Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 02:34, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение аудита нематериальных активов. При этом нам необходимо исследовать такие вопросы как: цели и задачи аудита НМА, объекты аудита НМА, источники информации, используемые при аудите НМА, план и программа аудита. Кроме того познакомиться с нормативными документами используемые при аудите НМА, а также методами получения аудиторских доказательств и методикой аудиторской проверки.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 5
1 Понятие нематериальных активов 5
2. Оценка нематериальных активов 7
3 Учет наличия и движения нематериальных активов 8
4. Учет поступления нематериальных активов 9
5 Учет амортизации нематериальных активов 11
6. Учет выбытия нематериальных активов 13
II АУДИТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 14
1. Цели и задачи аудита нематериальных активов 14
2. Нормативные документы регламентирующие порядок учета нематериальных активов 17
3 Источники аудиторской информации для аудита нематериальных активов 21
4. Алгоритм проведения аудиторской проверки нематериальных активов 22
4.1 Система внутреннего контроля 22
4.1 Составление плана аудита 26
4.3 Составление программы аудита 27
5. Методы проведения аудита 28
6. Типичные шибки и неточности, допущенные в ходе аудита нематериальных активов 42
7 Заключительный этап аудита 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
• правильности расчетов по налогу на доходы физических лиц.
В качестве источников информации (объекта) при проверке операций с нематериальными активами используются:
Система нормативного правового
регулирования аудиторской
Первый уровень нормативного
правового регулирования
Возглавляет законодательство в данной сфере общественных отношений Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона об аудите 2008 года, данный акт определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Федеральный закон "Об аудиторской
деятельности" представляет собой
концептуальный документ, в котором
сосредоточены фундаментальные
положения, регулирующие аудиторскую
деятельность в Российской Федерации.
Этот акт носит специальный характер
и поэтому должен рассматриваться
в контексте с другими
Таким образом, мы можем утверждать,
что первый, законодательный, уровень
нормативно-правового
- специального законодательства,
регулирующего аудиторскую
- общего законодательства
о предпринимательской
В систему источников законодательного
регулирования аудиторской
Второй уровень регулирования
аудита составляют Правила (стандарты)
аудиторской деятельности. Аудиторские
стандарты формируют единые базовые
нормативные требования к качеству
и надежности аудита, которые обеспечивают
определенный уровень гарантии результатов
проверки. Утверждая стандарты как
обязательные правила осуществления
деятельности, государство определяет
тот минимальный необходимый
норматив качества, который будет
им в дальнейшем контролироваться и
подтверждаться. В случае выявления
отступления от заявленной в стандарте
модели поведения, у контролирующих
органов возникает право
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" 2008 года помимо федеральных стандартов аудиторской деятельности предусматривает принятие стандартов саморегулируемой организации аудиторов. Они составляют третий уровень регулирования аудита. Анализ законодательной нормы позволяет квалифицировать указанные акты как локальные.
Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:
1) определяют требования
к аудиторским процедурам, дополнительные
к требованиям, установленным
федеральными стандартами
2) не могут противоречить
федеральным стандартам
3) не должны создавать
препятствий осуществлению
4) обязательны для аудиторских
организаций, аудиторов,
Четвертым уровнем регулирования
аудита являются внутрифирменные стандарты,
которые разрабатывают
Ниже приводится краткая характеристика законов и подзаконных актов, применяемых при учете нематериальных активов.
1. Гражданский кодекс
Российской Федерации (ГК РФ),
часть IV. В части IV ГК РФ определяется
понятие интеллектуальной
2. Налоговый кодекс Российской
Федерации (НК РФ). В статьях
256 – 257 НК РФ дается понятие
амортизируемого имущества и
порядок определения его
3. Федеральный закон от
30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской
деятельности". Этот Федеральный
закон определяет правовые
4. Федеральный закон от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете". ФЗ устанавливает порядок
организации бухгалтерского
5. Положение по бухгалтерскому
учету «Учет нематериальных
6. Постановление Госкомстата РФ №71а от 30.10.1997 г. "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". Данное Постановление устанавливает форму "Карточки учета нематериальных активов" (НМА-1).
7. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 18.09.2006) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению". Приказом установлен обязательный для всех предприятий план счетов бухгалтерского учета, а также дано краткое описание каждого счета и перечислены все варианты возможной корреспонденции счетов. Так, НМА учитываются по счету 04, а амортизация НМА – по счету 05.
8. Приказ Минфина РФ
от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах
бухгалтерской отчетности
9. Письмо Минфина РФ
от 27 января 2009 г. N 03-03-06/1/33 разъясняет
порядок учета в целях
- Учетная политика для целей бухгалтерского учета
- Учетная политика для целей налогообложения
- Рабочий план счетов организации
- Бухгалтерский баланс стр. 110
- Форма 4
- Форма 5
- Пояснительная записка
- Оборотно-сальдовая ведомость/ главная книга
- Регистры бухгалтерского учета по счетам 04, 05, а также 91, 97
- Формы НМА-1 (карточки учета нематериальных активов)
- Договоры на приобретение/продажу/ передачу и т.п. НМА, а также относящаяся к ним документация (счета-фактуры, акты приемки-передачи, спецификации и т.п.)
- Отчет оценщика (если имеется)
- Результаты предыдущей аудиторской проверки (если имеются)
- Результаты налоговых проверок (если таковые имели место)
- Результаты внутреннего аудита (если таковой проводится)
- Акты сверки с контрагентами по договорам передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности
- Результаты инвентаризации НМА
4. Алгоритм проведения
аудиторской проверки
Количество информации, необходимой для аудиторских оценок, стандартом жестко не регламентируется. Аудитор на основе своего профессионального суждения обязан самостоятельно принять решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Алгоритм проведения аудиторской проверки, применительно к аудиту нма в рамках правил (стандартов) аудиторской деятельности включает три этапа
Этап 1. Планирование аудита нма
1.1 Тестирование системы внутреннего контроля