Учет кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 08:00, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – провести анализ кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

•рассмотреть основы анализа кредиторской задолженности;


•изучить пути совершенствования анализа кредиторской и задолженности.

Содержание

Определения

Обозначения и сокращения

Введение

1.Основы анализа кредиторской задолженности
1.1 Сущность и задачи анализа кредиторской задолженности

1.2 Показатели анализа кредиторской задолженности

3.Источники информации для анализа кредиторской задолженности
2.1 Пути совершенствования анализа кредиторской задолженности

2.2 Пути снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации и взаимозачётов

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 75.38 Кб (Скачать документ)

       В процессе реструктуризации прекращается начисление пени на отсроченные платежи, разблокируются счета налогоплательщиков, снимаются аресты с имущества предприятий. В совокупности эти меры являются шагом на пути нормализации собираемости налоговых платежей и оздоровления экономики.

     В процессе финансово-хозяйственной  деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, то есть по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии схема расчетов и другое. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

     Основными видами расчетов за поставленную продукцию  являются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. Правила проведения и формы безналичных расчетов, в общем, регулируются законодательством РК, а по технике исполнения – НБ РК.

     Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

     Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство « Дан энд Брэстрит» имеет информацию о кредитоспособности нескольких миллионов компаний. Предоставляемая им информация включает диапазон изменения собственного капитала, степени кредитоспособности и другие полезные сведения. В Казахстане подобное более или менее формализованное получение информации о кредитоспособности юридических лиц пока еще не налажено.

     Оплата  товаров постоянными клиентами  обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества  факторов. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться со многими критериями. Приведу пример некоторых из них:

  1. Срок предоставления кредита. Определяя договором максимально допустимый срок поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции).
  2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции, и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты труда и другие, могут меняться.
  3. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности, и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.

     В нашей стране опыт в исчислении резервов по сомнительным долгам еще не накоплен. В экономически развитых странах  компании в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют резерв в процентах по отношению к общей сумме дебиторской задолженности, при этом вариация может быть весьма существенной.

     4. Система сбора платежей. Этот  раздел работы с дебиторами  предполагает разработку:

  • процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты;
  • критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений;
  • системы наказания недобросовестных контрагентов.

     5. Система предоставляемых скидок. В предыдущем пункте делался  акцент на репрессивные методы  работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.

     Предоставление  скидки выгодно как покупателю, так  и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку  товаров, второй получает косвенную  выгоду в связи с ускорением оборачиваемости  средств, вложенных в дебиторскую  задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой иммобилизацию денежных средств [17].

     Для улучшения финансового состояния  предприятия необходимо разработать и внедрить мероприятия, способствующие улучшению финансовых показателей. Добиться этого можно путём снижения уровня запасов, увеличения источников собственных средств, либо за счёт роста долгосрочных займов и кредитов.

     На  основе проведённого анализа показателей  ТОО «Dostar Distribution» во второй главе было выявлено, что необходимо улучшить кредиторскую и дебиторскую задолженности. Таким образом, предлагается использование следующих мероприятий:

  • реструктуризация кредиторской задолженности;
  • взаимозачёты.

     В последнее время всё большее  количество предприятий-должников  всех форм собственности обращаются к реструктуризации.

     Реструктуризация  различного рода долгов представляет собой сложный процесс, в каждом конкретном случае её проведение зависит  от тех обстоятельств, которые сложились в результате хозяйственной деятельности организации. Положительные или негативные моменты проведения реструктуризации долгов во многом зависят от характера условий ранее заключенных договоров, предусмотренных штрафных санкций, объема и вида долгов или обязательств, сроков их исполнения или выплат, финансового состояния кредиторов, установленных ставок рефинансирования, общей экономической ситуации в стране и регионе.

     Переговоры  о реструктуризации долгов (дебиторской и кредиторской задолженности) являются процессом дипломатическим и личностным, во многом зависит от умения руководителя организации – должника и его аппарата управления объяснить причины сложившихся негативных обязательств.

     Каждая  сторона в проблеме погашения  долгов представляет другой стороне право принимать определенные условия для достижения соглашения.

     Характер  переговоров сторон о погашении  долгов определяется в зависимости от конкретных обстоятельств и даже личностных качеств участников переговоров. Тактика ведения переговоров о погашении долгов в целях учета обоюдных интересов может быть следующей:

  1. Признание законности требований по долгам и обязательствам.
  2. Подтверждение возможности погашения.
  3. Уточнение просроченных сроков по долгам.
  4. Определение допустимых схем погашения долгов с учетом возможных реальных условий погашения на основе:
    • Ценных бумаг;
    • Предоставления товаров или услуг;
    • Перехода задолженности в целевые займы;
    • Взаимозачета при наличии встречных обязательств;
    • Возможности уступки прав требования;
    • Возможности поручительства перед кредиторами (со стороны банков, органов власти и других структур).

     Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности  во многом зависит от реализации применяемой расчетной политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками, налоговыми органами и другими организациями.

     Методология реструктуризации задолженности организации  должника, которая проводится на стадиях  предупреждения банкротства, финансового  оздоровления и внешнего управления, может состоять из следующих этапов:

  1. Определение и анализ состава кредиторской задолженности.
  2. Выбор наиболее рациональных способов (методов, направлений) реструктуризации кредиторской задолженности организации.
  3. Разработка плана погашения имеющихся и оплаты новых возникающих обязательств.
  4. Подготовка соответствующей документации по соглашениям с кредиторами и их реализация.

     Основное  правило для начала процесса реструктуризации – полная уплата текущих платежей. Решение о реструктуризации принимается  налоговым органом по месту постановки на учёт налогоплательщика.

     При принятии решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в государственный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пени и штрафам – в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. С сумм задолженности по налогам и сборам организация должна будет ежеквартально уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.

     Организации, не имевшей задолженности по налогам  и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пени и штрафам в течение 10 лет.

     Организация должна будет при этом в полном объёме вносить начисленные текущие налоговые платежи и осуществлять платежи по утверждённому графику погашения реструктуризированной задолженности.

     При рассмотрении результатов реструктуризации задолженности в отраслевом разрезе можно отметить следующее.

     Среди организаций, которые пожелали урегулировать  свою кредиторскую задолженность перед государственным бюджетом, можно выделить предприятия газовой отрасли, железнодорожного транспорта, трубопроводного транспорта общего пользования, автомобильного и водного транспорта, геологии и разведки недр, черной и цветной металлургии.

     Главной задачей организации является мобилизация  налоговых платежей во все уровни бюджета как текущих, так и  уплачиваемых в счет погашения графиков реструктуризированной задолженности, что требует слаженной работы налоговых, финансовых и казначейских органов на местах [18].

     В зависимости от содержания операций расчёты производятся по товарным операциям и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств (погашение задолженностей бюджету, между организациями, банку и т.п.).

     Формы безналичных расчётов при этом устанавливает  НБ РК. Это:

  • расчёты платёжными требованиями-поручениями;
  • расчёты посредством аккредитивов и особых счетов;
  • расчёты в порядке плановых платежей;
  • расчёты платёжными поручениями;
  • расчёты переводами, чеками и т.д.

     В этом случае предприятию важно выбрать  наиболее удобный способ расчётов для  того, чтобы сократить время между  фактом получения покупателем товарно-материальных ценностей и фактом совершения платежа – это зависит от вида деятельности предприятия.

     Взаимозачёты  платёжными поручениями – это  приказ банку о перечислении с расчётного счёта суммы денежных средств другому предприятию. Платёжными поручениями оформляются:

  • платежи в доход бюджета, фондам и страховым компаниям;
  • платежи за работы, услуги и авансовые перечисления;
  • платежи в оплату претензий по качеству и недостаче продукции, штрафов, пеней и в погашение других задолженностей.

Информация о работе Учет кредиторской задолженности