Сущность, становление и развитие аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:31, реферат

Описание

ФЗ «Об АД» № 119-ФЗ, принятый 07.08.01 призван рег-ать АД в РФ. В нем содержатся понятие и осн-е принципы аудита, порядок осущ-ия ауд-ой деят-ти, объекты и субъекты ауд-ой проверки, порядок гос. рег-ия, аттестации, лицен-ия и стандартизации ауд-ой деят-ти, права, обязанности и ответ-ость ауд-ов и их клиентов. До принятия закона ауд-ая Дея-сть рег-тся Врем-ми прав-ми. Закон об ауд-ой деят-ти в России отн-ся к осн-ым закон-ым актам. Этот закон опр-ет место аудита в фин-во-хоз-ной Дея-ти в кач-ве ее необ-го равноправного элемента.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 51.34 Кб (Скачать документ)

Оценка сущ-ти позволяет  аудитору выбирать аудит. процедуры, которые уменьшат аудит. риск. Чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск.

Если есть искажение отчетности, то аудит. заключение не может быть положительным.

 

7. Федеральное  правило (стандарт) «Цель и основные  принципы аудита финансовой (бухгалтерской)  отчетности. Общие принципы и  объем аудита. Ответственность за  финансовую (бухгалтерскую) отчетность

 

Аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

ФЗ об АД РФ ст.1 дает следующее  понятие ауд-ой дея-ти,аудит – это предпринимательская дея-ть по независимой проверке бух-ого учета и фин-ой отчетности орг-ий и индивидуальных предпринимателей аудируемых лиц.

Понятие аудитора и аудиторской организации (ст.3 ФЗ об АД).

Аудитор – физ.лицо отвечающее квалификационным требованиям (уполномоченным, установленным федеральным органом – это МинФин) и имеет квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять ауд-ую дея-ть в 3-х качествах: а) в качестве работника ауд-ой орг-ии; б) в качестве лица привлекаемого ауд-ой орг-ей к работе на основании гражданско-правового дог-ра; в) в качестве индивидуального предпринимателя без образования юр.лица.

ФЗ об АД ст.4

Аудиторская орг-ия – это коммерческая орг-ия, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая аудиту сопутствующие услуги, дея-ть осуществляет после получения лицензии. Требования:1) может быть создана в любой орг-ии правовой формы, кроме ОАО; 2) не менее 50% ее кадрового состава должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, если руководитель иностранец, то не менее 75%; 3) в штате орг-ий должно состоять не менее 5 аттестованных аудиторов.

Основные принципы аудита:

1. независимость - аудиторы, выполняющие задание по подготовке  официального заключения, должны  быть внешне и внутренне независимы.

2. честность- аудитор должен быть последовательным и честным при оказании профессиональных услуг.

3. профессиональная компетентность  – аудитор, выражая согласие  на оказание услуг, должен быть  уверен в том, что выполнит  работу на высокомпрофессиональном  уровне.

4. конфиденциальность (аудиторская  тайна) – аудитор обязан обеспечить  сохранность документов, получаемых  и составляемых в ходе аудита, и не использовать или разглашать  эту информацию без специального  разрешения клиента и.т.д.

Ответственность аудитора проявляется в том, что он отвечает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет руководство проверяемого предприятия.

 

8. История становления  и развития аудита за рубежом  и в Российской Федерации

 

В России:

В РФ ауд.деят.и профессия аудитора в их современнов виде появилась сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране.

Становление и развитие аудита в России прошло несколько этапов.

1эт. (1987-1993гг. – 1987г. Была создана 1 аудит.орг-я «Интераудит». Начали зарождаться аудиторские организации, но не было узаконено, не было методик, стандартов, неупорядочена выдача сертификатов.

2эт. 1933-2001гг. – 1993г. Были  приняты временные правила, были  утверждены Указом Президента. Была  организованна комиссия по аудиторской  деятельности. Проводилась работа  по аттестации аудиторов и лицензированию деятельности.

За период 1994-2001г. Центральной  аттестационно-лицензионной аудиторской  комиссией было выдано 23600 лицензий. Выдано 36500 квалификационных аттестатов. Было разработано и одобрено 37 правил аудиторской деятельности.

3эт. 07.08.2001г. – был принят  ФЗ № 119 «Об аудит.деят.» Что закрепило окончательное становление аудит.деят.

Продолжается работа над  стандартами.

За рубежом:

Профессия независиомго бухгалтера-аудитора возникла в 19в.в акционерных обществах Европы. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности акционерного общества.

Бухгалтеры-аудиторы появились  в Великобритании в середине 19в., где в 1862г.вышел закон об обязательном аудите, во Франции – в 1867г., в США – в 1937г.

Да начала 20в.независимый аудит в США строился по английской моедли, предусматривающей детальные исследования данных баланса. Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917г.и посвящено «аудиту балансов».

Стандартизация в США  началась с 1939г.

В настоящее время становление  аудита идет в таких странах, как  Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия  и Словакия, где ранее существовала жесткая система централизованного  планирования.

В 1983г.создана Аудиторская администрация в Китае и возникли первые аудиторские фирмы, кот.в наст.время достигли достаточно высокого уровня развития.

Все болшее распространение  аудит получает в странах СНГ. В Беларуси, Казахстане, России, Узбек.и Украине приняты законы об аудиторской деятельности. В СНГ налажен процесс аттестации аудиторов и выдачи лицензии.

 

9. Контроль за уровнем профессионализма аудиторов. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. Порядок выдачи квалификационных аттестатов аудиторов

 

Персонал аудиторской  организации (индивидуального аудитора) должен состоять из работников, знающих  требования законодательства Российской Федерации, а при необходимости  и других государств, и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для  выполнения ими своих обязанностей с должной тщательностью. Необходимо в соответствии с требованиями Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обеспечить наличие в штате аудиторской  организации определенного минимального количества работников, имеющих квалификационные аттестаты аудитора.

Аттестация- проверка квалификации лиц, кот хотят заниматься АД. Выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока действия. Выдается по направлениям:

1. аудит кредитных орг-ций

2. страховой аудит

3. аудит бирж, внебюджетных  фондов и инвестиц институтов

4. общий аудит, т.е. аудит  прочих эк субъектов.

В настоящее время разраб-ся док-ты, регулирующие вопросы аттестации аудиторов, кот будут проводить  проверки отчетности на соответ-ие МСФО (междун стандарты фин отчетности).

К лицам предъявляются  след требования:

1. наличие док-та о высшем  эк или юр образовании, но  такое образование должно быть  получено в рос заведениях, имеющих гос аккредитацию.

2. наличие стажа работы  по эк или юр специальности,  не менее 3 лет из последних 5.

УФО разрабатывает дополнит требования.

Каж аудитор получив аттестата, обязан в течение каж календарного года, начиная со следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, кот разрабат УФО (не менее 40 академич часов).

 

10. Сопутствующие  аудиту услуги, оказываемые аудиторскими  организациями и индивидуальными  аудиторами. Виды сопутствующих  услуг и их характеристика

 

Сопутствующие аудиту услуги. В ФЗ об АД в ст.1 есть открытый перечень услуг. Следующие виды услуг:

-постановка, восстановление  и ведение бух-ого учета, составление фин-ой отчетности;

-различные виды консультирования: бух-ая, налоговая, эк-ая, фин-ая, управленческая, правовая.

-анализ финансово хо-ой  дея-ти орг-ий и предпринимателей;

-представительство в судебных  и налоговых органах по налоговым  и таможенным спорам;

-автоматизация бух-ого учета и внедрение информационных технологий;

-оценка стоимости имущества,  оценка предприятий как имущественных  комплексов, оценка предпринимательских  рисков;

- разработка и анализ  инвестиционных проектов и составление бизнес планов;

- проведение маркетинговых  исследований;

- поведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в  области связанной с ауд-ой  дея-ью, распространение их результатов.

- обучение специалистов  в областях связанных с ауд-ой  де-тью.

Фед.стандарт №24 “Основные принципы…” оговаривает 3 вида услуг относящихся к сопутствующим: обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция фин-ой инф-ии. В этом стандарте есть уровни уверенности обеспечивающие ауд-ие услуги у пользователя. Высокий уровень обеспечивается ауд-ой проверкой, т.к. аудит носит комплексный характер, средний уровень или ограниченный – это обзорные проверки. Это усеченный вариант ауд-ой проверки, т.е. экспресс аудит. Заключение по итогам обзорной проверки может выражать мнение только в негативном аспекте. И низкий уровень – это компиляция фин-ой инф-ии. Компеляция – компоновка. Аудитор ничего не проверяет, а приглашается клиентом для составления фин-ых отчетов, для бух-ой работы. Классификация сопутствующих аудиту услуг.

По двум критериям

I. Критерий по отношению  к лицензированию.

1)нелицензируемые, на основании  общей лицензии

2)лицензируемые, требуют  получения дополнительных лицензий.

II. Совместимые и несовместимые  с обязательным аудитом услуги.

Несовместимые – восстановление и ведение бух-ого учета, составление фин-ой отчетности (бух-ой и налоговой), все остальные явл. совместимые. Проводить аудит обязательный орг-ия может по проществию 3-х календарных лет, т.е на четвертый год.

 

11. Лицензирование  аудиторской деятельности как  форма контроля государства за  соблюдением законодательства в  области аудита. Порядок выдачи  и аннулирования лицензий

 

Лиценз-е осущ.МИНФИН

Лицензия выдается на срок – 5 лет, кот.может продлеваться неограниченное количество раз.

Лицензионными требованиями явл.:

наличие соотв-их профилю  аудит.проверки типов квалификационных аттестатов;

не менее 5 аудиторов, имеющ.квал.ат.;

осуществлен.предпринимат.деят.только в виде проведения аудита и сопутств.аудиту слуг.;

соблюдения правил внутреннего  контроля качества;

обеспечен.сохранности сведений;

участие в обязат аудите к.о., банковских групп не менее 2 аудиторов, имеющ квал ат.

При обяз аудите наличие стажа  не менее 2 лет..

Для получения лицензии предост-ся сл.док-ты:

Заявлен.о выдаче лиценз.;

Копия свидет о постановке на учет в налог.органе;

Документ подтверждающ оплату лицензион сбора;

Копию свидет о гос.регистр.

Копию учредит док-ов

Копии квалиф. Аттестатов

Сведения о ФИО занимаемой должности,, гражданстве руководителей, заместителей, аттестат.аудиторов.

Срок проведения проверки – не более 45 дней. Срок проведения, состав группы проверяющих Ии ее руководитель опр-ся уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

По результатам сост-ся акт в 2 экз., 1 передается лицензиату.

Аннулирование:

За составление заведомо ложного аудит закл.;

За уклонение от проведения внешней проверки качества работы

За систематическое нарушение  требований н.а.и фед.правил.

 

12. Обязательный  аудит. Содержание, субъекты обязательного  аудита

 

Обязательный-обязательная ежегодная проверка правильности ведения  бух.учета и сос-я БФО орг-ии и ИП.

Критерии обяз-го аудита: 1.ОАО; 2.Кредитные орг-ии; 3.Страховые  орг-ии; 4.Инвестиционные фонды; 5.Товарные и фондовые биржи; 6.Гос-е и негос-е  внебюджетные фонды; 7.Благотворительные  фонды, сущес-е на взносы физ. и юр.лиц.

По фин-м пок-ям: если выручка  орг-ции или ИП в 500 000 раз превышает установленный законом МРОТ (50 000 000); или сумма активов баланса на конец отч.года в 200 000 раз превышает МРОТ (20 000 000).

Особ-ти проведения обяз-го аудита: 1.Обязательный аудит пров-ся только аудиторскими орг-ми; 2.Обяз-ый аудит-всегда комплексная проверка (все участники).

В рез-те обяз-го аудита сост-ся ауд-е заключение. При проведении обяз-го аудита орг-ии, в УК к-рых доля гос.собственности не менее 25%, аудиторская орг-я назначается по рез-ам проведения открытого конкурса (порядок проведения уст-ся Правит-ом РФ). При проведении обяз-го аудит-е орг-ции обязаны страховать риск отв-ти за несобл-е условий договора.

 

13. Уполномоченный  федеральный орган государственного  регулирования аудиторской деятельности  и его функции

 

Органы осуществляющие контроль за ауд-ой дея-тью в России, относятся:

1. МинФин. (УФО)

2.Совет по ауд-ой дея-ти

3. Аккредитованные профессиональные  аудиторские объединения

Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской  деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Положение о  федеральном органе утверждает Правительство  Российской Федерации.

Основными функциями УФО  являются:

-издание в пределах  своей компетенции нормативных  правовых актов, регулирующих  аудиторскую деятельность;

-организация разработки  и представление на утверждение  Правительству Российской Федерации  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности;

-организация в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке системы аттестации, обучения  и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

-организация системы надзора  за соблюдением аудиторскими  организациями и индивидуальными  аудиторами лицензионных требований  и условий;

Информация о работе Сущность, становление и развитие аудиторской деятельности в РФ