Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса управленческого учета в России и выявление задач по этому процессу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСАМ ПОНЯТИЯ, ЗНАЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА………………………………………………….4
2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ – ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ……7
2.1 Сущность, понятие и значение управленческого учета……..……….....7
2.2 Предмет, метод и функции управленческого учета…………………….9
2.3 Принцип организации управленческого учета и его роль в системе управления предпринимательской деятельности……………………………...11
2. 4 Влияние организационной структуры предприятия на построение управленческого учета…………………………………………………………..14
2.5 Взаимодействие финансового и управленческого учета………………16
2.6 Функции бухгалтера – аналитика, осуществляющего управленческий учет………………………………………………………………………………..22
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………...26
Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В зависимости от объема учетной работы они могут:
Для обеспечения рациональной организации управленческого учета большое значение имеет разработка плана его организации.
План организации управленческого учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников, занимающихся управленческим учетом.
При составлении плана документации и документооборота используют соответствующие разделы плана организации финансового учета, дополняя их первичными документами, используемыми только в управленческом учете.
В плане организации труда работников, которые служат в управленческом учете, определяются структурой аппарата данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.
Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации, бюджеты структурных подразделений организации и другие частные бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т.п.), операционный бюджет, который детализирует посредством частных бюджетов статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков, финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период, специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ (социального развития, научно-исследовательских работ и т.п.).
Материальная группа выполняет следующие функции:
Группа учета затрат труда и его оплаты занимается нормированием труда, определяет расценки для оплаты труда, ведет учет затрат труда по установленным объектам учета, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.
Производственно-
Группа учета
продажи продукции определяет порядок
учета выпуска и продажи
Аналитическая группа анализирует эффективность деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы, которые повышают эффективность использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации (совместно с группой планирования).
Первичные документы в управленческом учете целесообразно составлять в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете» (п. 2 ст. 9). К управленческому учету в полной мере следует отнести п. 4 ст. 10 Закона, объявляющий коммерческой тайной содержание учетных регистров и внутренней отчетности.
ПБУ также целесообразно использовать в управленческом учете, хотя в отличие от финансового учета они для него не являются обязательными.
2.4 Влияние организационной структуры предприятия на построение управленческого учета
Организация управленческого учета имеет целью обеспечить эффективное управление деятельностью организации и является ее внутренним делом.
Деление организации на центры ответственности и их ранжирование называют организационной структурой предприятия. От ее построения зависит система управленческого учета. Администрация принимает решение о предоставлении конкретных полномочий и распределении ответственности. Другими словами, организационная структура предприятия – это разделение предприятия на отдельные структурные подразделения и службы (центры ответственности), предполагающее распределение между ними функций по решению задач, возникающих в ходе производственной деятельности, для обеспечения достижения целей, стоящих перед предприятием в целом.
Независимо от размеров структурного подразделения в управленческом
учете выделяют четыре типа центров ответственности:
• центры затрат;
• центры доходов;
• центры прибыли;
• центры инвестиций.
В основе этой классификации лежит критерий финансовой ответственности их руководителей, определяемый широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной на них ответственности.
Организационная
структура предприятия бывает
централизованной и
Централизованная – это иерархическая, пирамидальная, построенная по функциональному принципу структура: администрация, финансы, снабжение, производство, маркетинг. В основе управления лежат центры затрат.
Децентрализованная характеризуется наличием центров прибыли и инвестиций, предусматривает распределение ответственности среди исполнителей и контроль за качеством их работы. Основное преимущество этой системы – свобода руководителей центров ответственности в принятии управленческих решений. Ее успешное функционирование возможно только при соблюдении следующих условий:
а) наличие высокопрофессионального управленческого персонала;
б) согласованность целей и интересов организации в целом и ее структурных подразделений.
Основным преимуществом децентрализованной системы управления
является свобода
освободившись от текущих
задач, необходимости выполнения рутинной
работы, получает возможность сконцентрироваться
на решении перспективных вопросов
Независимо от типа избранной организационной структуры ответственность за финансирование компании в целом лежит на высшем руководстве, следовательно, финансовые функции будут централизованы в любом случае.
2.5 Взаимодействие финансового и управленческого учета
Большинство элементов финансового учета можно найти в управленческом учете:
Наиболее важной чертой является то, что их информация используется для принятия решений. Степень взаимосвязи между системами финансового и управленческого учета во многом зависит от особенностей структуры действующего Плана счетов. Финансовый и управленческий учет представляют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единого бухгалтерского учета.
Ведение бухгалтерского
финансового учета
Цель финансового учета - составление финансовых документов для внешних пользователей. Как только финансовая отчетность готова, цель считается достигнутой.
Цель управленческого
учета - обеспечение внутрипроизводстве
Как отмечалось выше, потребителями финансового учета являются внешние пользователи.
Информация управленческого учета, напротив, готовится для внутренних пользователей.
Важнейшими элементами метода финансового учета являются счета и двойная запись, документация и инвентаризация.
Управленческий учет пользуется этими приемами, но не всегда. Запись информации необязательно ведется по двойной системе.
Финансовый учет основан на общепринятых принципах, которые регулируют запись, оценку и передачу финансовой информации, т.е. он до определенной степени централизован. Публичная финансовая отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке. Управленческий учет, напротив, организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия, в чем заключается его преимущество перед финансовым учетом. Общие принципы сводятся к тому, что максимально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или общей приемлемости. В этом смысле можно говорить о децентрализации управленческого учета.
Как известно, финансовый учет ведется в российской валюте - рублях. В рублевой оценке должна быть составлена и финансовая отчетность. В управленческом учете используются как денежные, так и неденежные измерители - в зависимости от их «полезности». Успешно применяются натуральные показатели (штуки, метры, литры и т.д.) - в зависимости от отраслевой принадлежности организации, условно-натуральные показатели (условные банки - в консервной промышленности, условная жирность - в мыловаренной промышленности и т.д.). Для измерения рабочего времени могут применяться такие показатели, как человеко-часы, станко-часы, машино-часы.
В финансовом учете затраты группируются по экономическим элементам. Под элементом понимается однородный вид затрат на производство. Группировка затрат по элементам призвана дать ответ на вопрос: что затрачено на производство в отчетном периоде? При этом не учитывается, где и на что израсходованы средства. ПБУ 9/10 «Расходы организации» для целей ведения финансового учета определен следующий перечень экономических элементов:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Такая классификация затрат позволяет определить в финансовом учете результат (прибыль или убыток) по обычным видам деятельности. В управленческом учете затраты группируются по носителям затрат в разрезе статей калькуляции. Под носителем затрат понимаются виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации как на внешнем рынке, так и внутри организации.
Основной объект учета
В финансовом учете хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое. В управленческом учете основное внимание обращается на центры ответственности - структурные подразделения, возглавляемые руководителем, которые несут ответственность за результаты их работы. Так, центрами ответственности могут быть цех, участок, бригада. Ответственность за выполнение соответствующих показателей несет руководитель центра. Разбивая предприятие на центры прибыли, руководство считает этот показатель основным для оценки результатов деятельности своих менеджеров.
Принимая прибыль за основной оценочный показатель, руководствуются следующими правилами:
- рост прибыли подразделения не должен вести к снижению прибыли всей фирмы;
- прибыль каждого подразделения должна быть сформирована объективно, независимо от размеров прибыли всей компании;
- результаты деятельности одного менеджера не должны зависеть от решений других менеджеров.
Информация о работе Сущность, значение и принципы организации управленческого учета