Учет материально производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ и совершенствование системы управления материальными запасами на предприятии.
Задачи курсовой работы:

исследовать понятие материальных запасов, их виды и способы оценки;
раскрыть сущность и принципы управления материальными запасами;
дать краткую экономическую характеристику объекта исследования;
проанализировать систему управления материальными запасами на предприятии;
предложить пути совершенствования управления материальными запасами предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ 5
1.1. Понятие материальных запасов, их виды и способы оценки 5
1.2. Сущность и принципы управления материальными запасами 12
1.3. Краткая организационно-экономическая характеристика объекта наблюдения 19
2. СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ ОАО «УРАЛЬСКАЯ КУЗНИЦА» 26
2.1. Организация учета движения материалов 26
2.2. Планирование и контроль уровня запасов материалов 31
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИи

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Анна.doc

— 515.50 Кб (Скачать документ)

- 10-1-q-1-m-1 "Стоимость  материала (без НДС)";

- 10-1-q-1-m-2 "Транспортно-заготовительные  расходы (без НДС)".

Рассмотрим на примере порядок учета движения материалов в ОАО «Уральская кузница».

Поступление стратегического материала "сталь" (аналитический счет № 1) на центральный склад № 1 от поставщика на сумму 206 619,50 руб. было отражено следующими проводками (при доставке пользовались услугами специализированного поставщика) (табл.2.1).

Таблица 2.1

Проводки по приобретению материала в ОАО «Уральская кузница»

Дебет       

Сумма, руб.

Кредит         

Сумма, руб.

Счет 10-1-1-1-1-1 "Сталь.          
Стратегический         
материал. Склад № 1" 

206 619,50

Счет 60 "Расчеты  с         
поставщиками и             
подрядчиками"            

206 619,50

Счет 10-1-1-1-1-2      
"Транспортно-          
заготовительные        
расходы, связанные с   
поставкой стали.         
Стратегический         
материал. Склад № 1" 

34,40

Счет 60 "Расчеты  с         
поставщиками и             
подрядчиками"            

34,40

Счет 19 "НДС  по        
приобретенным          
ценностям"           

37 191,51

Счет 60 "Расчеты  с         
поставщиками и             
подрядчиками"            

37 191,51

Счет 19 "НДС  по        
транспортным услугам"

6,2

Счет 60 "Расчеты  с         
поставщиками и             
подрядчиками"            

6,2


 

Перемещение материалов на складах организации было отражено проводками в рамках счета 10 с изменением только аналитических счетов, отображающих принадлежность к центрам ответственности  и центрам затрат. Например, когда  поступивший материал "сталь" стоимостью 103 301 руб. был отправлен в производственную кладовую цеха № 2, а стоимостью 103 318,5 руб. - на склад хранения № 3, были осуществлены проводки, приведенные в табл. 2.2. Параллельно с перемещением материала списываются транспортно-заготовительные расходы пропорционально стоимости материала. Проводки, отражающие эту операцию, представлены также в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Проводки по внутреннему перемещению материала в ОАО «Уральская кузница»

Дебет        

Сумма, руб.

Кредит        

Сумма, руб.

Счет 10-1-2-1-2-1 "Сталь.           
Стратегический          
материал.               
Цеховая кладовая № 2" 

103 301

Счет 10-1-1-1-1-1 "Сталь.             
Стратегический материал. Склад № 1"              

206 619,50

Счет 10-1-1-1-3-1       
"Сталь. Стратегический          
материал. Склад № 3"  

103 318,5

Счет 10-1-2-1-2-2       
"Транспортно-           
заготовительные         
расходы, связанные с    
поставкой стали.          
Цеховая кладовая № 2" 

17,19

Счет 10-1-1-1-1-2         
"Транспортно-             
заготовительные расходы,  
связанные с поставкой     
стали. Стратегический материал.  
Склад № 1"              

34,40

Счет 10-1-1-1-3-2       
"Транспортно-           
заготовительные         
расходы, связанные с    
поставкой стали.

Склад № 3"            

17,21


 

 

Данная аналитика  позволила учесть транспортно-заготовительные  расходы, связанные также и с  внутренним перемещением грузов, следовательно, были составлены проводки, представленные в табл. 2.3.

 

 

 

 

Таблица 2.3

Проводки по формированию и списанию транспортно-заготовительных расходов в ОАО «Уральская кузница»

Дебет        

Сумма, руб.

Кредит        

Сумма, руб.

Счет 23                 
"Вспомогательные        
производства" (отражены 
затраты по              
транспортировке и       
погрузочно-разгрузочным 
работам)              

2,25

Счет 02 "Амортизация      
основных средств"       

2,25

2,5

Счет 70 "Расчеты  с        
персоналом по оплате      
труда"                  

2,5

0,65

Счет 69 "Расчеты  по       
социальному страхованию   
и обеспечению"          

0,65

Счет 10-1-2-1-2-2       
"Транспортно-           
заготовительные         
расходы, связанные с    
поставкой стали. Цеховая  
кладовая № 2"         

3,2

Счет 23 "Вспомогательные  
производства"           

3,2

Счет 10-1-1-1-3-2       
"Транспортно-           
заготовительные         
расходы, связанные с    
поставкой стали.          
Склад № 3"            

2,2

Счет 23 "Вспомогательные  
производства"           

2,2


 

Оценивая эффективность  методы учета затрат в ОАО «Уральская кузница», можно отметить следующее.

Принципиальные  преимущества метода позаказного калькулирования  заключаются в том, что этот метод  делает возможным сопоставление  затрат между заказами, показывает наиболее и наименее рентабельные заказы, а также какие операции в аналогичных  заказах наиболее дорогостоящие, а какие наиболее эффективные. Позаказный метод обеспечивает базу для планирования затрат и продажных цен по будущим заказам. Метод предоставляет данные для контроля затрат по заказам путем расчета отклонений между оценочными и фактическими данными, а также делает достаточно точное распределение накладных расходов между заказами.

К недостаткам  позаказного метода следует отнести  то, что он требует достаточно большого уровня детализации и, следовательно, большей счетной работы, в то время как стоимость получения точных данных по заказам может не компенсироваться низкой прибылью. Сопоставление между различными заказами может оказаться бесполезным, если оно делается в период между выполнением заказов и для меняющегося количества продукции, производимой по различным заказам.

Использование нормативных затрат может частично снизить влияние этого недостатка, однако при этом увеличивается стоимость  ведения учета. Контроль затрат по подразделениям или операциям может быть осуществлен  лишь при дополнительном анализе первичных данных.

2.2. Планирование  и контроль уровня запасов  материалов

На поставку материалов организация заключает  договоры с поставщиками, в которых  определяются права, обязанности и  ответственность сторон.

Планирование  размера приобретений прямых материальных ресурсов осуществляется по формуле:

Пр = П + Зпл.к  – Зф.н,

где Пр - приобретение;

П - потребление;

Зпл.к - плановые запасы на конец планируемого периода;

Зф.н. - фактические запасы на начало планируемого периода.

Пример расчета плановых объемов и стоимости закупок прямых материальных ресурсов показан в таблице 2.4. Такой план составляется по всем требуемым наименованиям материалов. В нем содержатся данные о необходимой величине иммобилизации денежных средств в материальные запасы. Планы потребности и планы закупок материальных запасов составляются в составе общего бюджета предприятия, большую часть которого на промышленных предприятиях занимает бюджет производства.

Таблица 2.4

Методика управленческого  учета по планированию закупок 
материальных ресурсов ОАО «Уральская кузница» на III квартал 2009г.

Показатели

Проволока 

5,2

Натрий едкий

И т.д. по наименованиям  запасов

Всего

1. Всего натуральный расход на запланированный объем производства, кг

1770,00

45,36

х

2. Планируемые  натуральные остатки на конец  планируемого периода, кг

100,00

10,00

х

3. Всего потребность  (1 + 2), кг

1870,00

55,36

х

4. Фактические  натуральные остатки на начало  планируемого периода (по данным учета), кг

74,15

14,08

х

5. Общий натуральный  объем закупок (3-4), кг

1795,85

41,28

х

6. Закупочная  цена 1 кг, руб.

18,00

13,00

х

7. Стоимость  закупок (5 x 6), руб.

32 325,30

536,64

32 861,94


 

Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов возложен на службу снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т.д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.

Материальные  ценности приходуются в соответствующих  единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом).

Для производственной деятельности ОАО «Уральская кузница» характерны потери от наличия отходов и потери от брака. Отходами производства считаются материалы, которые потребляются в процессе производства продукции, но не становятся частью изделия. Отходы также могут включать некондиционные или поврежденные материалы, которые не пригодны к использованию в процессе производства. Отходы, ожидаемые в процессе производства (нормативные потери), включаются в нормативную стоимость материалов. Если величина отходов окажется больше нормативной величины, то превышение (сверхнормативные потери) отражается как отклонение по использованию материалов наряду с разницей между плановыми и фактическими значениями количества израсходованных материалов.

Браком считают  продукцию и полуфабрикаты, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению либо применяются после дополнительных затрат на устранение имеющихся дефектов.

Как правило, некоторый уровень брака всегда предусматривают заранее и вносят в смету как часть нормативной себестоимости продукции (нормативные потери), так как издержки по полному устранению брака могут оказаться неоправданно высокими. Кроме нормативных потерь на предприятии возникают сверхнормативные потери или доходы. В этом случае можно рассчитать отклонение по браку, которое представляет собой разницу между фактическим и нормативным количеством бракованных изделий, умноженную на нормативную стоимость бракованных изделий.

За отклонения по количеству израсходованных материалов ответственен руководитель того структурного подразделения, в котором данные отклонения возникают. Включение данного  типа отклонений в отчет конкретного  подразделения требует определения того, в каком именно подразделении возникли отклонения по расходу материалов. Однако данный подход требует достаточно трудоемких процедур по подсчету запасов или потоков материалов из одного подразделения в другое, что не всегда оправдано с точки зрения экономической целесообразности.

 

3. Пути совершенствования управления  материальными запасами ОАО «Уральская кузница»

В целях совершенствования  системы управления материальными запасами ОАО «Уральская кузница» рекомендуется использовать систему "стандарт-кост". С ее помощью можно проводить анализ отклонений фактических значений материальных затрат от плановых, выявлять причины этих отклонений и их влияние на деятельность предприятия.

"Стандарт-кост" - нормативный метод учета затрат  и финансовых результатов. Данный метод основан на том, что учет затрат и выручки ведется по нормативным плановым показателям, а отклонения от плановых норм учитываются отдельно и списываются в конце бюджетного периода на соответствующую стадию финансового цикла, в результате чего устанавливаются фактические затраты и финансовые результаты предприятия.

Следует отметить, что плановые показатели в системе "стандарт-кост" фиксируются дважды: первый раз до начала бюджетного периода  в плановой документации управленческих служб; второй раз в течение и по окончании бюджетного периода по факту совершения хозяйственных операций в бухгалтерском учете предприятия. Такой подход не случаен, ибо он позволяет вычленять отклонения от плана и эффект от отклонений на финансовые результаты деятельности предприятия в разрезе отдельных стадий финансового цикла и отдельных финансовых операций. Дело в том, что различные виды отклонений от плановых показателей оказывают различный эффект на деятельность предприятия в зависимости от времени совершения хозяйственной операции и стадии финансового цикла, к которому она относится.

Рассмотрим  применение элементов системы "стандарт-кост" на примере ОАО «Уральская кузница». Выполним расчет отклонений по прямым затратам на материалы.

Рассчитаем  плановую себестоимость производства изделия "А".

Первоначально определим прямые расходы сырья  и материалов для данного вида продукции. Для изготовления изделия "А" требуются такие компоненты, как материалы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Нормативный расход материалов на 100 кг готовой продукции представлен в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Расчет расходов материалов для производства изделия "А"

Наименование    
основных материалов

Норма расхода  на 100 кг 
готовой продукции, кг

Цена, руб/кг

Сумма, руб.

Материал 1

57,48

5,25

301,77

Материал 2

14,61

16,50

241,07

Материал 3

22,97

24,60

565,06

Материал 4

7,00

50,00

350,00

Материал 5

0,26

14,10

3,67

Материал 6

0,02

240,00

3,84

Материал 7

0,20

1,80

0,36

Материал 8

16,00

17,80

284,80

Материал 9

0,12

295,00

35,11

Итого

   

1785,67

Информация о работе Учет материально производственных запасов