Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 02:34, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение аудита нематериальных активов. При этом нам необходимо исследовать такие вопросы как: цели и задачи аудита НМА, объекты аудита НМА, источники информации, используемые при аудите НМА, план и программа аудита. Кроме того познакомиться с нормативными документами используемые при аудите НМА, а также методами получения аудиторских доказательств и методикой аудиторской проверки.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 5
1 Понятие нематериальных активов 5
2. Оценка нематериальных активов 7
3 Учет наличия и движения нематериальных активов 8
4. Учет поступления нематериальных активов 9
5 Учет амортизации нематериальных активов 11
6. Учет выбытия нематериальных активов 13
II АУДИТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 14
1. Цели и задачи аудита нематериальных активов 14
2. Нормативные документы регламентирующие порядок учета нематериальных активов 17
3 Источники аудиторской информации для аудита нематериальных активов 21
4. Алгоритм проведения аудиторской проверки нематериальных активов 22
4.1 Система внутреннего контроля 22
4.1 Составление плана аудита 26
4.3 Составление программы аудита 27
5. Методы проведения аудита 28
6. Типичные шибки и неточности, допущенные в ходе аудита нематериальных активов 42
7 Заключительный этап аудита 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
1.2 Оценка аудиторского риска и уровня существенности
1.3 Составление общего плана аудита нма
1.4 Составление программы аудита нма
Этап 2. Проведение аудита
2.1 Проведение аудиторских процедур
2.2 Сбор аудиторских
2.3 Оформление аудиторских рабочих документов
2.4 Проведение аналитических процедур
Этап 3. Разработка рекомендаций и оформление отчета
3.1 Обобщение и оценка результатов аудита нма
3.2 Разработка отчета по результатам аудита нма
4. 1 Система внутреннего контроля
Аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита.
Формы и методы работы системы внутреннего контроля (СВК) весьма разнообразны. Они во многом зависят от направлений работы СВК. Как показывает практика, эффективная СВК должна быть сформирована таким образом, чтобы она могла контролировать следующие основные направления деятельности объектов проверки:
Для того чтобы обеспечить действенный контроль по вышеперечисленным направлениям, СВК должна включать следующие структурные части:
Правовой внутренний аудит нацелен на контроль за соблюдением требований законодательства, нормативов, приказов, распоряжений, внутренних регламентов организации.
К конкретным объектам внутреннего аудита и контроля могут относиться:
Отсутствие контроля со стороны руководства организации над нематериальными активами, а также неудовлетворительная организация системы их бухгалтерского учета повышает аудиторский риск. В таком случае аудитор увеличивает объем выборки.
Основные элементы системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по операциям с нематериальными активами представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные элементы системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по операциям с нематериальными активами
Наименование элемента |
Назначение элемента | |||
Система бухгалтерского учета | ||||
Идентификация объектов в качестве НМА |
Определение объектов, подлежащих учету в составе НМА | |||
Классификация НМА |
Выделения однородных групп НМА, установление сроков их полезного использования, проведения амортизационной политики | |||
Оценка НМА |
Учет, определение доходности от использования НМА, определение чистых активов организации, использование в инвестиционной деятельности, предотвращение ущерба от ненадлежащего использования НМА и др. | |||
Документальное оформление |
Придание юридической силы операциям, совершаемым с НМА | |||
Отражение в системе бухгалтерских счетов |
Группировка и хранение данных об операциях, совершаемых с НМА | |||
Ведение учетных регистров |
Систематизация и накопление информации, содержащейся в первичных документах по учету операций с НМА, а также для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности | |||
Формирование бухгалтерской отчетности |
Отражение данных о состоянии НМА и о результатах операций, осуществляемых организацией с их участием | |||
Формирование учетной политики |
Отражение совокупности способов ведения бухгалтерского учета в части операций с НМА | |||
Инвентаризация НМА |
Проверка наличия документов, подтверждающих право собственности организации на НМА, охранных и первичных документов, анализа способности НМА приносить экономическую выгоду | |||
Система внутреннего контроля | ||||
Стиль и основные принципы управления |
Отношение руководителей высшего звена к НМА как к инструменту корпоративного управления | |||
Организационный контроль |
Разделение методов и способов выполнения операций, организационное распределение контролирующих функций | |||
Фактический контроль за документацией |
Использование технических средств и процедур, предотвращающих утерю, изъятие, неправомерное использование документов | |||
Распределение обязанностей |
Разбивка операций с НМА в
целях недопущения | |||
Определение соот- |
Выполнение операций с НМА только теми сотрудника- | |||
ветствующих полномочий |
ми, которые имеют на это полномочия | |||
Санкционирование |
Выполнение операций только с разрешения (санкций) уполномоченных на то лиц | |||
Контроль за доступом к внутренним информационным данным |
Наличие у каждого сотрудника организации своего уровня доступа к информации, содержащейся во внутренних компьютерных программах и базах данных | |||
Контроль за исполнением операций |
Постоянные или периодические проверки свое временности и правильности выполнения операций с НМА, правильности арифметических подсчетов |
Для получения аудиторских
Таблица 2 – Пример вопросника тестов внутреннего контроля нма
№ п/п |
Содержание вопроса |
Ответ | |
| Да |
Нет | |
1 |
Осуществляется ли контроль за нематериальными активами со стороны руководства предприятия |
||
2 |
Правильно ли начисляется амортизация нематериальных активов в целях бухгалтерского и налогового учета |
||
3 |
Используются ли альтернативные способы начисления амортизации по нематериальным активам |
||
4 |
Учитывается ли движение нематериальных активов при начислении амортизации |
||
5 |
Обеспечен ли внутренний контроль за функционированием системы компьютерной обработки учетных данных |
||
6 |
Является ли система автоматизации бухгалтерского учета лицензированной |
||
7 |
Обновляется ли программное обеспечение |
||
8 |
Осуществляется ли инвентаризация нематериальных активов |
В соответствие с полученной оценкой системы внутреннего контроля определяется объём аудиторской выборки, а также разрабатываются программа проверки НМА
4.2. Составление плана аудита
Разработка плана и программы аудита учета нематериальных активов основывается на предварительных данных об аудируемом субъекте. При их подготовке аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности и аудиторский риск, которые позволяют считать бухгалтерскую отчетность достоверной.
Для оценки неотъемлемого риска при аудите операций с нематериальными активами аудитору необходимо принимать во внимание факторы, непосредственно воздействующие на форму использования, организацию учета и контроля нематериальных активов (НМА) в организации
В плане проверки учета нематериальных активов необходимо предусмотреть сроки проведения проверки, способ аудита, бюджет рабочего времени, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, уровень существенности и виды работ.
В общем виде содержание общего плана
аудита учета нематериальных активов,
разрабатываемого в соответствии с
основными направлениями и
4.3 Составление программы аудита затрат
Программа аудита является
развитием общего плана аудита и
представляет собой детальный перечень
содержания аудиторских процедур, необходимых
для практической реализации плана
аудита. Программа аудита является
набором инструкций для аудитора,
выполняющего проверку, а также средством
контроля и проверки надлежащего
выполнения работы. В программу аудита
также могут быть включены проверяемые
предпосылки подготовки финансовой
(бухгалтерской) отчетности по каждой
из областей аудита и время, запланированное
на различные области или
В процессе подготовки программы
аудитор обязан принимать во внимание
полученные им оценки неотъемлемого
риска и риска средств
В общем виде содержание программы аудита учета нематериальных активов, разрабатываемой в соответствии с основными направлениями и задачами проверки представлено в приложении Б
Общий план и программа аудита учета нематериальных активов могут быть дополнены. Аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита и эффективного подхода к своей работе.
5 Методы проведения аудита
Для обоснованного
выражения мнения о соответствии
порядка ведения бухгалтерского
учета операций с нематериальными
активами требованиям законодательства
Российской Федерации и достоверности
показателей бухгалтерской
В соответствии
с федеральным правилом (стандартом)
аудита «Аудиторские доказательства»,
собирая их, аудитор может применить
несколько аудиторских
Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения процедур:
Методы
проведения аудиторских процедур для
получения достаточных и
При организации проверки ведения учета нематериальных а к типов аудитору целесообразно участвовать в проведении инвентаризации нематериальных активов. Для получения достаточных доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в целом и по операциям с нематериальными активами, в частности, аудитор проводит тестирование средств внутреннего контроля.
Методика проверки учета операций с нематериальными активами:
1. Проверка обоснованности
В процессе проверки аудитором проверяются документы, подтверждающие существование каждого объекта нематериальных активов, и документы, подтверждающие исключительное права у аудируемого лица на каждый из этих объектов. Аудитору также надлежит убедиться в намерении руководства организации использовать данные объекты в производственных или управленческих целях в течение срока, превышающего 12 месяцев. Такое подтверждение может быть получено в ходе проведения опроса работников руководящего звена на предмет установления целей приобретения нематериальных активов и предполагаемых результатов их использования в данной организации.