Теоретические основы учета финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание

Первый уровень документов составляют законы и законодательные акты, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета финансовых результатов в организации, а также представление бухгалтерской отчетности. Весьма важными нормативными документами системы первого уровня являются Налоговый кодекс Российской Федерации. Особое место в первой группе документов Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, где закреплен ряд важных принципов и правил ведения бухгалтерского учета финансовых результатов, изложены основы его ведения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)


6

 

Глава 1. Теоретические основы учета финансовых результатов деятельности  предприятия

 

1.1 Законодательно -  нормативное регулирование учета финансовых результатов от основных видов деятельности в РФ

 

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета финансовых результатов состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень документов составляют законы и законодательные акты, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета финансовых результатов в организации, а также представление бухгалтерской отчетности. Весьма важными нормативными документами системы первого уровня являются Налоговый кодекс Российской Федерации. Особое место в первой группе документов Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, где закреплен ряд важных принципов и правил ведения бухгалтерского учета финансовых результатов, изложены основы его ведения.

Второй уровень системы нормативного регулирования формируют положения по бухгалтерскому учету, утверждаемые только Министерством финансов Российской Федерации, которые фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики.

Документы третьего уровня – методические указания и инструкции по ведению бухгалтерского учета финансовых результатов, а также методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень в системе регулирования занимают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Наряду с документами об учетной политике организации имеется и ряд других документов – внутренние инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бухгалтерского учета финансовых результатов в системе управления организацией и решения задач ее функционирования.

Основные документы, регулирующие бухгалтерский учет финансовых результатов, отражены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет финансовых результатов

Название документа

Дата и № утверждения

Примечание

1

2

3

Первый уровень нормативного регулирования

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»

№ 129-ФЗ 21.11.96 г.

Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета финансовых результатов

Второй уровень нормативного регулирования

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Приказ МФ РФ от 29.07.98 г. № 34н

Устанавливает требования и принципы ведения учета финансовых результатов

Учет доходов

Учет расходов

ПБУ 9/99 от 6 мая 1999 г. № 33н

ПБУ 10/99, от 6 мая 1999 г. № 32н.

Дает определение финансовых результатов, регламентирует способы их ведения, признания, регулирует раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

ПБУ 18/02 от 19 ноября 2002 г. № 114н

Раскрывает специфику учета постоянных, временных разниц, постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств, их признание и отражение в бухгалтерском учете при расчете налога на прибыль

Учетная политика организации

ПБУ 1/08

от 06.10.2008

г. № 106н

Раскрывает способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, применение счетов, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации

Третий уровень нормативного регулирования

План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению

Приказ

Минфина

России от 31.10.2008 г. № 94н.

Предусматривает синтетические счета для учета финансовых результатов

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств

Приказ Минфина России от

13.06.1995 года № 49

Устанавливают требования к порядку проведения инвентаризации финансовых результатов

Четвертый уровень нормативного регулирования

Учетная политика предприятия

 

Устанавливает порядок отражения в учете доходов и расходов организации

 

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В соответствии с главой 25 «Налог на прибыль» в целях исчисления налоговой базы необходимо обеспечить полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах юридических лиц и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, определены положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденными приказами Минфина России от 06.05.99 № 32н и № 33н соответственно. Для обобщения информации о доходах и расходах, отражения финансового результата предназначена форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», предусмотренная Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н.

Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденные приказом Минфина РФ от 06.05.99, признают доходами увеличение, а расходами - уменьшение экономических выгод в результате поступления или выбытия активов, а также погашения или возникновения обязательств, приводящих к соответствующим изменениям капитала организации. В указанных актах нормативного регулирования приводится группировка доходов и расходов для отражения их в бухгалтерском учете и отчетности, дается их определение и порядок признания в учете.

В соответствии с ПБУ 9/99 «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».

В бухгалтерском учете затраты признаются по правилам, которые прописаны в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации», где расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов.

Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей. В соответствии с этой целью формируются и задачи.

Применительно к внешним пользователям цель бухгалтерского учета – формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении.

Применительно к внутренним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации, необходимой руководству организации для принятия управленческих решений, планирования, анализа и контроля производственной и финансовой деятельности. Информацию для внутренних пользователей, характеризующую финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и изменения в финансовом положении, целесообразно использовать при формировании информации и для внешних пользователей.

Данная информация необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов. Содержание, порядок формирования и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством организации.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть достоверной, точной, своевременно собранной, полной. При её формировании в бухгалтерском учете необходимо придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках в условиях неопределенности таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускается создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.

Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчётному. В Положении по бухгалтерскому учёту оговорено, что если сведения не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

Как внешние, так и внутренние пользователи используют данные бухгалтерского учёта, поэтому на основании выше изложенного можно сформулировать наиболее важные функции и задачи бухгалтерского учёта:

1. Информационная функция бухгалтерского учёта.

Эта задача реализуется в формировании полной и достоверной учётной информации о деятельности организации.

2. Контрольная функция бухгалтерского учёта.

Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчётности для контроля за соблюдением законодательства РФ, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами.

3. Аналитическая функция бухгалтерского учёта.

Благодаря ей предотвращаются негативные результаты хозяйственной деятельности, выявляются и мобилизуются внутрихозяйственные резервы и становится возможным прогнозирование результатов деятельности организации на текущий период.

Как видим, цели и задачи бухгалтерского учёта направлены на улучшение финансового результата деятельности, улучшение финансового состояния организации и этому способствует выполнение бухгалтерской службой всех возложенных на неё функций.

Финансовое положение предприятий в настоящее время во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль. В сложившихся условиях, исходя из принятой финансовой стратегии, предприятие имеет возможность увеличивать или уменьшать величину прибыли за счет выбора того или иного способа оценки имущества, порядка его списания, установления срока использования и т.д. Одна из центральных проблем бухгалтерского учета и анализа формирования финансовых результатов заключается в выборе метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Поступление выручки на расчетный счет предприятия во многом зависит от применения безналичных форм расчетов. При выборе форм расчетов следует руководствоваться конкретными ситуациями, возникшими в процессе хозяйственной деятельности. Так, например, недопустимо исходить из соображения односторонней выгоды поставщика, покупателя или банка. Каждая форма безналичных расчетов должна содействовать движению материальных ценностей от производителя к потребителю, иметь несложный и экономичный документооборот, создавать возможность для осуществления взаимного контроля участников расчетов и др.

Величина прибыли от реализации продукции (работ, услуг) зависит от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг), на величину которой существенное воздействие оказывает реальность оценки остатков готовой продукции. В соответствии с положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ готовая продукция отражается по фактической или нормативной (плановой) себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, энергии, материалов, трудовых ресурсов и другие затраты.

Применение второго варианта учета, то есть по нормативной себестоимости, нецелесообразно на тех предприятиях, где отклонения составляют большой удельный вес в фактической производственной себестоимости. В случаях затоваривания и незначительной реализации такой вариант, принятый по данному вопросу учетной политики может привести к убытку от реализации, так как отклонения полностью списываются в конце отчетного периода на счет учета и расчета основного производственного результата.

Одним из основных вопросов учетной политики, определяющих величину финансового результата деятельности предприятия, является выбор метода оценки материалов, отпущенных и израсходованных на производство продукции (работ, услуг). В соответствии с положением о бухгалтерском учете и отчетности определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости и по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) [35].

Материальные запасы, как известно, являются одним из основных элементов себестоимости. Управление себестоимостью, а значит, и финансовым результатом, во многом зависит от управления величиной материальных затрат в себестоимости.

Оценка запасов методом ФИФО основывается на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного периода в последовательности их закупки, то есть ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых во времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости последних по времени закупок, и в стоимость реализованной продукции списывается стоимость ранних по времени закупок.

В условиях инфляции, то есть тенденции к росту цен на материалы на рынке, метод ФИФО ведет к занижению себестоимости и к завышению сальдо материалов на балансе, а значит и к завышению прибыли. Предприятия, которые полностью или частично льготируются по налогу на прибыль, а также финансовая стратегия которых направлена на привлечение новых инвесторов (получение кредитов), могут проанализировать для себя возможность применения метода ФИФО.

Точно также, в зависимости от выбранного метода учета амортизации, предприятие получает возможность изменять величину прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Использование способа ускоренной амортизации, хотя и снизит уплачиваемый налог на прибыль, но и в то же время может сделать предприятие непривлекательным для акционеров в силу его невысокой прибыли. Кроме того, политика проведения ускоренной амортизации ведет к завышению себестоимости и, как следствие, к завышению цен реализации на производимую продукцию.

Однако политика ускоренной амортизации имеет большое значение для обновления основных фондов. Она позволяет списывать их стоимость в более короткие сроки и по более высоким ставкам, создавая возможность для массовой модернизации производственных фондов.

Таким образом, влияние ускоренной амортизации на прибыль неоднозначно. С одной стороны, ее применение уменьшает прибыль, а с другой стороны – она оказывает положительное влияние на внедрение в производство достижений научно-технического прогресса.

Информация о работе Теоретические основы учета финансовых результатов деятельности предприятия