Учет амортизации основных средств и методы ее начисления: бухгалтерский и налоговый аспекты на примере ООО «Альфа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования данной курсовой работы - изучение учета амортизации основных средств, методов ее начисления и разработать рекомендации по ведению оптимальной учетной политики организации.
Для достижения указанной цели в курсовой работе необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие основных средств, порядок их классификации и оценки;
-ознакомиться с организацией документального оформления операции и их отражения в учете;
-ознакомиться с организацией деятельности предприятия;
- изучить учет амортизации основных средств;
- изучить методы начисления амортизации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 5
1.1. Понятие, классификация и оценка основных средств 5
1.2. Методы начисления амортизации объектов основных средств 11
Согласно п. 3 ст. 259 НК РФ к объектам амортизируемого имуще­ства, входящим в I—VII амортизационные группы, организация впра­ве применять нелинейный метод начисления амортизации. 15
1.3. Синтетический учет амортизации основных средств 16
2. СОСТОЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 21
В ООО «АЛЬФА» 21
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2. Учет основных средств, определение срока полезного использования, начисление амортизации в бухгалтерском учете 27
2.3. Начисление амортизации для целей налогообложения прибыли 34
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 37
3.1. Недостатки и нарушения, допущенные в учете основных средств, рекомендации по их устранению 37
3.2. Совершенствование учета амортизации основных средств 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

КУРС.doc

— 382.00 Кб (Скачать документ)

 

     Для исправления ошибки, допущенной в 2010 году нужно подготовить уточненную декларацию за 2009 год - в декларации расходы по объекту должны составить сумму 286 303 руб. Декларация за I квартал 2010 года должна также формироваться исходя из правильной суммы амортизации (57 261 руб.).

     05.04.2009 г. ООО «Альфа» приобрело основное  средство – плоттер, стоимостью 53 100 руб. с учетом НДС (8100 руб.). Объект введен в эксплуатацию 5 апреля 2009 года. Срок полезного использования составляет 25 месяцев (2-я амортизационная группа от двух до трех лет включительно). Бухгалтер ошибся и определил срок полезного использования равный 24 месяцам. Амортизация начислена линейным методом

     (53 100 руб. - 8100 руб.) : 24 мес = 1875 руб.

     Вследствие  чего составлены проводки приведенные в таблице 20.

     Операции  по начислению амортизации

     Таблица 20

Дата Д-т К-т Сумма Наименование  операции
31.05.2009 26

(общехозяйственные расходы)

02.01

(амортизация  основных средств)

1 875 руб. Начислена амортизация за май 2009 г.
30.06.2009 26

(общехозяйственные расходы)

02.01

(амортизация  основных средств)

1 875 руб. Начислена амортизация за июнь 2009 г.

 

     Ошибка обнаружена в текущем году (в июле), исправление представлено в таблице 21.

     Операции  по исправлению ошибки при начислении амортизации

     Таблица 21

Дата Д-т К-т Сумма Наименование  операции
25.07.2009 26

(общехозяйственные расходы)

02.01

(амортизация  основных средств)

75 руб. Сторно наисленной за май амортизации из расчета 1875 руб.(неправильная амортизация) – 1800 руб. (правильная амортизация)
25.07.2009 26

(общехозяйственные расходы)

02.01

(амортизация  основных средств)

75 руб. Сторно начисленной  за июнь амортизации

 

     Необходимо  подготовить и сдать уточненную декларацию за первое полугодие 2009 года с исправленной суммой. Расходы в декларации за первое полугодие уменьшатся на 150 руб.

     ООО «Альфа», для обобщения информации о наличии и движении амортизационного фонда, предназначенного на полное восстановление основных средств, можно рекомендовать ввести в План счетов бухгалтерского учета сч. 87 "Амортизационный фонд", в котором отражается информация о неиспользованной сумме амортизационных отчислений на начало отчетного периода, о начисленной сумме амортизации за отчетный период и ее использовании, а также о неиспользованной сумме амортизации на конец отчетного периода". [21 с.15]

3.2. Совершенствование учета амортизации основных средств

 

     Грамотно  составленная учетная политика не только помогает существенно экономить на налогах. Вместе с ней работа бухгалтера может стать намного проще. Для этого необходимо:

  1. Снизить стоимость имущества.

     Некоторые расходы, связанные с покупкой основных средств, по правилам бухучета включаются в их первоначальную стоимость, а по правилам налогового – могут относиться к прочим. Например, это госпошлины, которые платят, регистрируя права собственности на недвижимость (подп. 40 п. 1 ст. 264 НК), таможенные пошлины (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК), а также командировочные расходы, которые выданы работнику, направленному для покупки основного средства или нематериального актива (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК).

     Сэкономить  на налоге на имущество, а заодно и  сблизить учеты, можно таким образом. Указать в учетной политике по бухучету, что несущественные затраты на приобретение внеоборотных активов будем учитывать в текущих расходах. Например, это могут быть суммы, не превышающие 5 процентов от первоначальной стоимости объекта (п. 1 указаний, утв. приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н).

  1. Выбрать способ амортизации.

     По  каждой группе основных средств имеем право устанавливать свой способ начисления амортизации (ст. 259 НК, п. 18 ПБУ 6/01). Воспользоваться этим правом можно, прописав такой порядок в учетной политике. Тогда при вводе основного средства в эксплуатацию будет возможность выбрать оптимальный для него метод амортизации.

     Например, для дорогостоящих активов в бухучете выгоднее устанавливать способ по сумме чисел лет срока службы. С его помощью стоимость основного средства будет списываться быстрее. Следовательно, база для расчета налога на имущество будет ниже. В этом случае суммы начисленной амортизации в обоих учетах будут совпадать.

  1. Раздельный учет.

     Правила раздельного учета в Налоговом  кодексе четко не установлены. Поэтому лучше утвердить методику «деления» в учетной политике фирмы. Причем это касается не только налогового, но и бухгалтерского учета (п. 3 ст. 5 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, п. 8 ПБУ 1/98, п. 12 ст. 167 НК).

  1. Резервы.

     В одном периоде у фирмы может быть мало расходов, а в другом – сразу крупная сумма. Это может привести к резкому увеличению себестоимости и даже стать причиной убытка. Устранить эту проблему поможет постепенное списание затрат за счет резерва. Формировать резервы фирма может и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Это решение надо обязательно закрепить в учетной политике.

     В бухгалтерском учете узаконенного порядка создания резервов нет. Фирма  разрабатывает его самостоятельно. Для сближения бухгалтерского и  налогового учета можно установить, что фирма создает резервы в бухгалтерском учете по правилам Налогового кодекса.

     Законодатели  разрешают компаниям создавать  резервы по сомнительным долгам (ст. 266 НК), на предстоящую оплату отпусков, на выплату ежегодных вознаграждений (ст. 324.1 НК), на ремонт основных средств (ст. 324 НК), на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (ст. 267 НК).

  1. Переоценка основных средств.

     Дорогостоящее оборудование и офисная техника  быстро устаревают. Однако у есть право  ежегодно их переоценивать (п. 15 ПБУ 6/01). То, что мы хотим им воспользоваться, нужно зафиксировать в учетной политике по бухгалтерскому учету. В результате переоценки стоимость устаревших основных средств уменьшится. Это позволит сэкономить на налоге на имущество.

  1. Списать имущество быстрее.

     Основные  средства, которые обычно используют совместно (например, принтер, системный  блок и монитор), в большинстве  случаев выгоднее списывать по отдельности. Для этого запишем в учетной политике: «Активы, используемые только в комплексе с другими, но не составляющие с ними единое целое, учитываются как отдельные основные средства».

  1. Первичная документация.

     Важным  элементом учетной политики считают  правила документооборота. Фирма обязана сформировать их и утвердить (п. 5 ПБУ 1/ 98). Лучше внести в приказ об учетной политике фразу: «Документирование хозяйственных операций осуществляется в соответствии с графиком документооборота, который руководитель организации утверждает отдельным приказом».

  1. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

     При применении ПБУ 18/02, постоянно приходится отслеживать разницу между бухгалтерским и налоговым учетом. Максимально упростить себе работу можно с помощью учетной политики.

     Например, можно решить учитывать возникающие  разницы в общей сумме. Методика заключается в следующем: надо посчитать общую сумму постоянных и временных разниц, определить величину отложенных и постоянных налоговых активов и обязательств. Затем по итогам квартала сделать проводки на их итоговые суммы. Прописать такой способ в учетной политике чиновники из Минфина разрешили в своем письме от 5 июня 2003 г. № 04-02-05/1/60  [22 с.18-22].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В работе были рассмотрены способы  начисления амортизационных отчислений. В практике российских предприятий наиболее часто используемыми методами расчета амортизационных сумм являются: равномерный метод, ускоренный, и метод, основанный на показателях объема выполненных работ объектом основных средств. По моему мнению, наиболее оптимальными методами начисления амортизации в условиях рынка являются ускоренные методы начисления амортизации. Данные методы позволяют в первые годы работы списывать большие суммы, как в рамках амортизационных отчислений, что уменьшает налогооблагаемую сумму и позволяет предприятию сэкономить определенную часть денежных средств. Последнее особенно немаловажно для только что начавших свою деятельность предприятий. Кроме того, ускоренная амортизация позволяет наибыстрейшем путем восстанавливать средства, потраченные на приобретение основных средств и приобретать новые, более современные и высокопроизводительные основные средства. Этот факт особенно важен в последнее время, когда научно-технический прогресс все быстрее внедряется в нашу жизнь, принося новое оборудование и высокоэффективные технологии.

      Снижение трудоёмкости продукции, роста производительности можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования.

      Снижение  стоимости средств производства, и в первую очередь их активной части, происходит особенно интенсивно под воздействием научно-технической революции. В современных условиях научно-технического прогресса активно влияет на сокращение срока морального износа. В среднем моральный износ активной части средств труда колеблется от трёх до семи лет.

      Сокращение  расходов по амортизации основных фондов можно достигнуть путём лучшего использования этих фондов. 
Улучшение использования огромного национального богатства, заключенного в основных производственных фондах, имеет первостепенное значение, поскольку отражается на эффективности производства.

      С улучшением использования основных производственных фондов обеспечивается:

      - увеличение объема производства без дополнительных капитальных вложений;

      - ускоренное обновление средств  труда, что сокращает возможность  морального износа оборудования  и способствует техническому  прогрессу в отрасли;

      - снижение себестоимости продукции  за счет амортизационных отчислений в расчете на единицу продукции.

      Поэтому одно из основных мероприятий, с помощью  которого фирма сможет существовать в любой сложившейся экономической ситуации, заключается в разработке амортизационной политики. Для того чтобы она оказалась эффективной, необходимо ознакомиться не только с современными концепциями амортизации, но и изучить весь накопленный опыт человечества по данному вопросу, а он весьма значителен. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть  первая (в редакции Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ.), Ось-89, 2008 - 115 с.
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, Часть вторая  (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 158 ФЗ), Ось-89, 2008 – 443 с.
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено Приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н, в редакции от 27.11.2006 № 156н).
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 11.03.2009 № 22н).
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. (утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н, в редакции от 11.02.2008 N 23н).
  6. Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94) Утв. постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359) – 57 с.
  7. Бухгалтерский финансовый учет В.Э.Керимов: учебник - М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2006. – 560 с.
  8. Экономика организации (предприятия) Арсенова Е.В. – М.: Учеб. /Под ред. Н.А. Сафронова. – М: Экономист, 2005. – 340 с.
  9. Экономика фирмы  Горфинкель В.Я., Швандер В.А.: Учебник. - М.: Юнити–Диана, 2008 – 126 с.
  10. Экономика предприятия Грибов В.Д.: Учеб. – М: Финансы и статистика, 2008 – 368 с.
  11. Амортизация объектов основных средств в учете Русакова Е.А..: Бухгалтерский учет. – 2007 – 248 с.
  12. Бухгалтерский  учет в рыночной экономике Рахман З., Шеремет А., ”, М.: ИНФРА- М, 2006 г. – 210 с.
  13. Бухгалтерский учет в  малом предпринимательстве Козлова Е.П. , Бабченко Т.Н.  - М.: Финансы и статистика, 2008 г. – 190 с.
  14. Бухгалтерский учет и отчетность в Росссии Андросов А.М.-М.: МЕНАТЕПИНФОРМ , 2007 г. – 182 с.
  15. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. - М.:  "МАГИС", 2007 г. – 140 с.
  16. Бухгалтерский учет Н.А.Каморджанова, И.В.Карташова: Питер, 2009 – 254 с.
  17. Курс экономической теории. / Под ред. М.Н. Чепурина. - М.: Юнити-Дана, 2008 – 293 с.
  18. Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет Г.Ю.Касьянова – М.: ИД «Аргумент», 2008 – 248 с.
  19. Оценка эффективности и достоверности хозяйственной деятельности Синавина В. С.. - М.: Экономика, 2007 – 128 с.
  20. Учет основных средств, нематериальных активов, долгосрочных инвестиций Луговой В.А.  - М.: АО "Инкосаудит", 2007. – 180 с.
  21. Амортизация как источник возникновения постоянных и временных разниц Опарина С. : Новая бухгалтерия. – 2008. - №1. – 40 с.
  22. Бухгалтерский и налоговый учет амортизации основных средств. Кожинов В.Я. : Современный бухучет. – 2008. - № 6. – 65 с.
  23. Забытые пункты  учетной политики Л. Изотова: "Расчет"№12 19.12.08г. – 40 с.
  24. Налогообложение в хозяйственных операциях с основными средствами и инвестициями в основные средства Строкин М.- М.:  Экономика и жизнь. - №42. - 2007 г. – 50 с.
  25. Способы начисления амортизации основных средств Резников В. В.: Главбух. - 2008. - №20 – 54с.
  26. Учет и определение налоговой базы по приобретению и использованию амортизируемых объектов Волков Н.Г. - М.: Бухгалтерский учет. – 2008. - №3. – 45 с.

Информация о работе Учет амортизации основных средств и методы ее начисления: бухгалтерский и налоговый аспекты на примере ООО «Альфа»