Трансформация финансовой отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 07:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является, рассказать о Международных Стандартах бухгалтерского учета, о реформировании учета в России в соответствии с мировыми тенденциями. Описать трансформацию финансовой отчетности в России в соответствии с МСФО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3

1.Представление бухгалтерской отчётности по МСФО………….............5
2.Трансформация российской отчетности в отчетность по международным стандартам……………………………………………..9
3.Применение международных стандартов бухгалтерского учёта в России…………………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………............29

Практическое задание…………………………………………………………..30

Библиографический список…………………..……………….. ………..........35

Опись приложений..…………………………………………………...............37

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

     Таблица 1 - Различия представления информации в российской бухгалтерской отчетности и финансовой отчетности в соответствии с МСФО

Различия Россия МСФО       
Количество форм бухгалтерской (финансовой) отчетности Бухгалтерский баланс                    Отчет о прибылях и убытках                   Отчет об изменениях капитала      Отчет о движении денежных средств                           Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)                               Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № Пояснительная записка Бухгалтерский баланс

Отчет о прибылях и убытках

Отчет об изменениях капитала

Отчет о движении денежных потоков

Комментарии к финансовой отчетности

      
Рекомендуемое представление бухгалтерского баланса Информация  приводится в агрегированной форме  только при условии несущественности агрегируемых статей бухгалтерского баланса Информация  приводится в агрегированной форме (путем приведения итоговых сумм по группам статей баланса)       
 

Продолжение таблицы 1

Рекомендуемое представление отчета о прибылях и убытках Показатели  отчета представляются по функциональному  составу.

Допускается представление показателей в  разбивке по видам деятельности (текущей, финансовой, инвестиционной)

Показатели  отчета могут раскрываться как по функциональному составу, так и  в разрезе доходов и расходов по экономическому содержанию (по элементам  затрат)       
Рекомендуемое представление отчета об изменениях капитала Рекомендуемый формат не предусматривает системного представления информации об отнесении  произошедших изменений к определенному  компоненту капитала (например к добавочному  капиталу) Движение  компонентов собственного капитала раскрывается в более наглядной (матричной)форме.

Предусмотрен  альтернативный вариант раскрытия  изменения в капитале в виде отчета о признанных прибылях и убытках.

Предусмотрена корректировка входящего остатка  капитала на влияние изменений учетной  политики

      
Рекомендуемое представление отчета о движении денежных средств Предусмотрено использование как прямого,

так и косвенного методов движения денежных средств

Возможно  дополнительное раскрытие движения денежных потоков по сегментам       
Раскрытие пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках могут  раскрываться в приложениях к  указанным формам отчетности, а также  в рамках приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) Пояснения к показателям форм отчетности раскрываются в виде расшифровок и текстовых комментариев       

Продолжение таблицы 1

Различия  в составе показателей бухгалтерского баланса Показатель  «Отложенный налоговый актив» («Отложенное  налоговое обязательство») не предусмотрен Включается  показатель «Отложенный налоговый актив» («Отложенное налоговое обязательство») в актив и составлено в обязательства баланса       
Различия  в составе показателей отчета о прибылях и убытках Включение в отчет показателя «Амортизация»  не предусмотрено Рекомендуется выделять амортизацию в отдельную строку отчета о прибылях и убытках       
 

     Несмотря  на внешние отличия форм российской бухгалтерской отчетности от рекомендуемых  форматов МСФО, существуют значительные различия в порядке расчета показателей, включаемых в отчетные формы. Эти  различия можно классифицировать как:

  • различия в понятийном аппарате, определяющие расхождения в признании активов, обязательств, доходов и расходов в целях бухгалтерского учета, для формирования отчетности;
  • различия в подходах к оценке отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов (в том числе учет справедливой стоимости);
  • различия в подходах к денежному измерению активов, обязательств, доходов, расходов в России и системе МСФО (учет инфляционных процессов);
  • различия в возможности использования аналитических методов, призванных уточнить оценку активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов.

     Различия  в понятийном аппарате должны рассматриваться  с точки зрения концептуального  различия практики российского бухгалтерского учета и требований международных стандартов. При этом следует учитывать, что определения доходов и расходов в российской системе регулирования бухгалтерского учета и МСФО отличаются несущественно. Основное концептуальное различие заключается в том, что записи на счетах в российском учете вносятся на основе оправдательных (юридических) документов, а в системе МСФО - на основе экономически обоснованного профессионального суждения. Учитывая сохранившуюся тесную привязку текущего бухгалтерского учета и форм российской отчетности, сложно предположить возможность российской отчетности отвечать требованию приоритета содержания. Отсутствие же определения активов, обязательств и капитала в российской системе бухгалтерского учета создает дополнительные трудности при трансформации. Затрудняет трансформацию и несоответствие практики российского бухгалтерского учета нормативным актам, выпускаемым по Программе реформирования системы бухгалтерского учета в России. В большинстве случаев бухгалтерский учет ведется в соответствии с налоговым законодательством, а не рекомендациями Министерства финансов РФ.

     Во  многих случаях требования налогового законодательства и рекомендаций в  виде Положений по бухгалтерскому учету  существенно различаются. Не соответствует:

  • учет основных средств и амортизации;
  • учет нематериальных активов;
  • учет материалов;
  • учет незавершенного производства;
  • учет готовой продукции.

     При существующих различиях между бухгалтерским  и налоговым учетом при трансформации  российской отчетности требуется число  корректировок, поскольку российские ПБУ тесно связаны с нормами МСФО. Различия в подходах к оценке отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов связаны, прежде всего, с неразвитостью российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В отдельных случаях методические рекомендации Минфина РФ и ПБУ предусматривают подход к оценке учетных объектов, соответствующий МСФО, однако на практике выполнение этих рекомендаций затруднено. Различия в денежной оценке учетных объектов в российской практике и МСФО объясняются тем, что в России нет должного учета инфляции и влияния изменения цен. В системе МСФО указанным проблемам посвящены три стандарта: МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен», МСФО 21 «Влияние изменений валютных ресурсов», МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». Все указанные стандарты в разной степени используются при трансформации бухгалтерской отчетности в формат МСФО. Наибольшее влияние на динамику показателей российской отчетности оказывает применение МСФО 29. Существует широкая практика трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО.

     Перед началом трансформации бухгалтерской  отчетности необходимо выявить различия между российской практикой бухгалтерского учета, нормативными актами по бухгалтерскому учету и требованиями международных стандартов.

     Основные  этапы трансформации:

  • Производится детальное рассмотрение операций компании на предмет различного их рассмотрения российскими стандартами и стандартами МСФО или другой выбранной учетной системой.
  • Производится сбор дополнительной информации, которая потребуется для проведения трансформации.
  • Определяется функциональная валюта отчетности - в зависимости от построения бизнеса компании - и определяется вид отчетности (полная отчетность, отдельные ее элементы, пакет отчетности для целей составления консолидированной отчетности материнской компании) и отчетный период - в зависимости от внешних задач. Не во всех случаях функциональной валютой являются рубли. Также необязательно, что валюта, в которой составляется консолидированная отчетность иностранной материнской компании, обязательно будет функциональной валютой для дочерней компании, расположенной в России. Выбор валюты отчетности - очень существенный момент, который должен быть проработан до осуществления дальнейших шагов по трансформации отчетности.
  • Разрабатывается сама модель (система таблиц) трансформации.
  • При необходимости создаются параллельные регистры учета (например, основных средств).
  • Проводится сама трансформация путем пересчета статей отчетности в функциональную валюту - и далее в выбранную валюту отчетности - и проведения исправлений для отражения требований МСФО.

     Метод трансформации состоит из следующих  этапов:

     Первый  этап представляет собой перегруппировку  статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из экономической сущности активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов кредитной организации для приведения их в соответствие с МСФО.

     Второй  этап состоит в определении перечня  необходимых корректировок статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для приведения их в соответствие с МСФО, в том числе на основе профессиональных суждений руководства кредитной организации в целях:

  • корректировки временных (отчетных) периодов, в которых были совершены операции либо образовались рассматриваемые активы, обязательства, источники собственного капитала, доходы и расходы;
  • оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов кредитной организации в соответствии с МСФО;
  • реклассификации статей баланса и отчета о прибылях и убытках.

     Третий  этап метода трансформаций включает - процедуру расчета

     сумм  необходимых корректировок статей баланса и отчета о прибылях и  убытках для приведения их в соответствие с МСФО.

     Трансформация финансовой отчетности согласно МСФО становится все более актуальной. Поэтому необходимо сказать, что единой методики трансформации отчетности не существует. Как отмечают некоторые специалисты, отчетность согласно МСФО можно разработать 3 путями, а именно методом трансформации отчетности, методом трансляции проводок и методом параллельного учета.

     Первые 2 метода самые простые, однако, они  могут давать погрешность от 10 до 50%. В этом случае в их основе лежит  построение специальных трансформационных  таблиц по основным участкам учета. Эти таблицы представляют собой расшифровки бухгалтерской отчетности, подготовленной в виде российских стандартов, которые позволяют автоматически сделать ряд поправок для приведения данных в международный формат.

     Основные  методы, используемые при трансформации отчетности:

  • детализация остатков. Необходима для корректной классификации остатков для целей МСФО (например, классов основных средств), выделения внутригрупповых остатков при консолидации;
  • реклассификация остатков. Представляет собой распределение данных российского учета в формате МСФО;
  • переоценка остатков. Это корректировка остатков балансовых счетов, представляющая некоторые изменения собственного капитала: прибылей и убытков отчетного года, нераспределенной прибыли (накопленного убытка), добавочного капитала и других статей собственного капитала (например, списание неликвидных запасов или инфляционные поправки).
  • различная степень детализации российского и международного планов счетов;
  • различные методы и нормы амортизации основных средств;
  • особенности при документарном признании задолженности денежных средств (например, согласно российским стандартам счета денежных средств обновляются на основе банковской выписки, а по МСФО - на основе платежных поручений);
  • настройка операций при ведении учета в двух валютах.

     Поскольку перечень различий между российским учетом и МСФО, связанных с трансформацией бухгалтерской отчетности, остается все еще значительным, данная проблема требует особого внимания со стороны  широкого круга бухгалтеров и  консультантов.

     Споры о том, когда российские организации  перейдут к составлению финансовой отчетности по МСФО, ведутся уже  не первый год. Обсуждается также  вопрос о том, все ли организации  должны применять эти стандарты. Переход к стандартам требует  несколько лет даже при наличии высококвалифицированных специалистов. В настоящее время основной задачей является подготовка бухгалтеров к работе в условиях новых непривычных требований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Применение международных  стандартов бухгалтерского  учёта в России 

     Каждое  государство вправе самостоятельно решать, следует ли внедрять на его территории МСФО и, если следует, какую стратегию перехода предпочесть. Теоретически возможны два основных способа внедрения международных стандартов:

  • «метод шоковой терапии», заключающийся в том, что международным стандартам придается статус силы актов национального законодательства;
  • «метод планомерного продвижения», при котором производится разработка национальных стандартов, базирующихся на МСФО с заимствованием значительной части принципов и (или) изменение существующих национальных стандартов также с переносом большинства принципов международных стандартов в стандарты национальные.

     Применение  первого способа характерно в основном для некоторых развивающихся стран, второй способ предпочли большинство развитых стран.

     В России необходимость перехода на международные стандарты подготовки финансовой отчетности на государственном уровне впервые была зафиксирована в 1997 г. в Послании Президента РФ Федеральному собранию, а чуть позже и в Указе Президента РФ от 03.04.1997 г. № 278 «О первоочередных мерах по реализации послания Президента РФ Федеральному собранию «Порядок во власти — порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики РФ)». Указанным документом Правительству РФ была поставлена задача «Разработать и утвердить до 15.11.1997 г. программу перехода с 1998 г. на международные стандарты бухгалтерского учета».

Информация о работе Трансформация финансовой отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов