ходе аудит  проверки обстоятельств оказывающих  либо могущих оказать существенное влияние на мнение АО или индивид-го аудитора о степени достоверности  фин отчетности аудируемого лица.

осуществлять иные права  вытекающие из существа правоотношений определенных договором оказания аудит. услуг и не противоречащие закон-ву и Закону об аудит деят-ти.

При проведении аудит проверки АО и индив аудиторы обязаны:

осущ-ть проверки в соотв-вии  с закон-вом и Законом об аудит. деят-ти;

предоставлять по требованию аудируемого лица необх-ю информацию на основе закон-ва касающегося проверки, а также о нормативных актах на которые основываются замечания и выводы.

в срок установленный договором  оказания аудируемых услуг передать аудит. заключение аудируемому лицу или лицу заказавшему проведение аудит. проверки.

обеспечить сохранность  доказательств получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица кроме случаев  предусмотренных законодат-м;

исполнять иные обязанности вытекающие из существа правоотношений определяемых договором по оказанию аудиторских услуг и не противоречащих закон-ву.

Аудиторская тайна

В соответствии с требованиями Закона «об аудит. деят-ти» АО (аудит. организации) и индив-ные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими  при осуществлении аудиторской  деят-ти, и не вправе передавать указанные  сведения и документы или их копии 3м лицам либо разглашать их без  письменного согласия организаций  и (или) индив-х предпринимателей, в  отношении которых осуществлялся  аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий гос регулирование  аудит. деят-ти, и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

В случае разглашения АОцией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федер-м органом, а также иными  лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании Федер Закона №119-ФЗ и  иных нормат-х правовых актов РФ, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации  и индив. аудиторы, вправе потребовать  от виновного лица возмещения причиненных  убытков.

Находящиеся в распоряжении АОции и индив-го аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих  аудиту услуг, предоставляются исключительно  по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам гос  власти РФ в случаях, предусмотренных  закон-ми актами РФ об их деят-ти.

 

5. Планирование  аудита. Общий план

 

Аудиторская организация  должна начинать планировать аудит  до написания письма-обязательства  и до заключения договора с экономическим  субъектом о проведении аудита. Планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудит-х процедур. Планирование состоит в разработке аудит-й организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудит-й программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудит-х процедур, необх-х для формирования аудит-й организацией объективного и обоснованного мнения о бух отчетности организации.

Аудиторы должны планировать  свою работу так, чтобы проверка была проведена эфф-но. Планирование способствует выявлению потенциальных проблем  и выполнению работы с оптимальными затратами качественно и своевременно. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деят-ти аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом  и знания особенностей деят-ти аудир-го лица. Аудитор несет ответственность  за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Общий план должен служить  руководством в осуществлении программы  аудита.

В общем плане аудиторская  организация должна предусмотреть  сроки проведения аудита и составить  график проведения аудита, подготовки отчета и аудит-го заключения. Аудитору необх-мо составить и документально  оформить общий план аудита в котором следует отразить предполагаемый объем и порядок проведения проверок. При разработке общего плана аудитор должен учитывать множество факторов, в том числе деят-ть аудир-го лица в системе б/у и внутреннего контроля, риск и существенность и др.

Аудиторская орган-я определяет в общем плане и роль внутреннего аудита, а также необх-ть привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

Общий план аудита и программа  по мере необх-ти должны уточняться и  пересматриваться. Планирование работы аудитора осущ-ся непрерывно на протяжении всей проводимой проверки в связи  с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными  в ходе выполнения аудиторских процедур.

 

6. Существенность  в аудите

 

Единые требования касающиеся существенности и ее связи с аудируемым риском установлены в федеральном стандарте №4. При проверке отчетности аудитор оценивает выявленные в ней ошибки, которые по своей сути и содержанию бывают существенными (материальными) и несущественными.

Во время аудита аудитор  обязан оценивать существенность и  ее взаимосвязь с аудиторским  риском.

Информация об отдельных  активах, обязательствах, доходах-расходах и хозяйственных операциях считается  существенной, если ее пропуск или  искажение могут повлиять на экономические  решения пользователей принятые на основе фин-бух отчетности.

Существенность зависит  от величины показателя фин-бух отчетности и/или ошибки оцениваемой в случае их отсутствия или искажения.

Существенность оценивается  аудитором по его професс-му суждению. При разработке плана аудитор  определяет приемлемый уровень существенности для того, чтобы выявить существенные с количественной точки зрения искажения. Аудитор должен еще думать и о  качественном искажении.

Информация о работе Сущность, становление и развитие аудиторской деятельности в РФ