Учет движения основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение учета движения основных средств организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить экономическую сущность основных средств и их движения;
Рассмотреть методику аналитического и синтетического учета движения основных средств;
Проанализировать деятельность и учет движения основных средств в Агентстве по градостроению Калининградской области;
Разработать необходимые рекомендации по совершенствованию учета движения основных средств на анализируемом предприятии.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы учета движения основных средств 5
1.1. Нормативно-законодательные основы учета 5
1.2. Экономическая сущность и определения 7
1.2.1. Основные средства и задачи их учета 7
1.2.2. Классификация основных средств 8
1.2.3. Оценка основных средств 10
1.3. Теоретические основы учета движения основных средств и МСФО 11
1.3.1. Аналитический учет основных средств 11
1.3.2. Синтетический учет движения основных средств 14
1.3.3. МСФО 16. Основные средства (IAS 16. Plant, Property and Equipment) 19
II. Организация и ведение учета на предприятии ООО «Балтсибнефть» 24
2.1. Общая характеристика предприятия и анализ основных показателей его работы 24
2.2. Первичный учет движения основных средств в ООО «Балтсибнефть» 31
2.3. Синтетический учет движения основных средств 35
III. Совершенствование учета движения основных средств в ООО «Балтсибнефть» 38
3.1. Основные направления совершенствования учета движения основных средств 38
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 41
Заключение 43
Список использованной литературы 44

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 516.00 Кб (Скачать документ)

В Акте предусмотрен раздел для отражения сведений об участниках долевой собственности с указанием  их доли в праве общей собственности (для объектов, находящихся в собственности двух или нескольких организаций), а также сведений о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центробанка России на выбранную дату — для случая приобретения объекта основных средств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Кроме того, в Акте присутствует реквизит для отражения информации о государственной регистрации  прав на недвижимое имущество.

Перемещение основных средств внутри организации

Для оформления и учета  перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (отдела, участка) в другой применяется Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2). (Приложение)

Накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств, третий — передается получателю.

Наличие и движение объектов основных средств 

Для учета наличия  и движения объектов основных средств, а также учета движения его  внутри организации применяются  инвентарные карточки и инвентарные  книги, которые заполняются на основании  актов о приеме-передаче объектов основных средств и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.).

Инвентарные карточки (книги) ведутся в бухгалтерии в одном  экземпляре:

  • на каждый объект — по форме № ОС-6 “Инвентарная карточка учета объекта основных средств”;
  • на группу объектов — по форме № ОС-6а “Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств”;
  • для объектов основных средств малых предприятий — по форме № ОС-6б “Инвентарная книга учета объектов основных средств”.

В инвентарной карточке на основании соответствующих документов отражаются: прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание.

Информация, отражаемая в Инвентарной карточке, группируется по разделам:

1. Сведения об объекте основных средств на дату передачи (дата выпуска, срок эксплуатации, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость).

2. Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету (первоначальная стоимость, срок полезного использования).

3. Переоценка (дата, коэффициент пересчета, восстановительная стоимость).

4. Сведения о приемке, внутренних перемещениях, выбытии (списании) объекта основных средств.

5. Изменения первоначальной стоимости объекта основных средств (реконструкция, достройка, дооборудование, частичная ликвидация, модернизация).

6. Затраты на ремонт.

7. Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств.

Списание  объектов основных средств

Для списания пришедших  в негодность объектов основных средств  применяются:

  • Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) — по форме № ОС-4; (Приложение)
  • Акт о списании автотранспортных средств — по форме № ОС-4а;
  • Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) — по форме № ОС-4б.

Акты составляются в  двух экземплярах, подписываются членами  комиссии, назначенной руководителем  организации, утверждаются руководителем  или уполномоченным им лицом.

Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность  объектов, и является основанием для  сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Госавтоинспекции.

2.3. Синтетический  учет движения основных средств

Поступление основных средств  на предприятие происходит в следующих случаях:

  • в порядке нового строительства;
  • на условиях аренды;
  • в результате приобретения за плату;
  • в качестве безвозмездного получения или дарения;
  • путем выявления как неучтенных по материалам инвентаризации;
  • другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Приемка в эксплуатацию основных средств осуществляется комиссией, назначенной для этих целей приказом или распоряжением руководителя. Как правило, на предприятиях создаются  постоянно действующие комиссии. В их состав включают: бухгалтера, представителя инженерно-технического отдела, специалиста по строительству, начальника участка или отдела, которому сдается объект основных средств.

В рабочем  плане счетов предприятия ООО «Балтсибнефть» предусмотрено выделение следующих субсчетов счета 01 «Основные средства» (Приложение):

01/1 – Собственные  основные средства

01/2 – Арендованное  имущество

01/3 – Основные  средства для ЕНВД

01/4 – Основные  средства, переданные в аренду  без права выкупа

01/13 – основные  средства, переданные на консервацию.

Затраты по приобретению конкретного объекта собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», к которому могут быть открыты  субсчета:

08/1 -  Приобретение  земельных участков;

08/2 -  Приобретение  объектов природопользования;

08/3 -  Строительство объектов основных средств;

08/4 - Приобретение отдельных  объектов основных средств;

Основные средства, приобретенные  за плату у других организаций  и лиц, а также созданные в  самой организации, отражают по дебету счета 01 "Основные средства" и  кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".  
Безвозмездно принятые основные средства приходуют по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 98-2 "Безвозмездные поступления". Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 98-2 "Безвозмездные поступления" в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".

На объекты, переданные из одного подразделения в другое, бухгалтерские проводки не составляются, а в картотеке аналитического учета карточка переставляется из подразделения, где находился объект, в подразделение, куда он переведен.

При выбытии основных средств накопленная амортизация  по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 "Амортизация основных средств" и кредитуют счет 01 "Основные средства".  
При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". Таким образом, на счете 91 "Прочие доходы и расходы" формируется финансовый результат от выбытия основных средств.  
При продаже основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам - в дебет счета 02 "Амортизация основных средств" и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также сумму НДС по основным средствам (с кредита счета 68 "Расчеты по налогам и сборам") и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23 "Вспомогательные производства" и других счетов.  
При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 "Прибыли и убытки".

Выявленные по инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 "Основные средства" с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы" с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

Переоценка основных средств на предприятии не производится.

 

III. Совершенствование  учета движения основных средств  в ООО «Балтсибнефть»

3.1. Основные направления совершенствования учета движения основных средств

В условиях рыночной экономики  у всех организаций, наряду со многими  первостепенными задачами, такими как: материальное обеспечение, ценообразование, формирование портфеля заказов стоит вопрос эффективности использования основных средств.

Стоит отметить, что на предприятии ООО «Балтсибнефть» в динамике за 3 года среднегодовая  стоимость основных фондов снижается. Наряду с начислением амортизации и, следовательно, физическим и моральным износом основных средств, количество выведенных основных средств непропорционально количеству введенных. Доля основных средств в стоимости внеоборотных активов также уменьшается с каждым годом. Это негативная тенденция.

На ООО «Балтсибнефть» не проводится переоценка основных средств, следовательно, и не определяется восстановительная стоимость, так как она отражается в учете только на момент переоценки либо уценки объекта основных средств. Это существенный недостаток в учете основных средств ООО «Балтсибнефть», поскольку проведение переоценки позволит более объективно и точно указать стоимость основных средств на данный момент времени, что отразит заинтересованность и осведомленность предприятия в постоянно меняющейся рыночной среде.

Также на предприятии  не всегда ответственно относятся к  проведению инвентаризации основных средств. Она проводится очень редко.

Акты о приеме-передаче основных средств, перемещении и  списании не всегда проводятся своевременно и качественно.

Организация работает с  программным обеспечением БЭСТ 4+.

Таким образом, можно  выделить следующие направления  совершенствования аналитического и синтетического учета на предприятии  ООО «Балтсибнефть»:

  1. Следует работать над тем, чтобы как можно быстрее и наиболее полно получать необходимую информацию по основным средствам. Так как на предприятии используется большое количество основных средств, то без использования современного программного обеспечения своевременно получать точные и достоверные данные невозможно;
  2. Необходимо разработать рациональную систему документооборота. Необходимо усилить контроль за своевременным и правильным оформлением документации с заполнением всех обязательных реквизитов в ней. Исправления должны быть оговорены в обязательном порядке лицом, сделавшим исправления в документе. Все хозяйственные операции, связанные с движением основных средств, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых обеспечивается контроль над сохранностью основных средств.   Если на объект, включающий ряд приспособлений и принадлежностей, составляющих единое целое, открыта одна инвентарная карточка, то в ней рекомендуется привести перечень таких частей. Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов - по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). Акт (накладную) приемки-передачи основных средств составляют, как правило, при принятии к бухгалтерскому учету любых видов основных средств; при этом на каждый объект составляется отдельный акт. Если основные средства однотипны, одинаковы по стоимости и приняты одновременно, то может быть составлен общий акт.

 Инвентарные карточки  рекомендуется открывать на основные  средства, принятые в аренду, для осуществления их забалансового учета в бухгалтерской службе организации-арендатора.

В целях обеспечения  сохранности должен быть организован соответствующий учет объектов основных средств в местах их эксплуатации.

  1. Необходимо проводить инвентаризацию основных средств. Цель инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета
  2. Необходимо вводить дополнительный контроль со стороны руководства предприятием. Просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в данной области, позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предприятия. Нужно ввести анализ эффективности использования основных средств по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на своем предприятии.
  3. Рекомендуется установить программу 1с: Бухгалтерия 8. Это универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности. Учет основных средств и нематериальных активов ведется в соответствии с ПБУ 6/01 " Учет основных средств ". Автоматизированы все основные операции по учету: поступление, принятие к учету, начисление амортизации, модернизация, передача, списание, инвентаризация.
  4. Улучшения использования основных средств на предприятии можно достигнуть путем:

•  освобождения предприятия от излишнего оборудования, машин и других основных средств или сдачи их в аренду;

• своевременного  и  качественного  проведения  планово-предупредительных и капитальных ремонтов;

•  приобретения высококачественных основных средств;

• своевременного обновления, особенно активной части, основных средств  с целью недопущения чрезмерного  морального и физического износа;

• внедрения новой  техники и прогрессивной технологии — малоотходной, безотходной, энерго- и топливосберегающей;

Для расчета коммерческой эффективности необходимо рассчитать показатели эффективности.

Информация о работе Учет движения основных средств