Трансформация финансовой отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 07:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является, рассказать о Международных Стандартах бухгалтерского учета, о реформировании учета в России в соответствии с мировыми тенденциями. Описать трансформацию финансовой отчетности в России в соответствии с МСФО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3

1.Представление бухгалтерской отчётности по МСФО………….............5
2.Трансформация российской отчетности в отчетность по международным стандартам……………………………………………..9
3.Применение международных стандартов бухгалтерского учёта в России…………………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………............29

Практическое задание…………………………………………………………..30

Библиографический список…………………..……………….. ………..........35

Опись приложений..…………………………………………………...............37

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

     Такая Программа была подготовлена Правительством РФ в 1998 г. и утверждена Постановлением от 06.03.1998 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». В качестве цели Программа определила «Приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и  международными стандартами финансовой отчетности». Другими словами, Правительство РФ решило не внедрять в российскую практику МСФО в «чистом» виде, а переработать национальные стандарты в соответствии с принципами МСФО.

     После утверждения Программы документы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России претерпели существенные изменения за счет их сближения с МСФО. Так, был принят целый ряд новых ПБУ, существенно переработаны ПБУ, определяющие порядок ведения учета основных средств и материально-производственных запасов, в практику отечественного учета внедрены принципиально новые понятия (в частности, «условные факты хозяйственной деятельности», «события после отчетной даты», «отложенные налоговые активы и обязательства»), формы отчетности стали рекомендательными, а требования к составлению отчетности дополнены рядом положений, соответствующих принципам МСФО (в частности, раскрытие информации об операциях с аффилированными лицами, об операционных и географических сегментах хозяйственной деятельности).

     Однако  к концу 2002 г. работа по сближению российских стандартов с международными была приостановлена, а к 2004 г. был существенным образом изменен подход к реформированию национальной системы учета и отчетности. Приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2004 г. № 180 была одобрена «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (Концепция).

     При этом в качестве основной задачи реформирования индивидуальной и консолидированной отчетности Концепцией определено обеспечение гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах (для индивидуальной отчетности) и о группе хозяйствующих субъектов (для консолидированной отчетности).

     Однако подходы по сближению с МСФО для индивидуальной и консолидированной отчетности принципиально различны.

     Так, для индивидуальной отчетности в качестве основного пути ее сближения с МСФО определено ее составление по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. При этом в Концепции отмечено, что «в перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов)».

     Что касается консолидированной отчетности, то для решения поставленной задачи реформирования «необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее».

     В качестве «среднесрочной перспективы» Концепция рассматривает период с 2004 г. по 2010 г., выделяя в нем два основных этапа.

     Первый этап — с 2004 г. по 2010 г. В качестве основных мероприятий на данном этапе должны быть, в частности, реализованы:

  • обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых финансовых субъектов (т.е. предприятий (организаций), в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и (или) публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц (в частности, банки), другие организации, соответствующие установленным критериям;
  • утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.

     Второй этап — с 2008 г. по 2010 г., в течение которого запланированы, в частности:

  • обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам;
  • оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО вместо российских стандартов.

     Таким образом, весьма упрощенным представляется прочтение Концепции, встречающееся  в некоторых публикациях и сводящееся к тому, что в ближайшее время все российские компании будут составлять отчетность по МСФО, что потребует ведения дополнительного вида учета. Очевидно, что указанный документ предусматривает в среднесрочной перспективе поэтапный переход на международные стандарты составления отчетности только для определенного круга компаний. При этом следует иметь в виду, что сама Концепция, несмотря на то, она одобрена Приказом Минфина России, нормативным документом не является и определяет только основные направления деятельности официальных органов власти и негосударственных (коммерческих) институтов, работающих в сфере реформирования бухгалтерского учета и отчетности.

     На сегодняшний день существует только два юридически значимых документа, устанавливающих обязанность определенных хозяйствующих субъектов формировать отчетность в соответствии с принципами МСФО:

     Указание  Центрального банка РФ от 25.12.2003 г. № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями». Этим документом на кредитные организации возложена обязанность составления и представления финансовой отчетности по МСФО начиная с отчетности за 9 месяцев 2004 г. (в соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности», направленными письмом ЦБ РФ);

     Приказ  Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.12.2004 г. № 15.12.2004 г. № 04-1245/пз-н «Об утверждении положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг». В соответствии с этим документом в качестве одного из обязательных условий для включения в котировальный список «А» первого уровня установлена обязанность эмитента иметь подтвержденную аудиторским заключением годовую финансовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО и (или) US GAAP, а также принятие эмитентом обязательства по ведению указанной отчетности и ее раскрытию вместе с аудиторским заключением на русском языке.

     Учитывая  изложенное, можно сделать вывод, что, прежде всего, вопросом перехода на МСФО (а точнее, созданием системы подготовки консолидированной отчетности по правилам МСФО) должны озаботиться организации, являющиеся головными компаниями группы компаний. Именно в отношении них Концепция определила вполне конкретные сроки перехода к составлению отчетности в соответствии с принципами МСФО. При этом, как следует из интервью чиновников, предусматривается, что консолидированная МСФО-отчетность будет составляться методом трансформации, согласно которому все компании, входящие в группу, подготавливают индивидуальную отчетность на основании национальных стандартов, а затем такая отчетность сводится и трансформируется согласно принципам МСФО. Именно такой метод сегодня используется повсеместно в Европе и неевропейских государствах, поскольку в подавляющем большинстве стран в отношении индивидуальной отчетности действуют национальные стандарты. Стоит также отметить, что большинство из тех организаций, в отношении которых планируется законодательно закрепить обязанность по формированию отчетности по МСФО, уже делают это в добровольном порядке на протяжении ряда лет. Это большинство предприятий нефтегазового сектора, крупные предприятия автомобилестроения, химической промышленности.

     В настоящее время проект закона «О консолидированной отчетности», разработанный Правительством РФ и одобренный Государственной Думой в двух чтениях, продолжает обсуждаться как в государственных структурах, так и в профессиональном сообществе. До принятия указанного закона в России отсутствуют какие-либо нормативные документы, устанавливающие порядок, сроки и адреса представления отчетности, составленной в соответствии с принципами МСФО, а также не определена ответственность за несоставление или неправильное составление, равно как и за непредставление или представление с нарушением сроков соответствующей отчетности. Кроме того, действующие нормативные документы не дают однозначного ответа на вопрос, от составления каких видов отчетности освобождаются организации, составляющие МСФО-отчетность. Принятие указанного закона также необходимо по той причине, что в настоящее время отсутствует официальный перевод МСФО на русский язык, признанный в установленном порядке. По информации из интервью с г-ном Шнейдманом  Л. З., опубликованного на сайте Минфина РФ , Совет по МСФО опубликовал официальный перевод МСФО на русский язык, подготовленный специалистами Совета и прошедший экспертизу текста на русском языке. Однако в российское правовое поле указанный перевод может быть введен только посредством признания в порядке, установленном Правительством РФ, а само такое признание возможно только после официального вступления закона «О консолидированной отчетности» в силу.

     Для предприятий, не попадающих под критерии обязательного применения МСФО, использование международно признанных принципов составления отчетности является делом добровольным, и принять то или иное решение каждое из таких предприятий может, оценив все аргументы «за» и «против».

     Ожидаемые «плюсы» и предсказуемые «минусы» перехода на МСФО.

     Основным «внешним» аргументом в пользу перехода к составлению отчетности на основании МСФО для российских компаний является тот факт, что такой переход должен стать важным шагом на пути обеспечения открытости и прозрачности российских компаний, повышении их конкурентоспособности (в том числе в борьбе за источники финансирования на отечественном и международном рынках капитала), снижения стоимости привлекаемых ими заемных средств, а также общего улучшения состояния финансового рынка России.

     Практика  применения МСФО доказала, что они  позволяют обеспечить максимальную полезность финансовой отчетности для  широкого круга пользователей, поскольку  изначально разрабатываются как стандарты, позволяющие раскрывать достаточный для всех участников рынка объем информации о компании, ее финансовом положении и финансовых результатах, вследствие чего МСФО-отчетность в большей степени, чем отчетность, составленная по национальным стандартам, может использоваться для оценки и прогнозирования развития компаний, для принятия инвестиционных решений, для оценки деятельности менеджмента, т.е. всех тех факторов, в информации о которых заинтересованы инвесторы.

     Очевидно, что наиболее актуален данный аргумент для крупных компаний, которые, как было отмечено выше, уже составляют отчетность, основанную на международных стандартах, а также для предприятий среднего бизнеса, имеющих планы развития с привлечением дополнительных источников финансирования.

     Что касается «внутренних стимулов» для перехода конкретного хозяйствующего субъекта к составлению отчетности по МСФО, то обычно называют два основных. Первый состоит в том, что отчетность, отвечающая международным стандартам, позволяет дать более объективную оценку не только финансовому состоянию компании, но и эффективности системы управления компанией в целом и отдельными сегментами бизнеса ее в частности, что необходимо не только внешним пользователям, но и менеджменту компании. Второй «положительный» момент, ожидаемый от российских компаний (точнее, от финансово-бухгалтерских служб российских компаний) при переходе на МСФО состоит в том, что применение международно признанных принципов составления отчетности «дисциплинирует» компанию, составляющую и представляющую отчетность, поскольку переход на МСФО предполагает при формировании отчетных форм применение всех стандартов по совокупности (из тех, которые могут быть применены к деятельности конкретной компании), в то время как отчетность, составленная по российским стандартам, зачастую содержит только перечень сведений, содержащихся в рекомендованных формах отчетности, не раскрывая ряд «бесполезных», на первый взгляд, показателей. Действительно, статистика умалчивает о том, какая часть российских предприятий при составлении отчетности раскрывает все показатели, или сколько организаций формируют консолидированную отчетность в порядке, установленном Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (Приложение к приказу Минфина РФ от 30.12.1996 г. № 112). Однако указанный аргумент представляется весьма спорным, поскольку проблемы контроля за применением тех или иных правовых норм лежат вне плоскости национальных или международных правил, являясь самостоятельной сферой регулирования.

     Выше  мы рассмотрели так называемые «микроэкономические» эффекты от введения МСФО в учетную практику российских компаний. Между тем, переход на составление финансовой отчетности российских компаний на основе стандартов, признанных в большинстве стран мира, способен оказать положительное влияние и на экономику России в целом (макроэкономический эффект), в частности, по следующим направлениям:

Информация о работе Трансформация финансовой отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов