Учет материально производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание

в работе рассмотрены различные виды учета материально производственных запасов,а так же практическая часть которая включает Т счета,сальдовую ведомость и журнал хозяйственных операций

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………................................................................................................5

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ……………….6
Понятие и классификация материально производственных запасов………….6
Оценка материально производственных запасов при поступлении…………...7
Учет материально производственных запасов………………………………….8
Учет отпуска материально производственных запасов……………………….11
Учет выбытия материально производственных запасов…………………...…12
Инвентаризация материально производственных запасов……………………13
Аналитический учет материалов…………………………………………...…..13
Синтетический учет материалов…………………………………………….…15
Первичный учет движения материально производственных запасов……….17
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….……..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…….…..38

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 94.87 Кб (Скачать документ)

На материалы, поступающие  со стороны, организация получает:

  1. транспортные документы;
  2. счет-фактуру от поставщика;
  3. сертификат и другие документы согласно условиям договора купли-продажи.

На складе оформляется приходный ордер -типовая межотраслевая форма № М-4, утвержденная постановлением. На массовые однородные грузы, несколько раз в течение дня прибывающие от одного и того же поставщика, допускается составление одного приходного ордера в целом за день. В течение этого дня на обороте ордера делаются записи о каждой приемке материала, которые подсчитываются в конце дня, и общий итог записывается в приходный ордер. Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (накладная, товарно-транспортная накладная) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным поставщика, приемку  материалов производит комиссия и составляет акт о приемке материалов (типовая  межотраслевая форма № М-7), который  служит основанием для предъявления претензии поставщику или транспортной организации. В случае составления  приемного акта приходный ордер  не оформляется.

Материалы, поступающие со своего производства, оформляются накладной  на внутреннее перемещение материалов.

Материалы, полученные после  ликвидации основного средства, оформляются  актом об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (типовая межотраслевая форма  № М-35).

Если в интересах производства целесообразно направить материалы  непосредственно в подразделение  организации, минуя склад, такие  партии материалов отражаются в учете  как поступившие на склад и  переданные в подразделение организации. При этом в приходных и расходных  документах склада и приходных документах подразделения организации делается отметка о том, что материалы  получены от поставщика и выданы подразделению  без завоза их на склад (транзитом).

Приемные акты и приходные  ордера составляются в день поступления  соответствующих материалов на склад  или в другие установленные в  организации сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.

Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются материально ответственным лицом  в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не расходуются.

Оприходование материалов, закупленных подотчетными лицами организации, производится в общеустановленном  порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета  и чеки магазинов, квитанция к  приходному кассовому ордеру – при  покупке у другой организации  за наличный расчет, акт или справка  о покупке на рынке или у  населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.

На основании первичных  документов приобретение материалов отражается в бухгалтерском учете записью:

  1. Дебет счета 10 «Материалы» – сумма фактических затрат на приобретение материалов;
  2. Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – суммы НДС по счетам-фактурам сторонних организаций;
  3. Кредит счетов расчетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

НДС предъявляется к возмещению из бюджета по оприходованным и оплаченным материалам производственного назначения и отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19.

Материалы, полученные от учредителей  в качестве вклада в уставный капитал, принимаются к учету по согласованной  учредителями стоимости и оформляется бухгалтерской проводкой Дебет счета 10 Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».

Фактические затраты организации  на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования, отражаются по дебету счета 10, НДС – по дебету счета 19 и кредиту счетов 60, 71, 76 и др.

Материалы, полученные по договору дарения или безвозмездно, отражаются в оценке по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету: Дебет счета 10 Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления».

Фактические затраты организации  на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования, отражаются по дебету счета 10, НДС – по дебету счета 19 и кредиту счетов 60, 71, 76 и др.

Особенности учета и оценки материалов при использовании счетов 15 и 16. Оценка материалов в текущем учете может производиться по учетной цене, в качестве которой может выступить плановая себестоимость заготовления либо покупная цена материалов. В данном случае бухгалтерский учет организуется с использованием счетов: 10 «Материалы»,15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Фактическая себестоимость  приобретенных материалов отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 15 и кредиту счетов 60, 71, 76, НДС – по дебету счета 19 и кредиту счетов60, 71, 76. Учетная стоимость фактически поступивших материалов списывается в дебет счета 10 с кредита счета 15.

Таким образом, по дебету счета 15 отражается фактическая себестоимость  материалов, а по кредиту – их учетная цена. Разница между фактической  себестоимостью поступивших материалов и их учетной ценой представляет собой отклонения фактической себестоимости  от учетной цены, которые учитываются  на счете 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей». Отклонения списываются со счета 15 на счет 16 следующим  образом:

  1. Дебет счета 16 Кредит счета 15 – если фактическая себестоимость выше учетной цены;
  2. Дебет счета 15 Кредит счета 16 – если фактическая себестоимость ниже учетной цены.

Дебетовое сальдо конечное счета 15 показывает фактическую себестоимость  материалов в пути.[1,стр 67]

Накопленные на счете 16 дебетовые  и кредитовые отклонения от учетных  цен списываются по дебету счетов учета производственных затрат, как  правило, пропорционально стоимости  использованных в производстве материалов (по ценам). Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве». Если учетная цена израсходованных материалов ниже их фактической себестоимости, делается дополнительная запись в кредит счета 16. Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 28. Дополнительная запись методом «красного сторно» делается в кредит счета 16, если учетная цена израсходованных материалов выше их фактической себестоимости.

 

1.4 Учет отпуска материально  производственных запасов

 

Отпуск материалов на нужды  производства при системном потреблении  осуществляется на основе предварительно установленных лимитов. Отдел снабжения  устанавливает лимит отпуска  материалов на производство, основываясь  на утвержденных нормах расхода материалов. Лимитированный отпуск материалов со склада оформляется лимитно-заборными  картами (типовая межотраслевая  форма № М-8). Материалы, отпускаемые  нерегулярно, оформляются требованием-накладной (типовая межотраслевая форма  № М-11).

Перемещение материалов с  одного склада на другой оформляется  накладной на внутреннее перемещение  материалов.

Отпуск материалов отражается в бухгалтерии на основе документов по отпуску материалов по кредиту  счета 10 в корреспонденции с дебетом  счетов 20, 23, 25 и др.

Оценка материально-производственных запасов при отпуске на нужды  организации. В соответствии с ПБУ 5/01 организации имеют право при  отпуске материалов в производство и ином выбытии осуществлять их оценку одним из следующих способов:

  1. по себестоимости каждой единицы;
  2. по средней себестоимости;
  3. по себестоимости первых по времени приобретения материалов – способ ФИФО;
  4. по себестоимости последних по времени приобретения материалов – способ ЛИФО.

Выбранный способ оценки должен быть закреплен в учетной политике организации. Оценка по себестоимости каждой единицы может быть применена на предприятиях с незначительной номенклатурой, выполняющих специальные заказы, когда можно проследить за использованием материалов в производстве и организовать такой учет. При оценке производственных запасов по средней себестоимости принято по каждому виду (группе) запасов определять среднюю себестоимость единицы путем деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество.

При способе ФИФО фактическая  себестоимость списанных запасов  определяется как стоимость материалов, купленных в первую очередь, с  учетом стоимости запасов, числящихся на начало месяца, т. е. по себестоимости  первых по времени закупок.

Способ ЛИФО основан на допущении, что материально-производственные запасы, первыми поступающие в  производство, должны быть оценены  по себестоимости последних закупок.[7, стр 56]

 

1.5 Учет выбытия материально  производственных запасов

 

Для учета реализации и  прочего выбытия товарно-материальных ценностей предназначен операционно-результатный счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Выбытие материалов в качестве вклада в уставный (складочный) капитал  других организаций учитывается  как долгосрочные инвестиции. Фактическая  себестоимость переданных материалов отражается по кредиту счета 10 «Материалы»  и дебету счета 58 «Финансовые вложения». Разница между фактической себестоимостью и согласованной оценкой переданных материалов списывается:

  1. в дебет счета 91-2 «Прочие расходы» с кредита счета 58 – если согласованная стоимость ниже балансовой стоимости материалов;
  2. в дебет счета 58 и кредит счета 91-1 «Прочие доходы» – если согласованная стоимость выше фактической себестоимости материалов.

Продажа материалов на сторону  отражается в учете по факту передачи материалов и подписания приемосдаточных  документов, если договором не предусмотрен иной порядок перехода права собственности  к покупателю. На общую сумму задолженности  покупателя оформляется запись по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» и кредиту счета 91-1. Расходы, связанные с реализацией, отражаются по дебету счета 91-2 и кредиту  счетов расходов и расчетов: 44 «Расходы на продажу», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» и др. НДС с реализации материалов начисляется  по дебету счета 91-2 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС». Фактическая  себестоимость материалов списывается  по дебету счета 912 и кредиту счета 10.

При выбытии материалов в  силу безвозмездной передачи фактическая  себестоимость списывается по дебету счета 91-2 и кредиту счета 10. Убыток от безвозмездной передачи списывается  за счет собственных источников по дебету счета 99 «Прибыли и убытки»  и кредиту счета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов». При безвозмездной  передаче материалов НДС уплачивает передающая сторона. Сумма начисленного НДС отражается по дебету счета 91-2 и  кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по НДС».

Списание материальных ценностей, утраченных в результате стихийных  бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, предполагает наличие справки о  чрезвычайной ситуации. Убыток в данном случае относится на финансовый результат  и отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и  кредиту счета 10 «Материалы», а затем  списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита счета 94.[5, стр. 72]

 

1.6 Инвентаризация материально  производственных запасов

 

Для обеспечения достоверности  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организации обязаны  проводить инвентаризацию материальных ценностей. Инвентаризация производится инвентаризационной комиссией, назначаемой приказом руководителя организации, в присутствии материально ответственного лица и всех членов комиссии. Излишки запасов, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится в коммерческих организациях на финансовые результаты в дебет счета 10 «Материалы» и кредит счета 91-1 «Прочие доходы».

Недостачи и порча запасов  списываются по их фактической себестоимости  в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 10 «Материалы», соответствующий субсчет (в части договорной (учетной) цены запаса), кредиту счета 10, субсчет  «Транспортно-заготовительные расходы» или счета 16 «Отклонение в стоимости  материалов» (в части доли транспортно-заготовительных  расходов).

Информация о работе Учет материально производственных запасов