Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами и прочим операциям в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения аудита расчетов с подотчетными лицами, с целью выяснения типичных ошибок при учете таких расчетов. Изучение выбранной темы также дает возможность оценить способы избежания ошибок, допускаемых при учете расчетов с подотчетными лицами.
Объектом исследования данной работы является процесс проведения аудиторской проверки на предприятии в современных условиях. Предметом изучения является политика предприятия по организации и ведению учета расчетов с подотчетными лицами.
Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели – рассмотреть аудит расчетов с подотчетными лицами и определить его роль в деятельности организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

5


1 Общая характеристика расчетов с подотчетными лицами…………………

6


1.1 Понятие и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами………

6


1.2 Нормативные документы, регламентирующие расчеты с подотчетными лицами……………………………………………………………………………

8


1.3 Состав первичных документов и учетных регистров по расчетам с подотчетными лицами…………………………………………………………..


9


2 Методика проведения аудита расчетов с подотчетными лицами………….

11


2.1 Цель и задачи аудита расчетов с подотчетными лицами…………………

11


2.2 Проверка расчетов с подотчетными лицами………………………………

20


2.3 Основные нарушения при аудите расчетов с подотчетными лицами……

27


3 Аудит расчетов с подотчетными лицами в ООО «Газпромтранс»…………

30


3.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Газпромтранс»..

30


3.2 Источники информации по аудиторской проверке учёта расчётов с подотчётными лицами…………………………………………………………..


36


3.3 План и программа аудиторской проверки…………………………………

37


3.4 Обобщение результатов проверки………………………………………….

45


Заключение……………………………………………………………………….

49


Список литературы………………………………………………………………

51

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 466.00 Кб (Скачать документ)

Основные задачи аудита расчетных операций:

  • проверка документального подтверждения расчетных операций;
  • контроль документов с использованием методов инспектирования, пересчета, экономического анализа;
  • проверка организации аналитического учета расчетных операций по каждому работнику, по каждой сумме, выданной под отчет;
  • сверка данных аналитического и синтетического учета по счетам расчетов;
  • проверка организации синтетического учета в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета и рабочим планом счетов;
  • сверка оборотов и сальдо по счетам в регистрах синтетического учета, Главной книге и бухгалтерском балансе;
  • проверка соблюдения расчетной дисциплины, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • проверка инвентаризационной работы, подтверждение достоверности остатков по счетам расчетов.

В качестве аудиторских  доказательств используется следующая  информационная база:

  • нормативно-правовые документы, регулирующие расчеты организации с подотчетными лицами и работниками, в том числе:
  • Трудовой кодекс РФ, введенный в действие Федеральным законом от 30.12.01 г. № 197-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 08.02.02 г. № 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией";
  • Постановление Госкомстата России от 01.08.01 г. № 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 "Авансовый отчет";
  • Постановление Госкомстата России от 05.01.04 г. № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" и др.;
  • локальные нормативные документы организации, регулирующие трудовые отношения между работодателем и работниками, порядок организации бухгалтерского учета расчетных операций: коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка, учетная политика;
  • учетные документы, отражающие факт совершения хозяйственной операции: авансовый отчет (форма № АО-1), приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма № Т-1), личная карточка работника (форма № Т-2), штатное расписание (форма № T-3), табель учета рабочего времени (форма № Т-13), лицевой счет (форма № Т-54), расчетная ведомость (форма № Т-51), расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), платежная ведомость (форма № Т-53), приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма № Т-9), командировочное удостоверение (форма № Т-10), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а) и др.;
  • учетные регистры аналитического и синтетического учета, отражающие бухгалтерские записи по расчетным операциям: карточки, ведомости по счетам, журналы-ордера, анализы счетов, обороты по счетам 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др.;
  • бухгалтерская отчетность, подтверждающая суммы сальдо по счетам расчетов: форма № 1 "Бухгалтерский баланс", форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу";
  • прочие документы, отражающие законность совершения расчетов: письма, приказы (распоряжения) руководителя, соглашения, трудовые договоры, договоры возмездного оказания услуг, подряда и пр.

Проверка расчетных  операций может иметь сплошной или  выборочный характер.

Аудит заключается в  проверке соблюдения действующего законодательства, правильности документального оформления и отражения в учете всех видов  расчетов с подотчетными лицами. При этом осуществляются следующие процедуры:

  • оценивается система внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами;
  • подтверждается достоверность выдачи и возврата подотчетных сумм;
  • устанавливается законность и полнота возврата подотчетных сумм;
  • проверяется организация аналитического учета расчетов с подотчетными лицами и взаимосвязь аналитического и синтетического учета;
  • проверяется соблюдение организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами.

Результаты оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля расчетов с подотчетными лицами основываются на содержании вопросов и документах, которые подвергаются исследованию (таблица).

 

Таблица 1 Вопросы и  аудиторские доказательства для проверки расчетов с подотчетными лицами

Содержание вопроса

Аудиторские доказательства

Имеется ли приказ руководителя об определении  круга подотчетных лиц , сроков отчетности и подотчетных сумм ?

Приказы руководителя , учетная политика организации для целей бухгалтерского учета

Соответствует ли порядок расчетов с подотчетными лицами Порядку ведения  кассовых операций в РФ и другим нормативным документам ?

Авансовые отчеты , приказы руководителя , учетная политика организации для  целей бухгалтерского учета

Своевременно ли сдаются авансовые  отчеты в бухгалтерию организации ?

Авансовые отчеты

Проверяются ли авансовые отчеты по формальным признакам и по существу отраженных операций , осуществляется ли арифметическая проверка авансовых  отчетов и прилагаемых к ним документов ?

Учетная политика организации для  целей бухгалтерского учета , положение  о документах и документообороте организации , должностные инструкции работников бухгалтерии

Используются ли унифицированные  формы первичных документов ?

Авансовые отчеты

Применяются ли компьютерные программы  для расчетов с подотчетными лицами ?

Учетная политика организации , авансовые  отчеты , ведомости аналитического учета расчетов с подотчетными лицами

Осуществляется ли контроль лимита расчетов наличными между юридическими лицами ?

Авансовые отчеты

Какие документы применяются для  организации аналитического учета  расчетов с подотчетными лицами ?

Ведомости , карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами

Соблюдается ли своевременность расчетов с подотчетными лицами по выданным суммам ?

Авансовые отчеты , отчеты кассира

Правильно ли отражаются на счетах бухгалтерского учета операции с подотчетными лицами ?

Ведомости , карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами , журналы - ордера , анализы счетов , оборотно - сапьдовые ведомости

Сверяются ли записи аналитического и синтетического учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" , а также записи в Главной книге ?

Ведомости , карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами , журналы - ордера , анализы счетов , оборотно - сальдовые ведомости , Главная книга организации


          Аудит расчетов с подотчетными лицами включает следующие направления.

Проверка наличия распорядительных документов, отражающих информацию о  расчетах с подотчетными лицами в организации. Аудитору следует запросить приказ об учетной политике организации, приказы (распоряжения) руководителя организации о назначении лиц, уполномоченных получать наличные деньги под отчет, о сроках отчетности, о командировочных расходах.

Проверка документального  оформления авансовых отчетов. В  ходе работы аудитор проверяет:

  • оформление авансовых отчетов;
  • оформление командировочных расходов (в том числе за рубеж);
  • порядок передачи подотчетных сумм другому лицу;
  • своевременность возврата подотчетных сумм и сдачи авансовых отчетов в бухгалтерию;
  • существо отраженных в учете операций с подотчетными лицами.

Документальная проверка авансовых отчетов предусматривает  проверку по форме и по существу отраженных операций.

Порядок документального оформления расчетов с подотчетными лицами регулируется Постановлением Госкомстата России от 01.08.01 г. № 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 "Авансовый отчет"".

При проверке авансовых  отчетов по форме следует протестировать следующее:

  • соответствие типовой форме № АО-1 "Авансовый отчет";
  • наличие номера и даты составления;
  • указание подотчетного лица;
  • указание суммы полученного аванса, израсходованной суммы, суммы остатка и перерасхода;
  • указание назначения аванса;
  • наличие подписей;
  • заполнение обратной стороны авансового отчета.

Методика документальной проверки авансовых отчетов по существу заключается в проверке законности отраженных в учете операций с  подотчетными лицами.

При этом необходимо проконтролировать соблюдение сроков предоставления авансовых отчетов в бухгалтерию и их оформление. Сроки отчетности подотчетных лиц аудитор проверяет путем сверки дат в расходных кассовых ордерах на выдачу денег под отчет и в авансовых отчетах. При этом необходимо руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. Срок отчетности не может превышать трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, или со дня возвращения из командировки. При этом аудитор должен убедиться в наличии приказа руководителя организации об установлении подотчетных лиц, которым могут выдаваться деньги под отчет, и о сроках отчетности. Параллельно проверяется наличие значительной дебиторской задолженности подотчетных лиц и сроки ее отражения в бухгалтерском учете, а также причины непогашения дебиторской задолженности.

Вместе с тем осуществляется сверка документов, прилагаемых к  авансовому отчету, с данными, отраженными  в авансовом отчете.

Детальная проверка отдельных  расчетных операций с подотчетными лицами. Аудитор должен обратить внимание на учет поступления материально-производственных запасов через подотчетных лиц, командировочных расходов, расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, представительских расходов.

При поступлении материально-производственных запасов через подотчетных лиц к авансовому отчету должны быть приложены платежный и расчетный документы (товарный чек, накладная, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру). В товарных чеках и накладных должны быть приведены наименования приобретенных материально-производственных запасов. Аудитор отмечает производственный характер произведенных расходов.

В процессе документальной проверки авансовых отчетов детальному аудиту подлежат командировочные расходы. При проверке командировочных расходов необходимо проконтролировать наличие документов, подтверждающих командировочные расходы: приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку по форме № Т-9 и командировочного удостоверения по форме № Т-10. Данные документы должны составляться по установленным Постановлением Госкомстата от 05.01.04 г. № 1 унифицированным формам. Аудитор должен обратить внимание на наличие подписей и печатей в командировочном удостоверении.

Важным внутренним первичным  документом является служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме № Т-10а. Этот документ применяется для оформления и учета служебного задания для направления в командировку, а также для отчета о его выполнении. Служебное задание подписывается руководителем структурного подразделения, в котором работает командируемый работник, и утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом, а затем передается в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении в командировку по форме № Т-9. Лицом, прибывшим из командировки, составляется краткий отчет о выполненной работе, который согласовывается с руководителем структурного подразделения и представляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением (форма № Т-10) и авансовым отчетом.

Особую важность имеет  форма № Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении" с точки зрения определения источника финансирования расходов на командировку и признания данных расходов как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Проверяется наличие  оправдательных документов, подтверждающих командировочные расходы (счет, счет-фактура  гостиницы, кассовый чек, квитанция  к приходному кассовому ордеру об оплате услуг гостиницы; железнодорожные, автобусные или авиабилеты, талоны об оплате постельных принадлежностей, талоны об оплате стоянки автомобилей, талоны об оплате права въезда на территорию города и др.).

Пример. Аудитор установил, что сумма командировочных расходов за отчетный год составляет 50 000 рублей. Эта сумма была обоснована авансовыми отчетами по форме № АО-1, приказами (распоряжениями) о направлении работников в командировку по форме № Т-9а и командировочными удостоверениями по форме № Т-10, а также прочими документами, подтверждающими произведенные расходы на проезд, проживание.

Согласно Постановлению  Госкомстата РФ от 05.01.04 г. № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" командировочные расходы должны быть обоснованы следующими документами:

  • приказом (распоряжением) о направлении работников в командировку по форме № Т-9а;
  • командировочным удостоверением по форме № Т-10;
  • служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении по форме № Т-10а.

По прибытии из командировки отчет о выполнении служебного задания согласовывается с руководителем структурного подразделения организации и представляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом.

Служебное задание и  отчет о его выполнении обосновывает производственный (служебный) характер командировки. Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Бухгалтеру следует  обратить внимание на оформление служебного задания и отчета о его выполнении в качестве приложения к авансовому отчету. Отсутствие служебного задания может являться основанием для того, чтобы признать командировочные расходы в сумме 50 000 руб. экономически неоправданными для целей налогового учета.

Отдельной проверке подвергаются операции по приобретению горюче-смазочных  материалов через подотчетных лиц. По данным кассовых чеков об оплате бензина, дизельного топлива и смазочных  масел устанавливается производственный характер расходов на обслуживание автотранспорта, принадлежащего организации. Прямое отнесение стоимости приобретенных горюче-смазочных материалов на счета расходов в учете должно подтверждаться актами о расходе и путевыми листами автотранспорта.

Информация о работе Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами и прочим операциям в организации