Учет и аудит нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 02:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение аудита нематериальных активов. При этом нам необходимо исследовать такие вопросы как: цели и задачи аудита НМА, объекты аудита НМА, источники информации, используемые при аудите НМА, план и программа аудита. Кроме того познакомиться с нормативными документами используемые при аудите НМА, а также методами получения аудиторских доказательств и методикой аудиторской проверки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
I. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 5
1 Понятие нематериальных активов 5
2. Оценка нематериальных активов 7
3 Учет наличия и движения нематериальных активов 8
4. Учет поступления нематериальных активов 9
5 Учет амортизации нематериальных активов 11
6. Учет выбытия нематериальных активов 13
II АУДИТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 14
1. Цели и задачи аудита нематериальных активов 14
2. Нормативные документы регламентирующие порядок учета нематериальных активов 17
3 Источники аудиторской информации для аудита нематериальных активов 21
4. Алгоритм проведения аудиторской проверки нематериальных активов 22
4.1 Система внутреннего контроля 22
4.1 Составление плана аудита 26
4.3 Составление программы аудита 27
5. Методы проведения аудита 28
6. Типичные шибки и неточности, допущенные в ходе аудита нематериальных активов 42
7 Заключительный этап аудита 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ АУДИТ!.docx

— 89.86 Кб (Скачать документ)

• правильности расчетов по налогу на доходы физических лиц.

В качестве источников информации (объекта) при проверке операций с нематериальными активами используются:

  • данные учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения;
  • документы, подтверждающие права на объекты нематериальных активов, — договоры об уступке исключительных прав; лицензионные и авторские договоры; договоры о передаче ноу-хау; договоры о выполнении НИОКР; договоры на создание произведений; охранные и регистрационные документы; учредительные документы; договоры продажи предприятия и пр.;
  • первичная документация по учету операций с нематериальными активами — карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1); акт о приеме-передаче нематериальных активов; акт на внутреннее перемещение нематериальных активов; акт о списании нематериальных активов; опись карточек учета нематериальных активов и др.;
  • первичная документация по оформлению данных инвентаризации нематериальных активов и результатов ее проведения — инвентаризационные описи; сличительные ведомости; приказ о создании комиссии по оценке и списанию с баланса нематериальных активов; приказ о назначении постоянно действующей инвентаризационной комиссии и др.;
  • регистры синтетического и аналитического учета: главная книга; журнал-ордер № 13 по кредиту счета 04 «Нематериальные активы», журнал-ордер № 10 по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов», журнал-ордер № 16 по кредиту счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», ведомости № 17 и 18, разработочные таблицы по расчету амортизационных отчислений (при журнально-ордерной форме); журналы-ордера (ведомости) по дебету и кредиту счетов 04, 05, 08, 91, а также счетов по учету затрат, журналы-ордера в разрезе аналитических показателей по указанным счетам, отчет по проводкам, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 04 и 05 (при автоматизированной форме);
  • бухгалтерская отчетность организации — «Бухгалтерский баланс» по стр.110, гр. З и 4; «Отчет о прибылях и убытках»; «Приложение к бухгалтерскому балансу» в разделе 3 по строкам 310-350, графы 3-6.; пояснительная записка. В части пояснительной записки объектом аудита является раскрытие информации о нематериальных активах. Раскрытию подлежит информация, поименованная в части VII ПБУ 14/2007 (п. 40 -41).;
  • регистры налогового учета, книги покупок и продаж;
  • налоговые декларации и расчеты;
  • другие документы, справки, расчеты и т.д.

2. Нормативные документы регламентирующие порядок учета нематериальных активов.

 

Система нормативного правового  регулирования аудиторской деятельности России в настоящее время состоит  из нормативных правовых актов нескольких уровней.

Первый уровень нормативного правового регулирования аудиторской  деятельности представлен законодательными актами.

Возглавляет законодательство в данной сфере общественных отношений  Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона об аудите 2008 года, данный акт определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Федеральный закон "Об аудиторской  деятельности" представляет собой  концептуальный документ, в котором  сосредоточены фундаментальные  положения, регулирующие аудиторскую  деятельность в Российской Федерации. Этот акт носит специальный характер и поэтому должен рассматриваться  в контексте с другими важнейшими правовыми актами, регулирующими  аудиторскую деятельность: Гражданским  кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", другими федеральными законами. Поскольку  индивидуальные аудиторы и аудиторские  организации отнесены к числу  субъектов предпринимательской  деятельности, на них распространяются и иные законодательные акты, данную деятельность регулирующие.

Таким образом, мы можем утверждать, что первый, законодательный, уровень  нормативно-правового регулирования  аудиторской деятельности включает в себя акты двух видов:

- специального законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность;

- общего законодательства  о предпринимательской деятельности, поскольку аудиторская деятельность  является одним из видов предпринимательской  деятельности, а индивидуальные  аудиторы и аудиторские организации  должны иметь статус соответственно  индивидуального предпринимателя  либо коммерческой организации.

В систему источников законодательного регулирования аудиторской деятельности должны быть отнесены акты, определяющие порядок привлечения аудитора к  ответственности за совершенные  правонарушения. Это Гражданский  кодекс РФ (гражданско-правовая ответственность), Кодекс РФ об административных правонарушениях (административная ответственность), Уголовный  кодекс РФ (уголовная ответственность). Данные нормы не носят отсылочного  характера, а содержат конкретные правила, определяющие правовое положение аудиторов  и аудиторских организаций.

Второй уровень регулирования  аудита составляют Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Аудиторские  стандарты формируют единые базовые  нормативные требования к качеству и надежности аудита, которые обеспечивают определенный уровень гарантии результатов  проверки. Утверждая стандарты как  обязательные правила осуществления  деятельности, государство определяет тот минимальный необходимый  норматив качества, который будет  им в дальнейшем контролироваться и  подтверждаться. В случае выявления  отступления от заявленной в стандарте  модели поведения, у контролирующих органов возникает право привлечения  субъекта к ответственности. Совокупностью  действующих Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляется комплексное финансово-правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере аудита. Стандарты  аудиторской деятельности содержат нормы, регулирующие как частные  отношения аудиторов, аудиторских  организаций с аудируемыми лицами, так и публичные отношения профессиональных субъектов аудиторской деятельности с государством и обществом в целом.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" 2008 года помимо федеральных стандартов аудиторской деятельности предусматривает принятие стандартов саморегулируемой организации аудиторов. Они составляют третий уровень регулирования аудита. Анализ законодательной нормы позволяет квалифицировать указанные акты как локальные.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования  к аудиторским процедурам, дополнительные  к требованиям, установленным  федеральными стандартами аудиторской  деятельности, если это обусловливается  особенностями проведения аудита  или особенностями оказания сопутствующих  аудиту услуг;

2) не могут противоречить  федеральным стандартам аудиторской  деятельности;

3) не должны создавать  препятствий осуществлению аудиторскими  организациями, индивидуальными  аудиторами аудиторской деятельности;

4) обязательны для аудиторских  организаций, аудиторов, являющихся  членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Четвертым уровнем регулирования  аудита являются внутрифирменные стандарты, которые разрабатывают аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и  практики аудита. Содержание и форма  таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они  определяют качество и престиж аудиторских  фирм.

Ниже приводится краткая  характеристика законов и подзаконных  актов, применяемых при учете  нематериальных активов.

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации (ГК РФ), часть IV. В части IV ГК РФ определяется  понятие интеллектуальной собственности  и интеллектуальных прав, а также  устанавливается порядок регулирования  правоотношений, возникающих при  создании (приобретении), пользовании  и распоряжении объектами интеллектуальной  собственности и интеллектуальных  прав. Эти понятия являются ключевыми,  так как для признания актива  в качестве НМА, у организации  должны быть на него исключительные  права.

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации (НК РФ). В статьях  256 – 257 НК РФ дается понятие  амортизируемого имущества и  порядок определения его стоимости в целях налогового учета.

3. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской  деятельности". Этот Федеральный  закон определяет правовые основы  регулирования аудиторской деятельности  в Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете". ФЗ устанавливает порядок  организации бухгалтерского учета  на предприятиях, требования к  первичной документации, методику  оценки имущества и обязательств  и порядок проведения их инвентаризации, а также состав и порядок  предоставления бухгалтерской отчетности.

5. Положение по бухгалтерскому  учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом  Минфина России от 27.12.2007 № 153. Данное Положение дает определение  нематериальных активов, устанавливает  критерии их признания в бухгалтерском  учете, а также порядок оценки, амортизации и списания НМА.

6. Постановление Госкомстата РФ №71а от 30.10.1997 г. "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". Данное Постановление устанавливает форму "Карточки учета нематериальных активов" (НМА-1).

7. Приказ Минфина РФ  от 31.10.2000 N 94н (ред. от 18.09.2006) "Об  утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению". Приказом установлен обязательный для всех предприятий план счетов бухгалтерского учета, а также дано краткое описание каждого счета и перечислены все варианты возможной корреспонденции счетов. Так, НМА учитываются по счету 04, а амортизация НМА – по счету 05.

8. Приказ Минфина РФ  от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах  бухгалтерской отчетности организаций". Приказом установлены формы бухгалтерской  отчетности для коммерческих  организаций (кроме кредитных  и страховых организаций, бюджетных  учреждений) и даны инструкции  по их заполнению. Нематериальные  активы показываются по строке 1110 бухгалтерского баланса и подробно  раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

9. Письмо Минфина РФ  от 27 января 2009 г. N 03-03-06/1/33 разъясняет  порядок учета в целях исчисления  налога на прибыль расходов  по созданию нематериальных активов.

3. Источники аудиторской информации для аудита НМА

 

- Учетная политика для целей бухгалтерского учета

- Учетная политика для целей налогообложения

- Рабочий план счетов организации

- Бухгалтерский баланс стр. 110

- Форма 4

- Форма 5

- Пояснительная записка

- Оборотно-сальдовая ведомость/ главная книга

- Регистры бухгалтерского учета по счетам 04, 05, а также 91, 97

- Формы НМА-1 (карточки учета нематериальных активов)

- Договоры на приобретение/продажу/ передачу и т.п. НМА, а также относящаяся к ним документация (счета-фактуры, акты приемки-передачи, спецификации и т.п.)

- Отчет оценщика (если имеется)

- Результаты предыдущей аудиторской проверки (если имеются)

- Результаты налоговых проверок (если таковые имели место)

- Результаты внутреннего аудита (если таковой проводится)

- Акты сверки с контрагентами по договорам передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

- Результаты инвентаризации НМА

 

 

4. Алгоритм проведения  аудиторской проверки нематериальных активов

 

Количество информации, необходимой  для аудиторских оценок, стандартом жестко не регламентируется. Аудитор  на основе своего профессионального  суждения обязан самостоятельно принять  решение о количестве информации, необходимой для составления  заключения о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта.

Алгоритм проведения аудиторской  проверки, применительно к аудиту нма в рамках правил (стандартов) аудиторской деятельности включает три этапа

Этап 1. Планирование аудита нма

1.1 Тестирование системы  внутреннего контроля 

Информация о работе Учет и аудит нематериальных активов