Учет и аудит арендованных основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание

Цель работы – на основе изучения теоретических и практических аспектов учета и аудита аренды основных средств предложить мероприятия, направленные на улучшение их учета в ООО «Прогресс-2».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты учета и аудита аренды основных средств;
- рассмотреть организацию учета арендованных основных средств в ООО «Прогресс-2»;
- провести аудиторскую проверку учета аренды основных средств;
- предложить мероприятия, направленные на улучшения учета аренды основных средств в ООО «Прогресс-2».
Объект исследования – ООО «Прогресс-2».
Предмет исследования – учет и аудит арендованных основных средств предприятия.

Работа состоит из  1 файл

курсовая_Учет и аудит арендованных основных средств.(лизинг)_2013 - копия.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Учет  занимает одно из главных мест в  системе управления. Он отражает региональные процессы производства, распределения  и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия, служит основой  для планирования его деятельности.

Актуальность  данной темы не вызывает сомнений, так как основные средства формируют главную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения.

В России аренда пока находится на начальной  стадии становления, однако в ближайшее время следует ожидать его бурного развития, причем не только в силу присущих ему возможностей, но и государственной поддержки. Аренда позволяет финансовым институтам, банкам более плавно реструктуризировать свою деятельность, смещая акценты в сторону кредитования инвестиционных проектов с более высокими гарантиями, поскольку сдаваемое в аренды имущество, как правило, высоколиквидное, а главное, оно остается в собственности арендодателя до истечения срока финансового аренды.

Очевидно, выражена практическая потребность  в решении данной проблемы и научно–методическом  обосновании проекта решения, таким  образом, проводимое исследование и  рекомендации могут способствовать оптимизации экономической практики.

Цель работы – на основе изучения теоретических  и практических аспектов учета и  аудита аренды основных средств предложить мероприятия, направленные на улучшение  их учета в ООО «Прогресс-2».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  теоретические аспекты учета  и аудита аренды основных средств;

- рассмотреть  организацию учета арендованных основных средств в ООО «Прогресс-2»;

- провести  аудиторскую проверку учета аренды основных средств;

- предложить  мероприятия, направленные на  улучшения учета аренды основных  средств в ООО «Прогресс-2».

Объект  исследования – ООО «Прогресс-2».

Предмет исследования – учет и аудит арендованных основных средств предприятия.

Методологической основой работы явилась нормативная, законодательная, специальная периодическая литература по вопросам учета и аудита аренды основных средств.

1 Теоретические  основы учета и аудита аренды  основных средств

1.1 Нормативно-правовое  регулирование учета аренды основных средств

 

В настоящее  время основным законодательным  актом, обладающим наивысшей юридической  силой является Конституция Российской Федерации. Она гарантирует единство экономического пространства, свободное  перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности [1, С.12].

Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические  лица, находящиеся на территории страны. В соответствии с Гражданским  кодексом юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде [2, С.36].

Аренда (имущественный  найм) – один из самых распространенных видов хозяйственных сделок. Заключение договора аренды уменьшает затраты  организации-арендатора, так как  позволяет без значительных инвестиций получить во временное владение и пользование производственные помещения, оборудование, транспортные средства. Часть доходов, полученных при пользовании арендуемым имуществом, направляется на выплату арендных платежей.

Заключение договора аренды уменьшает финансовый риск арендатора. Если организация, взяв некоторый объект в краткосрочную аренду, в течение срока аренды не получает предполагаемого финансового результата, то по завершении срока договора она может принять решение о прекращении дальнейшего использования объекта и об отказе от приобретения подобного имущества.

Отношения аренды выгодны и организации-арендодателю. Арендодатель, сдавая в аренду не используемое в текущий момент имущество, уменьшает  затраты на его содержание и получает дополнительную прибыль.

В зависимости  от назначения и статуса, нормативные  документы регулирующие учет аренды основных средств целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень:  законодательные акты, указы Президента  Российской Федерации и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:

2-й уровень:  стандарты (положения) по бухгалтерскому  учету и отчетности.

3-й уровень:  методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина Российской Федерации и других ведомств.

4-й уровень:  рабочие документы по бухгалтерскому  учету самого предприятия. 

1.2 Синтетический  и аналитический учет аренды  основных средств

 

Согласно  Положению ПБУ 6/01, существуют два вида передачи и получения объектов основных средств во временное пользование — по договору аренды и по договору финансовой аренды.

Договор аренды — договор, согласно которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Договор финансовой аренды (лизинг) — договор, согласно которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество определенного им продавца и предоставить арендатору его за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Положением предусмотрены  следующие действующие нормы  учета операций по аренде объектов основных средств [13, с. 107]:

объекты основных средств, передаваемые в аренду, учитываются у организации-арендатора за балансом в оценке, установленной договором, а у арендодателя — по первоначальной стоимости, но обособленно от собственных;

объекты основных средств, переданные в аренду в составе имущества предприятия в целом, учитываются у арендного предприятия;

амортизация по объектам основных средств, переданным в аренду, начисляется организацией-арендодателем;

капитальные вложения организации-арендатора в  арендные объекты основных средств по их окончании зачисляются арендатором на свой баланс как собственные основные средства. Однако установлено, что это норма должна определяться договором аренды.

В части  договора финансовой аренды (лизинга) Положением подтверждаются нормы учета  объектов данной аренды, установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету операций по лизингу:

объекты основных средств могут отражаться на балансовом учете у организации-арендатора (лизингополучателя) по окончании срока  договора финансовой аренды либо по получении ею права собственности на них;

начисление  амортизации по объектам основных средств  производится их балансодержателем (лизингодателем или лизингополучателем).

Требования  к учету аренды основных средств  различаются в зависимости от вида аренды: краткосрочной, долгосрочной или финансовой.

Краткосрочная (текущая) аренда оформляется на период до 1 года, поэтому владелец основных средств может сдавать их в  аренду неоднократно. Предприятие, принявшее  объекты основных средств по договору текущей аренды, на своем балансе их не учитывает и не присваивает объекту свой инвентарный номер.

Амортизационные отчисления предприятие не производит, а арендную плату без учета  НДС отражает, как в издержки производства, по дебету счетов 20, 23, 25, 26, 29, 43 и кредиту субсчета 76-3. Перечисленная в оговоренные договором сроки арендная плата отражается по дебету субсчета 76-3 и кредиту счета 51.

Арендодатель  отражает в своем бухгалтерском  учете основные средства, переданные в краткосрочную аренду, по дебету 01 субсчета «Основные средства, переданные в аренду» и кредиту 01 субсчета «Собственные основные средства», а при возврате арендованных основных средств по кредиту 01 и дебету 01 этих же субсчетов.

Долгосрочная  аренда оформляется на срок, превышающий 1 год, причем договором аренды может быть оговорена передача объекта основных средств арендатору после выплаты им договорной выкупной суммы.

При долгосрочной аренде учет арендованных основных средств  отражается на балансе арендатора. Арендатор учитывает взятые в  аренду основные средства на счете 03, а обязательства по уплате арендных платежей на счете 97. В конце каждого года аренды арендатор по своей инициативе или по инициативе арендодателя сверяет с арендодателем остаток на счете 97.

Арендатор в этом случае начисляет амортизационные отчисления и отражает их, как издержки производства, по дебету счетов 20, 23, 25, 26, 43 и кредиту субсчета 02-2. 

При передаче основных средств арендатору после  выплаты выкупной суммы на счете 97 остаток отсутствует, и основные средства переводятся со счета 03 на счет 01, а амортизационные отчисления отражают по дебету субсчета 02-1 и кредиту субсчета 02-2. 

По договору лизинга (финансовой аренды) арендодатель приобретает основные средства, необходимые  арендатору, и передает их за арендную плату во временное пользование арендатору. 

В зависимости  от условий договора лизинга основные средства могут учитываться на балансе  арендатора и арендодателя. 

Арендодатель, приобретший основные средства с  целью передачи по договору лизинга, учитывает их на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» и счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». 

Если  передача в аренду является формой деятельности арендодателя, арендная плата учитывается, как выручка  арендодателя и учитывается на счете 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка». Расходы по получению арендной платы отражаются на этом же счете субсчет 2 «Себестоимость продаж». Полученная прибыль, как разница между арендной платой и расходами по ее получению, отражается на субсчете 9 счета 90. При предварительной оплате арендной платы в счет будущих платежей эти поступления учитываются, как авансовые, на счете 62.

Если  передача в аренду не является формой деятельности арендодателя, арендная плата учитывается, как операционные доходы, и зачисляется на счет 91 по кредиту субсчет 1, а расходы, связанные с получением арендной платы, по дебету субсчет 2 этого счета. Прибыль или убыток отражаются на субсчете 9 счета 91. Предварительные платежи в этом случае учитываются, как доходы будущих периодов.

Договор лизинга может заключаться в двух видах:

лизинговое  имущество учитывается на балансе  лизингодателя;

лизинговое  имущество учитывается на балансе  лизингополучателя.

Бухгалтерский учет приобретения основного средства для выполнения обязательств по договору лизинга одинаков для обоих видов договоров.

1.3 Методика  проведения аудиторской проверки  учета аренды основных средств

 

Аудит – это проверка правильности ведения  учёта на предприятии, достоверности  финансовой и бухгалтерской отчётности и соответствие деятельности предприятия нормативно-правовым актам.

Цели  аудита предприятия очень разнообразны и изменяются в зависимости вида аудита и целей, которые преследуют инициаторы аудита. Основные из них  это: контроль собственников предприятия; своевременное исправление бухгалтерских ошибок; поиск дополнительных источников развития предприятия; выполнение требований закона [9, с. 15].

  1. Собственники предприятия могут инициировать аудиторскую проверку для контроля действий менеджмента и работников предприятия. В ходе такой проверки аудиторы стараются выявить хищения с предприятия или искусственного увеличения финансового результата предприятия администрацией с целью получения дополнительных бонусов.
  2. Аудиторская проверка проводится перед плановыми и неплановыми проверками контролирующих органов. В данном случае аудит делается для того, чтобы выявить и исправить ошибки в бухгалтерии до того как их найдут проверяющие. В принципе контролирующие органы проводят точно такой же аудит, как и аудиторские фирмы, только штрафы, которые они накладывают за нарушения намного больше, чем стоят аудиторские услуги.
  3. Аудиторские фирмы часто имеют в своем штате несколько высококлассных финансистов, которых небольшие фирмы не могут себе позволить. Эти фирмы для поиска новых резервов и источников развития заказывают себе аудит, в ходе которого финансисты аудиторской фирмы находят неиспользуемые резервы и новые источники финансирования предприятия.
  4. Существует ряд предприятий, которые обязаны публиковать свою финансовую отчетность из-за специфики своей деятельности, они обязаны пройти аудит перед опубликованием своих отчетов. Во время такого аудита предприятие проверяется на предмет соответствия его финансовой отчетности фактическому состоянию.

В зависимости  от инициатора проведения аудит делится  на обязательный и инициативный аудит.

Обязательный  аудит проводится один раз в год  в случаях, предусмотренных законодательством, и не может быть отменен. Обычно объектами  обязательного аудита становятся открытые акционерные общества и другие предприятия, которые обязаны публиковать официальную финансовую отчетность, предприятия за которыми установлен повышенный государственный контроль и ликвидируемые предприятия. Инициативный аудит проводится по инициативе менеджмента предприятия, его акционеров или учредителей. Обычно они инициируют аудит с целью получения оперативных сведений о текущем состоянии предприятия, и на основе аудита принимают управленческие решения [27, с. 51].

Информация о работе Учет и аудит арендованных основных средств